ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-697/2013 от 11.12.2013 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2-697/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Светлоярский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Улицкой Н.В.

при секретаре Озинковском А.С.,

с участием истца – помощника прокурора <адрес> Мкртчян С.С., представителя ответчика администрации Светлоярского муниципального района <адрес> Троилиной Л.В. представителей третьего лица – ФБУ « Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» Рудковой В.Н.

11 декабря 2013 года в р.<адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований к администрации Светлоярского муниципального района <адрес>, КЛВ о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, о расторжении договора аренды земельного участка, применения последствий недействительности ничтожной сделки, о признании отсутствующим зарегистрированного права аренды на земельный участок

У С Т А Н О В И Л:

    <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратился в суд с иском к администрации Светлоярского муниципального района <адрес>, КЛВ о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, о расторжении договора аренды земельного участка, применения последствий недействительности ничтожной сделки, о признании отсутствующим зарегистрированного права аренды на земельный участок.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения администрацией Светлоярского муниципального района <адрес> земельного законодательства, установлено, что постановлением администрации Светлоярского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, КЛВ в аренду предоставлен земельный участок категории земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства. Основанием предоставления земельного участка в аренду послужило решение органа местного самоуправления в лице администрации Светлоярского муниципального района, публикация в газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ, заявление КЛВ об испрашиваемом земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного постановления, между администрацией Светлоярского муниципального района <адрес> и КЛВ заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что указанное выше постановление администрации Светлоярского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным, недействующим и неподлежащим применению с момента его издания, а заключенный договор аренды является ничтожной сделкой, в связи с нарушениями действующего законодательства. Так, администрацией района до публикации извещения в средствах массовой информации, не были проведены мероприятия по формированию земельного участка, технических условий подключения, в связи с чем в извещении в газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в аренду не был указан кадастровый номер предоставляемого земельного участка, его достоверная площадь, что не давало возможности лицам заинтересованным в получении информации, идентифицировать земельный участок, определить его место положение. Таким образом, администрация района не опубликовала необходимую информацию о земельном участке, тем самым не обеспечила возможность участия в соответствующей процедуре всех заинтересованных лиц, круг которых не определен и постоянно изменчив. Также после формирования указанного земельного участка с установленной площадью в 1870 кв.м. (до формирования земельного участка публикация в газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ содержала сведения о земельном участке площадью 4000 кв.м.), извещение о вновь сформированном земельном участке администрацией в средствах массовой информации не опубликовано. Кроме того, при предоставлении земельного участка, не были выяснены права третьих лиц на данный участок. Вместе с тем при проверке установлено, что на площади спорного земельного участка располагаются зеленые насаждения в виде лесопарка, находящегося в муниципальной собственности <адрес> и переданного в оперативное управление МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда», также территорию указанного земельного участка пересекает «подземная кабельная линия в <адрес>», находящаяся в оперативном управлении ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» и канализационный коллектор, находящийся в ведении МУП «Городской водоканал <адрес>». Данные обстоятельства указывают на обременение земельного участка правами третьих лиц, нарушении их прав и невозможности предоставления данного земельного участка для целей, связанных со строительством. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Мкртчян С.С., исковые требования и доводы, указанные в их обоснование, поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Светлоярского муниципального района <адрес> Троилина Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление от КЛВ о предоставлении ей в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м., расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в газете «Восход», для всех заинтересованных лиц, было опубликовано извещение о предоставлении администрацией района данного земельного участка в аренду. Согласно п.3 ст. 30.1 ЗК РФ законодатель четко указал, какие сведения должны быть указаны в сообщении о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка – местоположение земельного участка, его площадь, разрешенный вид использования. Публикация иных сведений о земельном участке, таких как кадастровый номер земельного участка, достоверная площадь, описание местоположения границ объекта недвижимости не предусмотрено ЗК РФ. Кроме того, постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете. В связи с чем, раньше чем через 20 дней спорный земельный участок не представлялось возможным поставить на кадастровый учет, в то время как срок от момента поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду до публикации в соответствии со ст. 30.1 ч.3 ЗК РФ, составляет 2 недели, а обязанность постановки на кадастровый учет возникла с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду. При этом, на администрацию района в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ не возлагается обязанность по формированию земельного участка. Также законодательством не установлена обязанность повторного опубликования сведения об испрошенном земельном участке, в случае отличия площади испрошенного земельного участка, от площади фактически сформированного после публикации земельного участка, поскольку участок образован не из ранее сформированного участка, а является новым, не состоявшим на кадастровом учете ранее. Кроме того, при решении вопроса о представлении земельного участка в аренду, было проверено, имеется ли какое-либо обременение на данный земельный участок, имеются ли какие-либо права третьих лиц, а также имущество, объекты недвижимости на данном участке, принадлежащие третьим лицам. Поскольку обременений, прав третьих лиц, и объекты недвижимости третьих лиц на данном участке, установлено не было, заявлений от иных заинтересованных лиц на аренду данного земельного участка после публикации в газете «Восход» не поступило, то было принято решение о предоставлении КЛВ земельного участка площадью 1870 кв.м., о чем вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и заключен с КЛВ договор аренды. Считает, что администрацией района при предоставлении спорного земельного участка в аренду, были соблюдены все требования законодательства, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Кроме того, относительно зеленых насаждений – нахождение на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его предоставлению в соответствии с разрешенным видом использования. Более того, зеленые насаждения, переданные в оперативное управление МУ «ЖКХ <адрес>» расположены по адресу <адрес>, то есть вне границы Светлоярского муниципального района. Также истцом не представлено доказательств, что подземная кабельная линия и канализационный коллектор, расположены на спорном земельном участке. Но даже если и располагаются, то собственники данного имущества вправе обратиться с заявлением об установлении сервитута на земельный участок. Кроме того на момент предоставления спорного земельного участка в аренду, право собственности на лесопарк, канализационный коллектор и подземную кабельную линию не было зарегистрировано за третьими лицами, и земельные участки под данные объекты администрацией района не выделялись и не предоставлялись, что подтверждается отсутствием указанных объектов в базе данных государственного кадастра недвижимости. Также прокурором <адрес> пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования в суде решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, поскольку заявление в суд прокурором подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, при том, что информация по указанному участку администрацией <адрес> направлялась в прокуратуру (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответчик КЛВ, извещенная надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.

Представитель третьего лица – ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» Рудкова В.Н., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» в постоянном и бессрочном пользовании имеет земельный участок площадью 20.25 га, в административных границах Кировского сельского поселения <адрес>. На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № 609-р от ДД.ММ.ГГГГ в их оперативном управлении находится подземная кабельная линия в <адрес>, которая пересекает территорию спорного земельного участка. Кроме того, данный земельный участок находится на берегу Волго-донского канала. Для обслуживания данной подземной кабельной линии и самого канала необходимы определенные части земельного участка. Считает, что выделение данного земельного участка КЛВ, администрация района должны была согласовать с ними, однако этого сделано не было, в связи с чем нарушены их права как третьих лиц, поскольку на данный земельный участок должно быть наложено обременение. Также пояснил, что лесопарк поселка Соляной, между <адрес> и судоходным каналом, ранее находился в управлении ФГУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Данный лесопарк был создан как санитарно-защитная зона между каналом и жилыми постройками. Однако в 2008 г. данный лесопарк был передан в муниципальную собственность <адрес> и в последствии передан в оперативное управление МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда.

Представитель 3-го лица МУП «Городской водоканал <адрес>», в судебное заседание не явился, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель 3-го лица МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1, 2 и 4 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-строительного обеспечения и платы за подключение объектов к данным сетям.

Согласно ч.1,2 ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

По смыслу названной нормы предоставляемый земельный участок должен быть свободен от застроек, сооружений и прав третьих лиц. Возможность выделения земельного участка фактически занятого каким-либо строениями, законодательством не предусмотрена.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

По смыслу названной нормы, предоставляемый земельный участок должен быть свободен от застройки и прав на него третьих лиц. Возможность выделения земельного участка, фактически занятого возведенными строениями, законодательством не предусмотрена.

В соответствии с ч.1 ст. 38 ЗК РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Как следует из ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Проверяя обоснованность требований истца, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление от КЛВ о предоставлении ей в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м., расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.13)

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Восход» № опубликовано извещение о предоставлении администрацией района данного земельного участка в аренду (л.д.11)

Согласно выписки из протокола комиссии по контролю за использованием и охраной земель администрации Светлоярского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении заявления КЛВ. о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м., расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства, принято решение: поскольку после публикации объявлений в районной газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ №40, заявлений, возражений, связанных с предоставлением земельного участка не поступило, предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду, сроком на три года (л.д.14).

Постановлением главы Светлоярского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения земельного участка, категория земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.15).

В соответствии с постановлением главы Светлоярского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен КЛВ в аренду сроком на 3 года земельный участок, категория земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и КЛВ заключен договор аренды № сроком на 3 года на земельный участок категория земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, расположенного в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.17-20).

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления (л.д. 23-35). При этом, согласование границ земельного участка со смежными землепользователями не произведено.

Вместе с тем при извещении о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1870 кв.м. в средствах массовой информации не публиковалось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией до публикации извещения в средствах массовой информации, не были проведены мероприятия по формированию земельного участка, технических условий подключения, в связи с чем в извещении в газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в аренду не были указаны кадастровый номер предоставляемого земельного участка, достоверная площадь земельного участка, описание местоположения границ объекта недвижимости, что, по мнению суда, не давало возможности лицам заинтересованным в получении информации, идентифицировать земельный участок, определить его место положение. Таким образом, администрация района не опубликовала необходимую информацию о земельном участке, тем самым не обеспечила возможность участия в соответствующей процедуре всех заинтересованных лиц, круг которых не определен и постоянно изменчив.

При этом суд учитывает, что и после формирования земельного участка площадью 1870 кв.м., извещения о вновь сформированном земельном участке ответчиком – администрацией района в средствах массовой информации не опубликовано.

Также в судебном заседании установлено, что постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № от ФГУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в муниципальную собственность приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расположенные в п. 19-го Партсъезда <адрес>. В дальнейшем распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №204р в оперативное управление МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» переданы зеленые насаждения, расположенные по адресу <адрес>. Площадь земельного участка под зелеными насаждениями составляет 93 286,0 кв.м. (л.д.86-91, 134-166).

Как следует из материалов дела, ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» в постоянном и бессрочном пользовании имеет земельный участок площадью 20.25 га, в административных границах Кировского сельского поселения <адрес>. На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № 609-р от ДД.ММ.ГГГГ в их оперативном управлении находится подземная кабельная линия в <адрес>, которая пересекает территорию спорного земельного участка. ( л.д.69-91 )

Также из материалов дела следует, что территорию указанного земельного участка пересекает и канализационный коллектор, переданный из <адрес> гидросооружений и судоходства – филиал Волго-донского ГБУВПиС и в настоящее время находящийся в ведении МУП «Городской водоканал <адрес>» (л.д.92-122, 126-132).

Данные обстоятельства подтверждаются и актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.133), из которых следует, что на спорном земельном участке имеются зеленые насаждение в виде лесопарка, и территорию данного участка пересекают «подземная кабельная линия» и канализационный коллектор.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В ст. 56 ГПК РФ закреплено общее правило распределения обязанностей по доказыванию. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку при предоставлении земельного участка, арендодатель должен сформировать земельный участок, при этом выяснить возможные обременения, нахождение на данному участке строений и сооружений принадлежащих третьим лицам, то бремя доказывания, что спорный земельный участок свободен от обременения, прав третьих лиц, и на нем отсутствуют строения и сооружения, принадлежащие третьим лицами лежит на ответчике.

Доводы представителя истца и третьих лиц, что на всей площади спорного земельного участка располагаются зеленые насаждения в виде лесопарка, находящегося в муниципальной собственности <адрес> и переданного в оперативное управление МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда», и земельный участок с зелеными насаждениями передан физическому лицу, при строительстве приведет к уничтожению зеленых насаждений, находящихся в оперативном управлении МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ответчиком не опровергнуты.

Доводы прокурора и представителей третьих лиц, что данный земельный участок находится на берегу Волго-Донского канала и для обслуживания лесопарка, канализационного коллектора, подземной кабельной линии и самого канала необходимы определенные части земельного участка ответчиком также не опровергнуты.

Доводы представителей ответчика о том, что на администрацию района в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ не возлагается обязанность, до публикации в средствах массовой информации, проводить мероприятия по формированию земельного участка суд находит не основанными на законе.

Доводы представителей ответчика о том, что при подготовке документов по передаче в аренду спорного земельного участка, спорный земельный участок был свободен от обременения, прав третьих лиц, на нем отсутствуют строения и сооружения, принадлежащие третьим лицами, суд считает не убедительными и не подтвержденными материалами дела.

Доводы представителей ответчика о том, что в настоящее время использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с учетом современных технологий возможно без причинения вреда зеленым насаждениям и подземным коммуникациям, принадлежащим третьим лицам суд находит не убедительными и недостаточными для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Доводы представителей ответчика о том, что на момент предоставления спорного земельного участка в аренду, право собственности на лесопарк, канализационный коллектор и подземную кабельную линию не было зарегистрировано за третьими лицами, отсутствие выделения земельных участков под данные объекты, а также отсутствие указанных объектов в базе данных государственного кадастра недвижимости суд считает недостаточными для отказа в удовлетворении требований прокурора. Кроме того суд считает, что отсутствие зарегистрированного права на данные объекты не может служить доказательством того, что данные объекты не существуют.

Доводы представителя ответчика о нарушении трехмесячного срока, установленного ст. 256 ГПК РФ в связи с несвоевременным поступлением из прокуратуры <адрес> в суд, а именно ДД.ММ.ГГГГ, при том, что информация по указанному участку администрацией <адрес> направлялась в прокуратуру (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), не основаны на требованиях закона, поскольку действующее законодательство соблюдение трехмесячного срока не распространяется на прокурора, а является обязательным для заинтересованных лиц, участвующих в спорных правоотношениях.

Иные доводы представителя ответчика также являются неубедительным и не подтвержденными материалами дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении КЛВ в аренду сроком на 3 года земельного участка, категории земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2» для ведения личного подсобного хозяйства, вынесено с нарушением действующего законодательства, в связи с чем является незаконным, недействующим и не подлежащим применению с момента его издания.

В силу ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как следует из ч.1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Поскольку сделка по передаче в аренду спорного земельного участка, заключенная ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией Светлоярского муниципального района <адрес> и КЛВ, основана на постановлении главы Светлоярского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, признанного судом незаконным, недействительным и неподлежащим применению с момента его издания, то в силу ст. 168,167 ГПК РФ, является недействительной в силу ее ничтожности, в связи с чем не может порождать правовых последствий, в том числе и по передаче имущества в аренду и последующей государственной регистрации этой сделки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований к администрации Светлоярского муниципального района <адрес>, КЛВ о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, о расторжении договора аренды земельного участка, применения последствий недействительности ничтожной сделки, о признании отсутствующим зарегистрированного права аренды на земельный участок обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований к администрации Светлоярского муниципального района <адрес>, КЛВ о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, о расторжении договора аренды земельного участка, применения последствий недействительности ничтожной сделки, о признании отсутствующим зарегистрированного права аренды на земельный участок удовлетворить.

Признать постановление главы Светлоярского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении КЛВ в аренду земельного участка категории земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства незаконным, недействительным и неподлежащим применению с момента его издания.

    Признать недействительным договор аренды земельного участка категории земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, от ДД.ММ.ГГГГ №81, заключенный между администрацией Светлоярского муниципального района и КЛВ и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Признать отсутствующим зарегистрированное право аренды за КЛВ на земельный участок категории земель населенных пунктов, площадью 1870 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>, в административных границах Кировского сельского поселения, в 500 метрах от западной границы СНТ «Литейщик-2», предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:      Улицкая Н.В.

    Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2013 года.

    Председательствующий:             Улицкая Н.В.