Дело № 2-697/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Чернушка 14 августа 2020 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Янаевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Новокшоновой Л.А.,
с участием представителей ответчика государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края о перерасчете размера страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась с иском к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований (с учетом уточнения) указала на то, что истец с <ДД.ММ.ГГГГ> является получателем старости. <ДД.ММ.ГГГГ> по результатам рассмотрения обращения ФИО3 о перерасчете размера пенсии ответчик направил истцу ответ с расчетом назначенной истцу размера пенсии. С указанным расчетом истец не согласна, считает, что размер ее пенсии ответчиком определен неверно, а именно ответчик неверно применил суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала в размере <данные изъяты>, по мнению истца, данный коэффициент должен был быть определен с учетом постановления Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№> и составляет <данные изъяты>. Кроме того повышение за счет страховых взносов на <ДД.ММ.ГГГГ> определено ответчиком путем деления на ожидаемый период получения пенсии 216. Суммы страховых взносов поступали не единой суммой, а периодично в различном порядке, соответственно размер повышения за счет страховых взносов за период с <ДД.ММ.ГГГГ> -<ДД.ММ.ГГГГ> должен быть определен с учетом индексации сумм страховых взносов в зависимости от даты их поступления. При корректировке размера пенсии за счет страховых отчислений в период с 2002 года по 2012 год должен применяться ожидаемый период получения страховой пенсии начиная со значения 144 с последующим увеличением на 6 месяцев до значения 192 (2010), а затем увеличением на 12 месяцев до значения 216 (2012 год назначения пенсии) и сокращением на 12 месяцев за каждый полный год, истекший со дня назначения пенсии. Кроме того при расчете суммы увеличения за счет страховых взносов ФИО3 за 2013 год должен применяться ожидаемый период получения страховой пенсии в значении 204, а в 2014 году в значении 192. Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет ее размера пенсии с определением расчетного пенсионного капитала на <ДД.ММ.ГГГГ> с учетом применения коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц в размере 1,101 и суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения пенсии в размере <данные изъяты>, а также пересчитать размер пенсии с учетом применения ожидаемого периода получения страховой пенсии при корректировке размера пенсии за счет страховых отчислений в период с 2002 по 2012, начиная со значения 144 с последующим увеличением на 6 месяцев до значения 192 (2010 год), затем с увеличением на 12 месяцев до значения 216 (2012 год назначения пенсии), а также с учетом повышения размера пенсии за счет страховых отчислений в размере <данные изъяты> за период с <ДД.ММ.ГГГГ>- <ДД.ММ.ГГГГ>, а также с учетом применения ожидаемого периода получения страховой пенсии при корректировке размера пенсии за счет страховых отчислений за 2013 год в значении 204, в 2014 году в значении 192, взыскать с ответчика судебные расходы.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен, ранее доводы, изложенные в иске, поддержал, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представители ответчика государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края ФИО1, ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, по доводам изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д.33-39).
Представитель ответчика государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен, предоставил письменные возражения по иску, согласно которых в соответствии с п.10 Положения об Отделении, утвержденного постановлением Правления ПФР от 31.08.2016 года № 786п, Отделение осуществляет организацию и контроль деятельности подведомственных Отделению территориальных органов ПФР. В силу ч.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией, Отделение является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору. Дополнительно пояснив, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ), которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Закона № 173-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ;
СВ - сумма валоризации (статья 30 Закона № 173-ФЗ);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года. В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона № 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 Закона № 173-ФЗ, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. Таким образом, до назначения трудовой пенсии по старости индексируется только расчетный пенсионный капитал, который при назначении пенсии участвует для определения размера страховой части трудовой пенсии. В силу статьи 20 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ (в ред. от 29.11.2003г.) трудовая пенсия по старости состоит из базовой части, страховой части и накопительной части.
Базовая и страховая части трудовой пенсии до 01.01.2010г. индексировались в разные сроки на разный коэффициент. Соответственно при индексации расчетного пенсионного капитала учитывались только коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии. При этом индексация расчетного пенсионного капитала производилась один раз в год путем применения суммарного годового коэффициента индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), тогда как индексация размера трудовой пенсии (страховой части пенсии) могла осуществляться несколько раз в год (до четырех раз) с учетом роста цен в течение календарного года, а также с 1 апреля каждого года с учетом роста средней зарплаты по стране и роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера. ФИО3 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 28.07.2012г. При определении расчетного пенсионного капитала (ПК1) ФИО3 применены коэффициенты индексации по:
постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2003г. № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2003г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» в размере 1,307 (далее - Постановление № 152);
постановлению Правительства Российской Федерации от 15.03.2004г. № 141 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» в размере 1,177 (далее – Постановление № 141);
постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07.2005г. № 417 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,114 (далее - Постановление № 417);
постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2006г. № 166 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,127 (далее - Постановление № 166);
постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2007г. № 183 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,16 (далее - Постановление № 183);
постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.2008г. № 205 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,204 (далее – Постановление № 205);
постановлению Правительства Российской Федерации от 21.03.2009г. № 248 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,269 (далее - Постановление № 248);
постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2010г. № 168 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,1427 (далее - Постановление № 168);
постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2011г. № 255 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,088(далее - Постановление № 255);
постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2012г. № 238 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,1065 (далее - Постановление № 238).
Таким образом, коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения трудовой пенсии по старости ФИО3 составил 4,70890357 (1,307x1,177x1,114x1,127x1,16x1,204x1,269x1,1427x1,088x1,1065).
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2013г. № 263 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц», вступило в силу с 01.04.2013г., т.е. после назначения истцу трудовой пенсии по старости.
При определении суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПК2) на момент назначения страховой пенсии по старости ФИО3 учитывались страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет истца, на момент назначения страховой пенсии по старости и сумма индексации вышеуказанных страховых взносов. Согласно пункту 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002г. № 407 включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета ФИО3 сумма страховых взносов на момент назначения трудовой пенсии по старости составила <данные изъяты> Данная сумма состоит из ежегодных поступлений на лицевой счет истца страховых взносов и их индексации. Индексация страховых взносов истца за период с 01.01.2002г. до момента назначения трудовой пенсии по старости составила:
-на 01.01.2003г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2004г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2005г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2006г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2007г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2008г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2009г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2010г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2011г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.01.2012г. размер индексации <данные изъяты>;
-на 01.04.2012г. размер индексации <данные изъяты>;
Таким образом, суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения трудовой пенсии по старости ФИО3 определен Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края верно в соответствии с вступившими в силу Постановлениями № 152, № 141, № 417, № 166, № 183, № 205, № 248, № 168, № 255 и
№ 238.
Закон № 173-ФЗ не содержит норм, предусматривающих перерасчет размера трудовой пенсии с учетом стажа и заработка за периоды работы после 01.01.2002г. Пенсионерам, продолжающим работу после 01.01.2002г., производился перерасчет или корректировку страховой части трудовой пенсии по старости с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальном лицевом счете за соответствующий расчетный период. Согласно пункту 3 статьи 17 Закона № 173-ФЗ лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. Согласно статье 20 Закона № 173-ФЗ перерасчет страховой части трудовой пенсии производился с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее заявление о таком перерасчете. В июле 2009г. в пункт 5 статьи 17 Закона № 173-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми размер страховой части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежал корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и не учтенных при определении величины расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части трудовой пенсии по старости при перерасчете или предыдущей корректировке. В отличие от указанного выше перерасчета данная корректировка производилась без заявления пенсионера. Перерасчет и корректировка страховой части трудовой пенсии по старости осуществлялись на основании сведений персонифицированного учета о суммах страховых взносов за соответствующий период. Размер повышения страховой части трудовой пенсии определялся путем деления общей суммы страховых взносов, отраженных на лицевом счете застрахованного лица за расчетный период, на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, соответствующий году перерасчета либо корректировки. При этом количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого при перерасчете или корректировке страховой части указанной пенсии определялось в соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона № 173-Ф3. В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона № 173-ФЗ при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 Закона № 173-ФЗ ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Вместе с тем величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, учитываемая при ее назначении, вводилась поэтапно в порядке, предусмотренным статьей 32 Закона № 173-Ф3. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01.2002г. ожидаемый период выплаты установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивался на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца в 2010г.). С 2010г. ожидаемый период выплаты ежегодного увеличения на 1 год до достижения 19 лет или 228 месяцев (пункт 1 статьи 32 Закона № 173-Ф3). Согласно пункту 2 статьи 32 Закона № 173-ФЗ лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Закона № 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно), т.е. при назначении досрочной страховой пенсии по старости в 2013г. ожидаемый период выплаты составляет 240 месяцев (216 месяцев +12 мес. (пункт 1 статьи 31 Закона № 173-ФЗ) + 12 мес. (пункт 2 статьи 32 Закона № 173-ФЗ)). Таким образом, при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в 2012г. ожидаемый период выплаты составил 216 месяцев (2002г. - 144 мес., 2003г. - 150 мес., 2004г. - 156 мес., 2005г. - 162 мес., 2006г. - 168 мес., 2007г. - 174 мес., 2008г. - 180 мес., 2009г. - 186 мес., 2010г. -192 мес., 2011г. -204 мес.). При перерасчете (корректировке) страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты досрочной трудовой пенсии по старости составил: в 2013г. - 228 месяцев (240 мес. - 12 мес.) и в 2014г. - 228 месяцев (252 мес.-24 мес.). После перерасчета либо корректировки размер повышения, исчисленный исходя из суммы страховых взносов, учитывался в составе страховой части трудовой пенсии и впоследствии индексировался вместе с ней. С 01.01.2015г. вступил в силу Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которым размеры страховых пенсий определяются в зависимости от величины индивидуального пенсионного коэффициента (часть 1 статьи 15 Закона № 400-ФЗ). В случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после назначения пенсии производится перерасчет размера страховой пенсии исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления ее размера при назначении, или предыдущем перерасчете. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при указанном перерасчете страховой пенсии учитывается в размере не свыше 3,0 (пункт 1 части 4 статьи 19 Закона № 400-ФЗ). Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года (пункт 3 части 2 статьи 19 Закона № 400-ФЗ). После установления трудовой пенсии по старости страховая часть трудовой пенсии по старости пересчитывалась и корректировалась с учетом страховых взносов, отраженных на лицевом счете ФИО3 за периоды работы после назначения пенсии. С 01.08.2013г. в беззаявительном порядке ежегодно осуществлялась корректировка страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов за соответствующие расчетные периоды. С 01.01.2015г. пенсия ФИО3 пересчитана по нормам Закона № 400-ФЗ, а с 01.08.2015г. на основании части 5 статьи 35 Закона № 400-ФЗ произведено уточнение размера страховой пенсии с учетом "страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете по состоянию на 31.12.2014г.
Суд, заслушав представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по старости, далее - Закон № 173-ФЗ) расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ;
СВ - сумма валоризации (статья ЗОЛ Закона № 173-ФЗ);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Согласно ст.30 Закона № 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на <ДД.ММ.ГГГГ>;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Судом установлено и следует из материалов дела с 28.07.2012 года ФИО3, назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ.
Размер пенсии истца определен в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона 173-ФЗ.
Продолжительность страхового стажа составила 31 год 01 месяц 13 дней, продолжительность общего трудового стажа по состоянию на 31.12.2001 года составила 21 год 05 месяцев 12 дней, общая продолжительность специального стажа по Списку 2 составила 24 года 01 месяц 26 дней, продолжительность специального стажа по состоянию на 31.12.2001 года- 19 лет 10 месяцев 24 дня.
Расчет пенсии произведен с применением стажевого коэффициента – 0,64, отношение заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране – 1,2 (учтен среднемесячный заработок за 2000-2001 гг.), применен ожидаемый период выплаты пенсии в 2012 году -216, сумма валоризации – 20%. Пенсионный капитал с <ДД.ММ.ГГГГ> по дату обращения за назначением пенсии составил <данные изъяты>
В январе 2013 года произведена корректировка пенсионного капитала с учетом страховых взносов, не отраженных на дату установления пенсии в индивидуальном лицевом счете.
Пенсионный капитал на <ДД.ММ.ГГГГ> определен в сумме <данные изъяты>
С <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> проведена корректировка размера страховой части трудовой пенсии истца с учетом поступивших страховых взносов, поступивших после установления пенсии.
Истец, полагая, что размер ее пенсии определен с нарушением действующего законодательства, обратилась с настоящими требованиями.
Разрешая заявленные требования, с учетом ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд находит доводы истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ПФР является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Таким образом, компетентным органом, осуществляющим непосредственное назначение, перерасчет и выплату пенсии, включая организацию ее доставки, является территориальный орган ПФР, а Государственное учреждение - Отделение ПФР по Пермскому краю в правоотношения по назначению и перерасчету пенсии с пенсионерами не вступает.
Как следует из материалов дела, в отношении истца ФИО3 таким органом является ГУ – УПФР в Чернушинском районе Пермского края, где истец с <ДД.ММ.ГГГГ> состоит на учете, как получатель трудовой (с <ДД.ММ.ГГГГ> страховой) пенсии по старости.
Таким образом, Государственное учреждение - Отделение ПФР по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
Довод истца об определении расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения ей пенсии, то есть на <ДД.ММ.ГГГГ> с учетом применения коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц в размере 1,101 и суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения пенсии в размере 5,1844502822 ошибочен и основан на неверном толковании правовых норм.
Из материалов пенсионного дела ФИО3 следует, что расчетный пенсионный капитал по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> составил в сумме <данные изъяты>
Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ N 167-ФЗ. и в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона производится за весь период, начиная с <ДД.ММ.ГГГГ> до дня, с которого назначается трудовая пенсия.
В силу п.2 ст.29.1 Закона 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
Решения об индексации расчетного пенсионного капитала принимаются путем издания постановлений Правительства Российской Федерации.
При определении расчетного пенсионного капитала ФИО3 подлежат применению коэффициенты индексации по:
постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2003г. № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2003г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» в размере 1,307;
постановлению Правительства Российской Федерации от 15.03.2004г. № 141 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» в размере 1,177;
постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07.2005г. № 417 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,114;
постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2006г. № 166 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,127;
постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2007г. № 183 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,16;
постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.2008г. № 205 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,204;
постановлению Правительства Российской Федерации от 21.03.2009г. № 248 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,269;
постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2010г. № 168 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,1427;
постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2011г. № 255 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,088;
постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2012г. № 238 «Об
утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц» в размере 1,1065.
Таким образом, коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения трудовой пенсии по старости ФИО3 составил 4,70890357 (1,307x1,177x1,114x1,127x1,16x1,204x1,269x1,1427x1,088x1,1065).
Именно таким образом и произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости истца, что следует из представленных ответчиком в материалы дела расчетов.
Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц в размере 1,101, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 года № 263, и суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на момент назначения пенсии в размере 5,1844502822 подлежит применению при расчете пенсий гражданам, обратившимся за назначением пенсии в 2013 году.
Довод истца о применении ожидаемого периода получения страховой пенсии при корректировке размера пенсии за счет страховых взносов в период с 2002 года по 2012 год со значения 144 с последующим увеличением на 6 месяцев до значения 192 (2010 год), затем с увеличением на 12 месяцев до значения 216 (2012 года назначения пенсии), а также с учетом применения ожидаемого периода получения страховой пенсии при корректировке размера пенсии за счет страховых отчислений за 2013 год в значении 204, в 2014 году в значении 192, а также о перерасчете размера пенсии с учетом повышения размера пенсии за счет страховых отчислений в размере <данные изъяты> за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ошибочен и основан на неверном толковании правовых норм.
Из материалов гражданского дела, пенсионного дела ФИО3 следует, что при определении размера пенсии учтены страховые взносы, начисленные работодателем на страховую часть трудовой пенсии ФИО3 и по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> сумма страховых взносов составила <данные изъяты>, что отражено в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3, имеющейся в материалах пенсионного дела.
Повышение размера пенсии за счет страховых взносов определено ответчиком с применением ожидаемого периода выплаты 216 месяцев.
Как следует из п.1 ст.32 Закона 173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с <ДД.ММ.ГГГГ> ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Получателям досрочной трудовой пенсии по старости страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Исходя из смысла указанных выше норм закона в 2002 году ожидаемый период выплаты составлял 144 месяца (12 лет), ежегодное увеличение ожидаемого периода выплаты на 6 месяцев происходило по 2010 год (в 2010 году составило 192 месяца или 16 лет), а с 2011 года увеличение данного показателя происходило на 1 год ежегодно и в 2012 году (год назначения истцу пенсии) ожидаемый период выплаты составил 216 месяцев.
Поскольку ФИО3 в 2012 году назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ (Список № 2), то ожидаемый период выплаты подлежит применению в размере 216 месяцев.
С учетом поступивших страховых взносов и ожидаемого периода выплаты повышение размера пенсии по страховым взносам на дату назначения пенсии по старости, то есть на <ДД.ММ.ГГГГ> составило <данные изъяты> (<данные изъяты>/216), а с учетом корректировки по страховым взносам, не учтенным на дату назначения пенсии в январе 2013 года – <данные изъяты>
Таким образом, ответчиком правильно применены указанные выше правовые нормы, размер повышения по страховым взносам ответчиком определен верно.
В соответствии с п.22 ст.14 Закона 173-ФЗ при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости осуществляется по формуле:
СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К), где
СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;
СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;
ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;
К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1 (ст.17 Закона 173-ФЗ).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3 следует, что с <ДД.ММ.ГГГГ> и с <ДД.ММ.ГГГГ> произведена корректировка размера пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Так с <ДД.ММ.ГГГГ> учтены страховые взносы в сумме <данные изъяты> Ожидаемый период выплаты подлежит применению в количестве 228 месяцев.
Повышение пенсии за счет страховых взносов составило <данные изъяты> (<данные изъяты>/228).
С <ДД.ММ.ГГГГ> учтены страховые взносы в сумме <данные изъяты> Ожидаемый период выплаты подлежит применению в количестве 228 месяцев.
Повышение пенсии за счет страховых взносов составило <данные изъяты> (<данные изъяты>/228).
Из смысла п.22 ст.14, ст.17 Закона 173-ФЗ следует, что при корректировке размера страховой части пенсии применению подлежит ожидаемый период выплаты, применяемый в этом году при первоначальном установлении пенсии, сокращенный на 1 год.
Поскольку корректировка размера страховой части пенсии истцу проведена с <ДД.ММ.ГГГГ> и с <ДД.ММ.ГГГГ>, ожидаемый период выплаты при установлении пенсии в 2013 году составил 240 месяцев, в 2014 году- 252 месяца, а истцу пенсия была назначена в 2012 году, то при корректировке размера страховой части пенсии истцу ожидаемый период выплаты составил в 2013 году 228 месяцев (240 месяцев – 12 месяцев), в 2014 году- 228 месяцев (252 месяца – 12 месяцев).
Следовательно, применение ответчиком ожидаемого периода выплаты в количестве 228 месяцев соответствует нормам Закона 173-ФЗ.
В связи с введением с 01 января 2015 года в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер пенсии истца был пересмотрен в соответствии с нормами данного закона, соответствующие расчеты ответчиком представлены.
Таким образом, ответчиком при установлении истцу трудовой пенсии по старости верно применены нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО3 не имеется, следовательно, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края о перерасчете размера страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме 18 августа 2020 года.
Судья О.Ю. Янаева