ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-697/17 от 27.11.2017 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело №2-697/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2017 года ст. Зеленчукская

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Байчорове М.К.,

с участием представителя истца Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к ФИО3 о взыскании задолженности, расторжении договора аренды лесного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Управление лесами КЧР обратилось в суд с иском к ФИО3 и просит взыскать задолженность по арендной плате в размере в размере 71 760,30 рублей по арендной плате за использование лесов, расположенных в землях лесного фонда; взыскать неустойку в размере 7 рублей 17 копеек за нарушение условий договора аренды; расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО3; прекратить записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ и за от ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным учреждением «Зеленчукский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по КЧР и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка для культурно-оздоровительных, туристических и иных целей, который впоследствии на основании Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закона «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» был приведен в соответствие с действующим законодательством и переоформлен. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка общей площадью <данные изъяты> га местоположением: <адрес>. Кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ между «Первоначальным арендатором» ФИО1 и «Последующим арендатором» ФИО3 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка и дополнительное соглашение к договору . Соглашение прошло процедуру регистрации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается печатью на оборотной стороне соглашения. В порядке исполнения требований указанных норм закона договор аренды участка лесного фонда прошел государственную регистрацию, как и переоформленный договор аренды лесного участка, о чем свидетельствует совершенная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная печатью на оборотной стороне договора.

Ссылается на ФЗ от 22.06.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принятый в соответствии с указанным федеральным законом, Приказ Министерства экономического развития РФ от 06.04.2012 №187 «О порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании». Указывает, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 «О передаче открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, принято передать открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», являющейся управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, на основании Соглашения об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, от 27.12.2012 № С- 735-ОС/Д25. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принималось Правительством Российской Федерации и оформлено постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1195 «Об особо экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе». К приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 прилагается перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», в числе которых находится спорный лесной участок (стр. 9, п/п 40 Приложения к приказу Минэкономразвития России от 17.04.2013 № 208 ).

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от -4.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны. Далее, между теми же лицами было заключено Дополнительное соглашение от 16.04.2013 № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011, в перечень, которого входит спорный лесной участок с указанием кадастрового номера, правообладателя, вида права, площади, зарегистрированными ограничениями (обременениями) лесного участка, принадлежащего на праве аренды ФИО1. (п/п 37 Дополнительного соглашения). Истец ссылается на понятие особой экономической зоны, ее цели и регулирование этих зон, указывает, что управление не имеет в дальнейшем полномочий на управление лесными участками, подпадающими под категорию «особо экономические зоны туристско-рекреационного типа», созданные на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в связи с чем появилась необходимость расторжения договора аренды лесного участка, заключенного между Управлением и арендатором ФИО3.

Ссылается на соблюдение досудебного урегулирования спора с ответчиком ФИО3 с указанием необходимости расторжения договора с проектом Соглашения о расторжении договора аренды лесного участка, а так же о неполном расчете с бюджетом от ДД.ММ.ГГГГ. Требование о расторжении договора аренды влечет за собой, соответственно, предъявление требования о прекращении записи об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним в отношении вышеуказанных договора и соглашения,

Обосновывая подлежащую взысканию с ответчика задолженность, указывает, что с 2007 года, расчеты по арендной плате производятся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Согласно Федеральных законов «О федеральном бюджете …», ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются с соответствующими коэффициентами.

В судебном заседании представитель истца Управления лесами КЧР ФИО2 поддержала иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 адвокат Шебзухов Р.Х., назначенный судом на основании ст. 50 ГПК РФ, иск не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованность иска.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР и ОАО «Курорты Северного Кавказа», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Гражданское дело на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

Пункт. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу части 4 названной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ № 310 от 22 мая 2007 года утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Согласно частям 2 статей 3 Федеральных законов от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», от 2 декабря 2009 г. № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,07, в 2009-2014 годах с коэффициентом 1,13.

Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи говорит о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 614 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

На основании ст. ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.

Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным учреждением «Зеленчукский лесхоз» в лице директора ФИО4 (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) был заключен Договор аренды участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и иных целей, который зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 13-18). ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1 был заключен договор за аренды лесного участка площадью - <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым (л.д.19-25). Управление лесами КЧР передало ФИО5 в аренду лесной участок в целях рекреационной деятельности, площадью – <данные изъяты> га, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, сроком на 49 лет (л.д. 24). Согласно пункту 5 Договора, размер арендной платы за пользование лесным участком площадью <данные изъяты> га составляет 16 050 рублей в год. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГФИО1 безвозмездно передал свои права и обязанности «Арендатора» ФИО3 - «Последующему арендатору» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Передача лесного участка осуществлялась по акту приема-перадачи прав и обязанностей. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в регистрирующем органе ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-39).

В соответствии с п.п. «д» п. 11 договора, арендатор обязан вносить арендную плату.

Согласно п. 7 Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 ЛК РФ.

Из п. 13 договора, следует, что за нарушение условий настоящего договора, арендатор уплачивает арендодателю неустойки в следующих размере 0,01 % от суммы арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ Зеленчукским районным судом вынесено решение по иску Управления лесами КЧР к ФИО3 о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, с ФИО3 взыскана задолженность по арендной плате в размере 13 602 рублей и неустойка в размере 1,36 рублей. Решение суда вступило в законную силу.

19 января 2011 года на основании Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско- рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны (л.д. 44-52). На основании Постановления Правительства Российской Федерации от -4.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны. Далее, между теми же лицами было заключено Дополнительное соглашение от 16.04.2013 № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011, в перечень, которого входит спорный лесной участок с указанием кадастрового номера, правообладателя, вида права, площади, зарегистрированными ограничениями (обременениями) лесного участка, принадлежащего на праве аренды ФИО1. (п/п 37 Дополнительного соглашения).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обращаясь в суд с требованием о расторжении договора аренды лесного участка, истец ссылается на отсутствие у него в настоящее время полномочий на управление лесными участками, подпадающими под категорию «особо экономические зоны туристко-рекреационного типа», поскольку эти земли в том, числе и участок, предоставленный ФИО3, находятся в введении АО «Курорты Северного Кавказа». Это основание не может расцениваться как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Согласно ч. 1 ст. 617 ГК РФ, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Учитывая то, что переход право распоряжения спорным земельным участком перешло от Управления лесами КЧР к АО «Курорты Северного Кавказа» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тот факт, что по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика уже была взыскана судебным решением, оснований для взыскания по заявлению истца задолженности ответчика не имеется. Принимая во внимание то, что в соответствии с законом переход права распоряжения спорным земельным участком от Управления лесами КЧР к АО «Курорты Северного Кавказа» не является основаниям для расторжения договора аренды, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, при этом суд учитывает производность требований о прекращении записей ограничении (обременении) в ЕГРН от требований о расторжении договора, соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к ФИО3 о взыскании задолженности по арендной плате в размере 71760 рублей 30 копеек; неустойки в размере 7 рублей 17 копеек; расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым <данные изъяты>, заключенного между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1; расторжении соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО3 с согласия Управления лесами КЧР; прекращении записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ, за от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2017 года.

Судья Н.Ю. Дотдаев