Дело № 2-6970/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 14 декабря 2016 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Вершининой Т.А.,
с участием:
представителя истца старшего помощника Хабаровского межрайонного прокурора Приходько И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного прокурора, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий об обязании установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Чегдомын, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосе водного объекта – реки Чегдомын в государственный кадастр недвижимости, установить срок исполнения решения суда в течении 12 месяцев с момента вступления его в законную силу. В обоснование требований указано, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов Хабаровского края водного законодательства, в ходе которой выявлено, что в нарушение Водного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты меры по охране водных объектов. С ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента вступления в силу соответствующих положений ВК РФ, у уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чегдомын. Министерство природных ресурсов Хабаровского края письмом от 02.08.2016 № 13.3.27-20554 сообщает, что в 2015 году на основании результатов выполненных работ по государственным контрактам в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов: реки Амур (протоки Сандинская, Галбон (Старый Амур)), реки Болин, озера Падали в пределах г. Амурска, реки Амур и ее притоков в пределах г. Николаевска-на-Амуре. А также, в 2016 году проведена работа по заключению государственного контракта на выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бикин и ее притоков в пределах г. Бикина. Вместе с тем, прокуратурой установлено, что по информации отдела водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления по Хабаровскому краю длинна водного объекта реки Чегдомын 93 км, является притоком р. Ургал, водоохранная зона объекта составляет 200 м, прибрежной защитной полосы 30, 40. 50 м. Согласно информации Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и границах прибрежных защитных полос водного объекта - реки Чегдомын. Таким образом, не установление границ зон с особыми условиями использования территорий и невнесение сведений в государственный кадастр недвижимости делает невозможным осуществление полномочий по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности, принятие мер по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, а также может привести к неблагоприятным антропогенным воздействиям на водный объект, загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. Выявленные нарушения законодательства наносят существенный вред интересам Российской Федерации в сфере водопользования, а также нарушают принципы, в связи с которыми и создавались водоохранные зоны, в связи с чем, не могут быть оставлены без принятия мер прокурорского реагирования.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела на другую дату не заявлял, ранее в судебном заседании 20.10.2016 представитель ответчика Долгова Е.А. заявляла ходатайство о прекращении производства по делу, указав, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ. Ходатайство представлено в письменном виде. Также представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которым ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика,
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования, поддержал в полном объеме, дополнений и изменений не имел, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Возражал против прекращения производства по делу по основаниям, заявленным представителем ответчика, считает, что истцом выбран верный способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, данное дело подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ, а не КАС РФ.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 утверждены правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии со ст. 2 Правил, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 года N 49-пр, является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. Задачей его является, в том числе управление в сфере водных отношений.
В соответствии с п. 3.6.22 вышеуказанного Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края разрабатывает и осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Пунктом 3.6.28 Положения предусмотрено, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
При рассмотрении дела установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов Хабаровского края водного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение Водного кодекса РФ, а именно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не приняты меры по охране водных объектов. Водный объект – река Чегдомын длиной 93 км, является притоком р. Ургал. Водоохранная зона объекта составляет 200 м, прибрежной защитной полосы 30,40.50 м.
До настоящего времени Министерством природных ресурсов Хабаровского края не выполнена обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Чегдомын.
До настоящего времени границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса) реки Чегдомын Министерством природных ресурсов Хабаровского края не установлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, внесение сведений в кадастр о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.
Согласно ст. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 120 границах водоохранных зон и 83 границах прибрежных защитных полос водных объектов расположенных на территории <адрес>, однако сведения о границах водных зон и прибрежных защитных полос реки Чегдомын отсутствуют
При таких обстоятельствах, требования Хабаровского межрайонного прокурора, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд полагает возможным установить срок, в течение которого Министерству природных ресурсов Хабаровского края следует должно быть исполнено решение суда, а именно 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве суд признает несостоятельными и подлежащими отклонению. Требования истца основаны на законе, обстоятельства, изложенные в иске, подтверждаются представленными материалами дела. Обстоятельства, на которые ссылается ответчик в своих возражениях, не устанавливают факт установления границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Чегдомын. Отсутствие денежных средств, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчика о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, что прокурором избран неверный способ защиты прав неопределенного круга лиц, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.
Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий регулируется Кодексом об административном судопроизводстве.
В исковом заявлении прокурор просит возложить на ответчика Министерству природных ресурсов Хабаровского края обязанность исполнить требования законодательства по охране водных объектов, не оспаривая при этом решения и действие (бездействие) данного органа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданский, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Чегдомын,
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чегдомын в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 20.12.2016.
Судья О.В. Шевцова