Дело № 2-697/2020
Решение
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе председательствующего Фроловой О.Ж., при секретаре Нурумовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения города Троицка» об отмене решения, о возложении обязанности, о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа за нарушение прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л
Жила А.Н. обратился в суд с иском к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения города Троицка» (далее - ОКУ «Центр занятости населения города Троицка») о возложении обязанности по внесению изменений в сведения для Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации города Троицка и Троицкого района Челябинской области (межрайонное) о состоянии индивидуального лицевого счет застрахованного лица за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, об отмене решения, которым Жила А.Н. признан отказавшимся 26.03.2020 от предложенного варианта подходящей работы, о взыскании материальной помощи в сумме 4312,50 руб. за период с 31.01.2020 по 14.04.2020 и сумм мер поддержки, связанных с пандемией короновирусной инфекции, излишних удержаний по исполнительному листу в размере 754 руб., компенсации морального вреда в размере 9000 руб., штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы, судебных расходов.
В обоснование иска указано, что с 08.11.2018 по 14.04.2020 он состоял на учете в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» в качестве безработного. На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации города Троицка и Троицкого района Челябинской области (межрайонное) о периодах, подлежащих включению в стаж, предоставляются органами службы занятости населения. В сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица истца за 2019 год указан период работы 08 месяцев 12 дней. Между тем, в 2019 году период выплаты пособия по безработице составляет с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года. Считает, что ответчик незаконно исключил из периода работы периоды приостановления выплаты пособия по безработице с 13 марта 2019 года по 12 апреля 2019 года, с 29 мая 2019 года по 17 августа 2019 года.
Кроме того, 03.02.2020 при перерегистрации в качестве безработного в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» он не был проинформирован о возможности получения материальной помощи на основании п. 126 приказа Минтруда от 22.02.2020 № 116н. При личном обращении в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» с заявлением об оказании материальной помощи, ему был дан отрицательный ответ по причине того, что 26.03.2020 он отказался от предложенной вакансии укладчик-упаковщик в ООО «Фабрика Фрост». Однако он от данной вакансии не отказывался, ему было предложено несколько вакансий на выбор, он согласился с работой в должности энергетика в ООО «Ромкор», при нем инспектор ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» дозвонилась до представителя ООО «Ромкор», которая сообщила, что в настоящий момент на предприятии объявлен карантин и собеседования с кандидатами на вакантные должности не ведётся, в связи с чем, он в адрес ООО «Ромкор» направил резюме по электронной почте. Из-за действий сотрудников ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» он был лишён материальной помощи в размере 4312, 5 рублей и мер поддержки в связи с пандемией, решение ОКУ «Центр занятости населения города Троицка», которым его признали отказавшимся от предложенной работы, считает незаконным.
Кроме того, истец указывает, что он является должником по исполнительному производству. 21.12.2019 в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» поступил исполнительный документ для обращения взыскания долга на пособие по безработице. ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» произведены удержания в размере 50% от суммы пособия, начисленного с 18.12.2019. Считает, что ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» не имел право производить удержания из пособия с 18.12.2019 года, поскольку исполнительный документ поступил только 21.12.2019, тем самым его пособие за 18,19,20 декабря было уменьшено на 272,66 руб. 22.02.2020 он обратился в ТГОСП с заявлением о снижении удержания до 30%, его заявление было удовлетворено, сведения о снижении процента удержаний поступили в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» 29.03.2020, однако, с пособия за март 2020 удержания произведены в размере 50%, т.е. излишне было удержано 481,36 руб. Таким образом, всего в его пользу подлежит взысканию излишне исчисленное удержание в сумме 754 руб.
Указывает, что незаконными действиями ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» ему причинены нравственные страдания, он испытывал напряжение и отрицательные эмоции, причиненный моральный вред он оценивает в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истец Жила А.Н. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» ФИО2 просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд решил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
В силу ст.6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет. В общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (п.п.10 п.2 ст.6).
В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4 части 1 ст.12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице.
Согласно части 1 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В соответствии п.1 ст.8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, возлагается на органы службы занятости.
Судом установлено, что Жила А.Н. в период с 08.11.2018 по 16.04.2020 состоял на учете в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» в качестве безработного (л.д.49,74, 79-80).
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета истца как застрахованного лица, за 2019 год ему зачтен в страховой стаж период выплаты пособия по безработице 8 месяцев 12 дней (л.д.16-17).
Из информации ОКУ «Центр занятости населения» г.Троицка от 10 апреля 2020 г. (л.д.42,58,64) следует, что в связи с нарушением сроков перерегистрации истцу была приостановлена выплата пособия по безработице с 13 марта 2019 г. по 12 апреля 2019 г., с 29 мая 2019 г. по 17 августа 2019 г. В связи с приостановлением выплаты пособия по безработице указанные периоды не были включены в страховой стаж.
В соответствии с п.3 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице (п.5 ст.35).
Доводы истца о том, что в соответствии п.3 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" период приостановления выплате пособия по безработице должен быть зачтен в страховой стаж основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данное положение Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" регулирует срок выплаты пособия по безработице, установленный ст.31 указанного закона.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований о возложении обязанности по внесению изменений в сведения для Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации города Троицка и Троицкого района (межрайонное) о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 следует отказать.
В силу ст.36 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Правила оказания материальной помощи гражданам, указанным в настоящей статье, и условия ее выплаты устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 126 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, основанием для оказания материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, является решение центра занятости населения об оказании материальной помощи исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.
Период оказания материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, не может превышать 6 месяцев (п.127).
Решение работника центра занятости населения об оказании материальной помощи безработному гражданину принимается ежемесячно при условии отсутствия в истекшем месяце нарушений, указанных в пункте 130 настоящих Правил (п. 128).
Материальная помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, оказывается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (п. 129).
Решение работника центра занятости населения об оказании материальной помощи безработному гражданину, утратившему право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, не принимается в случае наличия в истекшем месяце нарушений, в том числе отказа от одного варианта подходящей работы (п.130).
Таким образом, материальная помощь не включена в перечень гарантий социальной поддержки безработных граждан, ее выплата зависит от решения ОКУ «Центр занятости населения города Троицка», при этом решение о материальной помощи однозначно не принимается, если имеется нарушение в виде отказа от одного варианта подходящей работы.
Из материалов дела следует, что Жила А.Н. состоял на учете в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» в качестве безработного с 08.11.2018 по 16.04.2020, период выплаты пособия по безработице истек 30.01.2020 (л.д.49,74, 79-80).
25.03.2020 Жила А.Н. обратился с заявлением об оказании материальной помощи (л.д.41), письмом от 13.04.2020 ему было отказано в ее выплате (л.д.40), по причине его отказа от вакансии укладчик-упаковщик в ООО «Фабрика Фрост», которая является для него подходящей работой.
Суд считает отказ в выплате материальной помощи законным, поскольку из материалов дела следует, что 26.03.2020 истец отказался от предложенного варианта работы укладчиком-упаковщиком в ООО «Фабрика Фрост» (л.д.52).
Доводы истца о том, что ЦЗН не имел права считать его отказавшимся от работы несостоятельны.
Органы службы занятости вправе оформлять и выдавать гражданам направления на работу без их согласия по вариантам, которые отвечают критериям подходящей работы для каждого конкретного гражданина с учетом индивидуальных особенностей. В любом случае гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды (абз. 4 п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 10 Требований N 891).
Гражданин вправе отказаться от предложенных вариантов подходящей работы, но это может иметь негативные последствия (абз. 4 п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; пп. 3 - 8 п. 15 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 13.11.2012 N 524н).
Отказ граждан от предложенной подходящей работы, в частности, предусматривает (п. п. 3, 4 ст. 3, п. 3 ст. 35 Закона N 1032-1; п. 130 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н) неоказание материальной помощи безработному гражданину, утратившему право на пособие по безработице, отказавшемуся в истекшем месяце от одного варианта подходящей работы.
Возможность учета органами службы занятости доводов граждан при принятии указанных решений, обосновывающих уважительность отказа от подходящей работы, законодательством не предусмотрена. Однако в ходе подбора подходящей работы работник органа службы занятости обязан согласовать с гражданином варианты подходящей работы (пп. 4 п. 15 Федерального государственного стандарта N 524н).
В то же время, согласно статье 4 Закона о занятости для граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предложенная работа укладчика-упаковщика в ООО «Фабрика Фрост» является для Жила А.Н. подходящей работой, так как он состоял на учете более 12 месяцев. Собственноручно истец подтвердил свой отказ от этой вакансии, в связи с чем, ЦЗН не имел права на принятие решения об оказании материальной помощи, атакже каких -либо иных мер поддержки, связанных с пандемией короновирусной инфекции.
Доводы истца о том, что ему было предложено несколько вакансий на выбор, он согласился с работой в должности энергетика в ООО «Ромкор», в адрес ООО «Ромкор» направил резюме, несостоятельны, поскольку из материалов дела следует, что ему была предложена только одна вакансия укладчика-упаковщика в ООО «Фабрика Фрост», сведения о наличии вакансий в других организациях были предоставлены ему в качестве информации.
Ссылки Жила А.Н. на то, что в случае вручения ОКУ «Центр занятости населения» г.Троицка ему направления на собеседование в ООО «Фабрика Фрост», он не смог бы вернуть направление с результатом в течении 3-х рабочих дней, поскольку на основании указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации 30, 31 марта 2020 года были объявлены нерабочими днями с ужесточением режима самоизоляции, несостоятельны, поскольку исходя из пояснений сторон, причиной отказа от вакансии явилось не введение режима самоизоляции, а нежелание истца трудиться укладчиком-упаковщиком в ООО «Фабрика Фрост».
В связи с изложенным, требования об отмене решения, которым Жила А.Н. признан отказавшимся от предложенного варианта подходящей работы, о взыскании материальной помощи в сумме 4312,50 руб. за период с 31.01.2020 по 14.04.2020, иных мер поддержки, связанных с пандемией короновирусной инфекции, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.5 статьи 30 Закона о занятости с пособий по безработице производятся все виды удержаний в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.
Согласно п. 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» организация обязана удерживать денежные средства в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, со дня получения исполнительного документа.
21.12.2018 в ОКУ «Центр занятости населения города Троицка» поступил исполнительный лист и постановление судебного пристава - исполнителя об удержании с пособия по безработице Жила А.Н. суммы долга в размере 50% (л.д.106-107).
25.12.2018 после прохождения перерегистрации в качестве безработного Жила А.Н. было начислено пособие по безработице за период с 18.12.2018 по 25.12.2018 в сумме 1454,19 руб. и на основании исполнительного документа произведено удержание 50% в сумме 727,10 руб., таким образом, удержание было произведено правомерно, с пособия начисленного после поступления исполнительного листа (л.д.102,103).
Решение судебного пристава - исполнителя об уменьшении размера удержаний было представлено в центр занятости 29.03.2019 (л.д.48), с этого времени удержания производились в размере 30%. Удержанные из пособия по безработице суммы были направлены на погашение долга, имеющегося Жила А.Н. (л.д.22,25,116-133).
На основании изложенного суд считает, что действия ОКУ ЦЗН г. Троицка соответствуют требованиям действующего законодательства, оснований для взыскания в пользу истца удержаний в сумме 754 руб. не имеется.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Принимая во внимание, что истцом вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих нарушение личных неимущественных прав, основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 9000 рублей отсутствуют.
Учитывая то, что судом не установлено нарушений прав потребителя, требования о взыскании штрафа удовлетворению не подлежат.
На основании ст.98 ГПК РФ в связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований оснований для возмещения судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения города Троицка» об отмене решения от 26 марта 2020 г., о возложении обязанности внести изменения в данные индивидуального лицевого счета, о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, судебных издержек, штрафа за нарушение прав потребителя.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: