<данные изъяты> <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июня 2021 года город Кинель Кинельский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Трибунская Л.М., при секретаре Ионовой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле гражданское дело № 2-696/2021 по иску ФИО1 к Военному комиссариату города Кинель и Кинельского района Самарской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области», Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий и признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Кинель и Кинельского района Самарской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области», Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий в связи с участием в боевых действиях, признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и о возложении на Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий выдать удостоверение ветерана боевых действий. В судебном заседании истец ФИО1, а также его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и пояснили суду, что ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> с местом постоянной дислокации в <адрес>. На основании военного билета серия № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Военного комиссариата Ермекеевского района Республики Башкортостан (ВК Ермекеевского р-на РБ) был призван на военную службу; ДД.ММ.ГГГГ прошел обязательную дактилоскопическую регистрацию; ДД.ММ.ГГГГ убыл к месту прохождения военной службы из военного комиссариата Республики Башкортостан; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ВК РБ № присвоено воинское звание: рядовой; ДД.ММ.ГГГГ принял военную присягу (к военной присяге приведен) в войсковой части №; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа войсковой части № присвоено воинское звание: младший сержант; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ уволен в военной службы; - ДД.ММ.ГГГГ принят на военный учет Военный комиссариат города Кинель и Кинельского района Самарской области. Истец был направлен на боевой выход для усиления пограничной заставы, в связи с проход границы большой группы террористов по следующему маршруту, а именно: -в населенный пункт <адрес> (время выполнения боевого задания составило около трех недель), в населенный пункт <адрес> (время выполнения боевого задания составило около двух недель), в населенный пункт <адрес> (время выполнения боевого задания составило около трех недель), прибыл в населенный пункт <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ). По окончании службы истец принят на военный учет в Военный комиссариат по месту жительства, статус ветерана боевых действий ему не был присвоен, так как в личном деле не имеется приказов для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием документального подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях. Таким образом, истец должен был доказать свое участие и факт выполнения им задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес>. Со стороны истца осуществлены следующие действия, выразившееся в запросах и заявлениях в компетентные органы, а именно: На обращение от ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть № был получен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ ВрИО Начальника штаба войсковой части №, которым сообщается, что предоставить данные об участии в контртеррористических операций в войсковой части № не возможно, так как были утеряны приказы командиров войсковой части, в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ (основание: акт о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№, справка № от ДД.ММ.ГГГГ); На обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат города Кинель и Кинельского района Самарской области, предоставлен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ Центрального архива филиала (Южный <адрес>) которым сообщается, что войсковая часть № ликвидирована в ДД.ММ.ГГГГ г., приказы командиров не передавались на хранение; На обращение в Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ, получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по архивным документам установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. личный состав войсковой части № на денежном довольствии состоял при войсковой части №, при этом документы войсковой части № на хранение не передавались; На основании архивной справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ «в приказе командиров войсковой части № значится сержант ФИО1.. для выполнения боевой задачи (район выполнения задачи не указан), выдать сух.пай на 5 (пять) суток с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ..». Исходя из вышеизложенного, истец считает, что с его стороны были предприняты все возможные способы подтверждения факта его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории <адрес>. Итак, истец принес военную присягу, проходил службу в 3 мотострелковой роте (3 МСР) сухопутных войсках Северо-Кавказского военного округа в войсковой части №, о чем имеется подпись начальника штаба войсковой части № гвардии полковника С. Щура (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) В настоящее время согласно общедоступным сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре юридических лиц, войсковая часть войсковая часть № (ОГРН №, место нахождения <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу; войсковая часть № (ОГРН №), место нахождения <адрес>) является действующим юридическим лицом; войсковая часть № (ОГРН №) с. ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована Сведения актуальны на ДД.ММ.ГГГГ По военно-учетной специальности истец является заместителем командира взвода боевых машин пехоты (ЗКВ БМП-1), а также по приказу от ДД.ММ.ГГГГ был выдан автомат, о чем имеется соответствующая запись на стр. 10 военного билета. На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации истец был уволен в запас с военной службы и направлен в Военный комиссариат по месту жительства. Согласно ответу Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, приказы командира войсковой части № «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимающим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за интересующий период на хранение в филиал Центрального архива не поступали. В деле фонда имеются копия акта военной части №, в котором значится, что данные документы утеряны в результате пожара. Финансовые документы на выплату денежного вознаграждения военнослужащим войсковой части № на хранение в филиал Центрального архива не поступали, сведениями о месте их нахождения филиал не располагает. В Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий истец не обращался с заявлением в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием полного документального подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях, в связи с отсутствием приказов командиров, которые на хранение не передавались в результате пожара. Исходя из вышеизложенного, истец вынужден обратиться в суд для признания права на получение удостоверения ветерана боевых действий; признания ветераном боевых действий; обязаннее Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать ему удостоверение ветерана боевых действий. В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение;-изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах». Согласно разделу III этого перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно пункту 2 названной инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Порядок). В соответствии с пунктом 6 данного Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения. Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства). Согласно п. п. 7, 8 указанного Порядка в заявлении (рапорте), кроме фамилии, имени и отчества (при наличии), для иных лиц указываются личный номер (при наличии), воинское звание в запасе либо в отставке или классный чин (при наличии), дата рождения, адрес места жительства, периоды даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», согласие на обработку персональных данных. Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 х 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой данного пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления. Кроме того, по смыслу пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. № 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы). На основании изложенного просит признать ФИО1 ветераном боевых действий в связи с участием в боевых действиях, признать его право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий выдать удостоверение ветерана боевых действий. В судебное заседание представитель ответчика Военного комиссариата г. Кинель и Кинельского района Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. В материалах дела имеются возражения Военного комиссариата г. Кинель и Кинельского района Самарской области на исковое заявление ФИО1, из которых следует, что на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 «Об утверждении. Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» утвержден порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах РФ (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. На военные комиссариаты возложены обязанности по организации подготовки документов и направление их в соответствующую комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Так в соответствии с п. 6 Порядка истец обратился с заявлением в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий через военный комиссариат города Кинель и Кинельского района Самарской области. Согласно решению комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. С решением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ лично под роспись. На основании изложенного просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме. В судебное заседание представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. В материалах дела имеются возражения ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», из которых следует, что на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» утвержден порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах РФ (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. На военные комиссариаты возложены обязанности по организации подготовки документов и направления их в соответствующую комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Утверждение истца о том, что он не обращался в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверений ветерана боевых действий не соответствует действительности. Так, в соответствии с п. 6 Порядка истец обратился с заявлением в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий через военный комиссариат по месту проживания. Далее, в соответствии с п. 11 Порядка заявление ФИО1 с приложенными документами были направлены военный комиссариат Самарской области за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Военный комиссариат Самарской области в соответствии с абз.4 п. 11 Порядка направил заявление и документы ФИО1 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в комиссию Центрального военного округа для принятия решения о выдаче (отказа в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий. Согласно решения комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, с причиной отказа в выдаче: Лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории <адрес>, для выдачи удостоверения представляют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, или (либо) документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, или либо) реализованный наградной материал. Указанная норма обусловлена требованиями подпункта «в» п.4 постановления Правительства РФ от 09.02.2004г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», которым предусмотрено, что периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции. Вместе с тем, согласно определению Конституционного суда РФ от 06 декабря 2018 года № 3701-0, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий. В решением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ лично под роспись. На основании изложенного просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме. Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. В материалах дела имеется отзыв ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ на исковое заявление ФИО1, из которого следует, что в обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в составе войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во время прохождения военной службы принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. ФИО1 просит выдать удостоверение «Ветеран боевых действий». Вместе с тем, заключением от ДД.ММ.ГГГГ№ комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий ему отказано в признании ветераном боевых действий. Согласно заключению причиной отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий является то, что факт непосредственного участия в выполнении задач в ходе контртеррористической операции документально не подтвержден. Согласно заключению обращение возвращается без реализации для доработки. Однако ФИО1 не согласен с таким заключением и просит признать данный отказ комиссии незаконным и признать его участником боевых действий. Представитель комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Министерства обороны Российской Федерации полагает, что требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ <0 ветеранах», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также гражданам, пребывающим в запасе и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации военного округа, приказом командующего войсками Центрального военного округа от 24 апреля 2018 года №252 «О создании комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий» создана комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Приложением к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Так в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеется позиция: «Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года» (абзац введен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ). В соответствии с п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 8 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, то есть документы подтверждающие выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона з частности, для лиц, принимавших участие в контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное выполнение задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал. Оценивая представленные истцом доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходим к обоснованному выводу, что факт непосредственного участия истца в боевых действиях не подтвержден, поскольку представленные истцом документы не могут служить его подтверждением, так как не отвечают критериям допустимости доказательств в соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, само по себе нахождение на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о наличии у истца права на присвоение ему статуса ветерана боевых действий и выдачу соответствующего удостоверения, поскольку основанием для его выдачи является представление письменных доказательств, свидетельствующих о непосредственном участии в боевых действиях, таких как выписки из приказов командиров воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал. Согласно позиции изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 01 августа 2016 года по гражданскому делу № 41-КГ 16-23 сам по себе факт нахождения гражданина в указанный период в зоне вооруженного конфликта не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Указанная позиция представителя комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Министерства обороны Российской Федерации также полностью согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года № 1-КГ15-2. Из содержания приведённых нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 53-Ф3 «О ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений. Таким образом, непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с вышеизложенным, на данный момент истцом не подтвержден факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Кроме того, в соответствии со ст. 36, 37, 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском процессе может являться организация. Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч.1). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.2). Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий не зарегистрирована в качестве юридического лица, в связи с чем не обладает гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью, и соответственно не может как ответчик осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также гражданам, пребывающим в запасе и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации военного округа, создана комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Согласно статьи 12 «Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года Ло 2288 в случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, настоящего Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии (комиссии). Таким образом, основываясь на положениях статей 2, 22, 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации субъектами гражданских правоотношений выступают строго определенные субъекты, а именно - граждане (физические лица) и организации (юридические лица), к которым не относится комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Из чего следует, что комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий является не надлежащим ответчиком. Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В рамках данного гражданского дела невозможно обязать Министерство обороны Российской Федерации выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» ФИО3 поскольку, согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», непосредственно Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, не выдает удостоверения «Ветеран боевых действий». Согласно статьи 16 «Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 при принятии комиссией (центральной комиссией) решения о выдаче удостоверения кадровым органом (Главным управлением кадров), осуществляющим организационное и техническое обеспечение её деятельности, оформляется удостоверение. Из чего следует, что Министерство обороны РФ является не надлежащим ответчиком. На основании изложенного просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме. Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен. Выслушав пояснения истца и его представителя, заслушав показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 обратился в Военный комиссариат города Кинель и Кинельского района Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», как непосредственно принимавший участие в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Северо-Кавказском военном округе в войсковой части № с местом постоянной дислокации в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат г. Кинель и Кинельского района Самарской области направил заявление ФИО1 с приложенными к нему документами в адрес Военного комиссариата Самарской области, который в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ направил заявление ФИО1 с приложением необходимых документов для выдачи удостоверения «ветерана боевых действий» в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветеран боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 было отказано по тем основаниям, что лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории <адрес>, для выдачи удостоверения представляют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, или (либо) документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, или (либо) реализованный наградной материал. Наличие оснований для выдачи удостоверения должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых в проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участи соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждена руководителем Регионального оперативного штаба либо контртеррористической операции. Обращение возвращено для доработки. Согласно сведениям представленного истцом военного билета, ДД.ММ.ГГГГФИО1 призывной комиссией Военного комиссариата <адрес> был призван на военную службу, ДД.ММ.ГГГГФИО1 убыл к месту прохождения военной службы из военного комиссариата <адрес> в войсковую часть № Северо-Кавказского военного округа, ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы. ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на военный учет Военного комиссариата г. Кинель и Кинельского района Самарской области. Из пояснений истца ФИО1 следует, что статус ветерана боевых действий ему не был присвоен, так как в личном деле не имеется приказов для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием документального подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях. В целях подтверждения своего участия и факта выполнения им задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес>ФИО1 были направлены запросы в соответствующие компетентные органы. На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть № был получен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ ВрИО Начальника штаба войсковой части №, которым сообщается, что предоставить данные об участии в контртеррористических операций в войсковой части № не возможно, так как были утеряны приказы командиров войсковой части, в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ (основание: акт о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№, справка № от ДД.ММ.ГГГГ); На обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат города Кинель и Кинельского района Самарской области, предоставлен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ Центрального архива филиала (<адрес>) которым сообщается, что войсковая часть № ликвидирована в ДД.ММ.ГГГГ г., приказы командиров не передавались на хранение; На обращение в Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ, получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по архивным документам установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. личный состав войсковой части № на денежном довольствии состоял при войсковой части №, при этом документы войсковой части № на хранение не передавались; На основании архивной справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ «в приказе командиров войсковой части № значится сержант ФИО1.. для выполнения боевой задачи (район выполнения задачи не указан), выдать сух.пай на 5 (пять) суток с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ..». Из показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 следует, что вместе с истцом ФИО1 он проходил срочную военную службу в войсковой части №. Они были в одной роте. По роду службы ему и ФИО1 было выдано оружие, о чём они расписывались в приказах. Подтверждает, что он и истец ФИО1 принимали участие в контртеррористических операциях и боевых действиях, защищали границы <адрес>. По приказу при выполнении боевых задач истец стрелял из оружия. Он, Свидетель №1, является ветераном боевых действий и имеет удостоверение ветерана боевых действий. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №2 в судебном заседании пояснил, что вместе с истцом ФИО1 он призывался на военную службу в <адрес>, где они вместе служили, ФИО1 был его командиром. В период прохождения военной службы ими совершались обстрелы, они делали блиндажи, окопы. До дембеля он и ФИО1 несли службу на постах, охраняя границу. При увольнении с военной службы им сказали, что выдадут удостоверения ветерана боевых действий. В ДД.ММ.ГГГГ г. он, Свидетель №2, получил удостоверение ветерана боевых действий. Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении N 1 к Федеральному закону "О ветеранах". В разделе III этого перечня к периодам ведения боевых действий отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических на территории <адрес> региона с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Согласно ст. 28 Федерального закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных положений Закона, Правительством Российской Федерации издано постановление от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого установлено, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, является документально подтвержденный факт получения подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к ФЗ "О ветеранах"). В настоящее время нормативно-правовым актом, регулирующим выдачу удостоверений ветеран боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации является приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 года N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации". Согласно ранее и ныне действующего приказа гражданин, пребывающий в запасе (отставке) для получения удостоверения ветерана боевых действий обращается с соответствующим обращением в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (месту жительства). В заявлении гражданин (гражданка) в обязательном порядке указывает периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 595 к обращению прикладываются документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции. На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к участникам боевых действий относятся лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий. Основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий для данной категории граждан являются документы, подтверждающие факт работы по обслуживанию воинских частей Вооруженных Сил СССР или Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, а также документы о полученных в связи с этим ранениях, контузиях или увечьях, либо реализованный наградной материал, подтверждающий факт награждения орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении боевых действий. С учетом исследованных доказательств, суд считает, что истцом ФИО1 представлены достаточные бесспорные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, подтверждающих непосредственное участие ФИО1 в боевых действиях на территории Республики Дагестан в юридически значимый период, в связи с чем, он должен быть признан ветераном боевых действий, а, значит имеются основания для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. В связи с утратой первичных- документов воинской части в ином порядке истец установить данный факт не может. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать ФИО1 ветераном боевых действий в связи с участием в боевых действиях в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий выдать ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 14 июля 2021 года. Председательствующий <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |