ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-697/2013 от 21.06.2013 Шкотовского районного суда (Приморский край)

  Дело № 2- 697/ 2013

РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 г. Большой Камень 21 июня 2013 года

 Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

 председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.

 при секретаре Степановой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица отделения № МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, выразившихся в отказе осуществления регистрационных действий. В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <данные изъяты> года выпуска, двигатель № №, шасси №

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в отделение № г. Большой Камень МОРАС ГИБДД УМВД по Приморскому краю с заявлением о постановке на регистрационный учет принадлежащего ему транспортного средства, однако ему было отказано в регистрации указанного транспортного средства на основании абзаца 1 и абзаца 3 пункта 3 Приказа МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ

 Считает, что незаконными действиями указанного регистрирующего органа нарушены его права собственника приобретенного в законном порядке транспортного средства, поскольку им для постановки а/м Тоyota Hilux Surf на регистрационный учет были представлены все необходимые документы; просит признать незаконным отказ МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю в осуществлении государственной регистрации транспортного средства, а также возложить на должностных лиц отделения № МОРАС ГИБДД УМВД по Приморскому краю обязанность устранить допущенное нарушение его прав, произвести государственную регистрацию автомобиля Тоyota Hilux Surf.

 В судебном заседании ФИО1. и его представитель на основании доверенности ФИО2 поддержали требования в полном объеме, заявитель представил суду диагностическую карту от ДД.ММ.ГГГГ содержащую заключение технического эксперта о возможности эксплуатации транспортного средства Тоyota Hilux Surf.

 Представитель УМВД России по Приморскому краю по доверенности ФИО3 возражала против доводов заявления по тем основаниям, что решение инспектора отделения № г. Большой Камень МОРАС ГИБДД УМВД об отказе в осуществлении регистрационных действий в отношении принадлежащего заявителю транспортного средства принято в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; основанием к отказу послужило то обстоятельство, что в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ автомобиля <данные изъяты> инспектором были обнаружены сварные швы по передней части автомобиля, что в силу п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств в органах Госавтоинспекции, утвержденных приказом МВД России № № является основанием к отказу в регистрации такого транспортного средства; суду также представила сведения специализированного учета Владивостокской таможни о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в РФ были ввезены запасные части: <данные изъяты>; передняя часть кузова а/м <данные изъяты>.

 Выслушав пояснения участников по существу дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство марки Тоyota Hilux Surf, 1994 года выпуска, двигатель №, шасси №.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в отделение № г. Большой Камень МОРАС ГИБДД УМВД по Приморскому краю с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему транспортного средства, однако ему было отказано в регистрации указанного транспортного средства на основании абзаца 1 и абзаца 3 пункта 3 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № №

 Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГО безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 В соответствии с частями 3 и 4 статьи 15 названного закона запрещается регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

 Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, соответствие транспортного средства требованиям безопасности подтверждается, в том числе наличием свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкции изменениями требованиям безопасности(ССКТС).

 Порядок регистрации транспортных средств регламентируется соответствующим Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 В соответствии с пунктами 3, 51 указанных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

 Технический паспорт серии № выданный ДД.ММ.ГГГГ. МОГТО и РАС ГИБДД № УВД по Приморскому краю на принадлежащее заявителю транспортное средство <данные изъяты> года выпуска, в разделе «особые отметки» содержит указание на государственную регистрацию произведенных прежним собственником изменений в конструкцию(кузова) данного транспортного средства, что было подтверждено в установленном порядке ССКТС от ДД.ММ.ГГГГ

 В качестве основания отказа в осуществлении регистрационных действий представитель регистрирующего органа ссылается на то обстоятельство, что инспектором при осмотре транспортного средства были обнаружены сварные швы по передней части автомобиля, однако допустимых доказательств того, что сварочные швы выполнены не заводским способом, а регистрация внесенных изменений в конструкцию транспортного средства не соответствует установленному порядку и признана незаконной(аннулирована), суду не представлено.

 Кроме того, из заявления, поступившего от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю на регистрацию <данные изъяты> года выпуска, невозможно установить должное лицо, производившее осмотр транспортного средства; проводилась ли необходимая проверка документов и транспортного средства в связи с его регистрацией, а также принято ли решение об отказе в проведении регистрационных действий уполномоченным на то лицом. Также не имеется информации таможенных органов о том, что ввезенные на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ. агрегаты( рама и кузов) таможенного оформления не проходили, что могло бы свидетельствовать о ничтожности представленных для регистрации автомобиля документов.

 Имеющаяся на заявлении надпись «в ходе осмотра обнаружены сварочные швы по передней части автомашины» не имеет правового значения для проверки судом правомерности принятого решения об отказе в проведении регистрационных действий.

 Пунктом 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

 -изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления;

 -конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

 -при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

 -при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно п. 35 Регламента при регистрации транспортных средств совершаются следующие действия: прием заявления и проверка документов, послуживших основанием для регистрации транспортного средства; проверка сведений о транспортных средствах и их владельцах по автоматизированным учетам; осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении; принятие решения о регистрации либо об отказе в регистрации.

 Поступившие от граждан заявления и документы, предусмотренные пунктами 16 - 22, 28 настоящего Административного регламента, рассматриваются и проверяются государственным инспектором безопасности дорожного движения по регистрационной работе или иным уполномоченным должностным лицом. Данные с заявления заносятся в базу данных в ручном или автоматизированном режиме. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность оформления представленных документов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий, определяется их подлинность с использованием технических средств( п. 35.1).

 Если документы, необходимые для совершения регистрационных действий, представлены не полностью и (или) не соответствуют установленным требованиям, госинспектором письменно с отметкой в заявлении, либо путем направления соответствующего уведомления в случае рассмотрения документов, представленных в электронном виде, предлагается представить недостающие документы или устранить несоответствие с указанием наименований недостающих документов и (или) описанием несоответствий.

 При выявлении в предъявленных документах признаков подделки госинспектор, ответственный за прием документов, докладывает об этом рапортом руководителю.

 В порядке, установленном п. 35.3 Регламента проводится проверка представленных документов - по специализированному федеральному учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оформленных паспортов транспортных средств в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России; транспортные средства, номерные агрегаты проверяются по комбинированному федеральному учету разыскиваемых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, наложенных ограничений федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции ("ФИС ГИБДД") в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

 Результат проведенных проверок отмечается в заявлении и заверяется подписью должностного лица, проводившего проверки, с указанием его фамилии, даты и времени.

 Пунктом 35.4. Регламента установлено, что госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру.

 В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления, в том числе марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства; внесения изменений в конструкцию транспортного средства

 Результат осмотра транспортного средства отмечается в заявлении госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, проводившим осмотр, и заверяется его подписью, с указанием его фамилии, даты и времени

 В силу п. 35.8. Регламента после проведения действий, предусмотренных подпунктами 35.1 - 35.4 настоящего Административного регламента, начальником регистрационного подразделения, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом на заявлении в письменном виде принимается решение о проведении или отказе в проведении регистрационных действий, о проведении дополнительных проверок, направлении уведомлений и информации в соответствующие учреждения, а также о сохранении регистрационных знаков в соответствии с пунктом 42 Правил регистрации.

 В силу п. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Таким образом, оспариваемое решение должностного лица ГИБДД не соответствует требованиями действующего законодательства, кроме того, не доказано регистрирующим органом, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом.

 Доказательств, подтверждающих несоответствие транспортного средства требованиям безопасности, которые предусмотрены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, регистрирующий орган суду не представил.

 В соответствии с положениями п.1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Суд, проанализировав положения закона, установив фактические обстоятельства по делу, признает действия должностного лица отделения № МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в регистрации транспортного средства, принадлежащего на праве собственности ФИО1, незаконными и полагает необходимым возложить на регистрирующий орган обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя ФИО1 путем принятия обоснованного решения по заявлению о регистрации транспортного средства, принадлежащего ФИО1.

 Доводы заявителя о том, что неправомерность оспариваемого решения подтверждается диагностической картой от ДД.ММ.ГГГГ., содержащей заключение технического эксперта о возможности эксплуатации транспортного средства Тоyota Hilux Surf, суд не учитывает при разрешении дела, поскольку техническая исправность транспортного средства не может являться безусловным основанием для регистрации транспортного средства.

 Требования ФИО1 о возложении обязанности произвести регистрацию (постановку на учет) транспортного средства удовлетворению не подлежат как преждевременно заявленные, ввиду отсутствия обоснованного отказа отделения № МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю в осуществлении регистрационных действий, в силу чего права ФИО1 в данной части не нарушены.

 С учетом изложенных обстоятельств, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц отделения № МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю удовлетворить частично.

 Обязать отделение № МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя ФИО1 путем принятия обоснованного решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации транспортного средства <данные изъяты> года выпуска, двигатель № <данные изъяты> шасси <данные изъяты>.

 В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Срок обжалования- с ДД.ММ.ГГГГ.

 Председательствующий Т. М. Шамхалова