ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-697/2020ПОД от 08.06.2020 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело № 2 – 697 / 2020 подлинник

59RS0044-01-2020-000950-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чусовой 08.06.2020

Чусовской городской суд Пермского края в составе

судьи Обуховой О. А,

при секретаре Сараевой О. М,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о защите прав потребителей,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «РТК» о взыскании стоимости товара в сумме 55 990 руб, убытков, связанных с прокатом в сумме 48 100 руб. за период с ...., расходы на оплату экспертных и банковских услуг в сумме 3 030 руб, стоимости клип-кейса в сумме 599 руб, неустойки за просрочку удовлетворения требования о выполнении работ по устранению недостатков за период с .... по .... в сумме 8 958 руб, неустойки за неисполнение обязательства по предоставлению на время ремонта аналогичного товара за период с .... по .... в сумме 20 716 руб, неустойки за неисполнение обязательства о возврате уплаченной за товар суммы за период с .... по день вынесения решения в размере 49 831 руб, неустойки за неисполнение обязательства о возмещении убытков за период с .... по день вынесения решения суда в сумме 187 006 руб, неустойки за нарушение срока исполнения требования о возврате уплаченной за товар суммы, неустойки за неисполнение обязательства о возмещении убытков, неустойки за неисполнение обязательства о полном возмещении убытков, неустойки за неисполнение обязательства о возврате уплаченной за товар суммы в размере 559 руб. 90 коп. по день фактического исполнения обязательств, компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался по указанному им адресу, повестка вернулась с отметкой «истек срок хранения».

Согласно п. 1 ст. 165. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Представитель истца просил рассмотреть дело без его участия и участия истца. Из искового заявления следует, что .... ФИО2 приобрела у ответчика смартфон Apple ... и серийным номером ... по цене 55 990 руб. и клип-кейс по цене 599 руб.

.... ФИО2 по договору купли – продажи передала указанный товар ФИО1

В течение гарантийного срока выявились недостатки: операционная система не загружается, не работает дисплей, подсветка, динамик, микрофон. .... смартфон был передан продавцу для устранения недостатков с оговоренным сроком ремонта в 24 дня. Данный срок был нарушен. Одновременно заявлено требование о предоставлении на время ремонта товара аналогичного качества, который предоставлен не был.

Во время ремонта некачественный смартфон был заменен на смартфон ... и серийным номером ..., в котором обнаружились аналогичные недостатки.

В связи с не предоставлением на время ремонта аналогичного товара ФИО1 была вынуждена взять в прокат такой же аналогичный товар у третьего лица на возмездной основе.

30.06.2019 истец предъявил требование о возмещении убытков, выплате неустоек. 01.03.2020 ФИО1 отказалась от договора купли – продажи смартфона и клип-кейса и заявила требования о возврате уплаченной за товар суммы. Данные претензии удовлетворены не были.

В связи с нарушением прав ФИО1 переживала, длительное время не могла пользоваться приобретенным товаром.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из отзыва следует, что действительно товар был передан в ремонт, срок ремонта не нарушен. После ремонта IMEI сотового телефона поменялся. Далее последовало повторное обращение истца по поводу недостатков товара, но к этому времени гарантийный срок истек. С заявлением о предоставлении на время ремонта аналогичного товара истец не обращался. В случае удовлетворения иска просит снизить размер неустоек и штрафа.

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю считает требования ФИО1 правомерными.

Суд, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.

Судом установлено, что .... ФИО3 приобрела у ответчика смартфон ... и серийным номером ... по цене 55 990 руб. и клип-кейс Borasco iPhone 6S/7 по цене 599 руб, что подтверждается товарным чеком (л. д. 27).

.... ФИО2 по договору купли – продажи передала указанный товар ФИО1, что подтверждается соответствующим договором (л. д. 29)

Согласно п.п. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

Гарантийный срок на товар составляет один год (л. д. 28).

Согласно ч. 1 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Ч. 2 данной статьи предусматривает, что в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

В силу ст. 22 закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 23 данного закона за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В период гарантийного срока обнаружились недостатки: операционная система не загружается, не работает дисплей, подсветка, динамик, микрофон. .... товар был принят для ремонта, что подтверждается записью в требовании о проведении проверки качества товара, заявлении на проведение ремонта, квитанцией (л. <...>). Наличие недостатков товара ответчик не оспаривает.

Одновременно ФИО1 предъявила требование о предоставлении подменного товара или возврате уплаченной за товар суммы.

30.06.2019 истец предъявил требование о возмещении убытков, выплате неустоек (л. д. 44).

Истцом произведен ремонт посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, который повлек за собой смену ..., что подтверждает ответчик в своем отзыве на иск, а также отражено в квитанции о выдаче оборудования (л. д. 94).

является идентификатором товара, является уникальным номером, позволяющим отличить его от других товаров. Замена расценивается как замена товара.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик не исполнил обязанность по гарантийному ремонту товара, а произвел его замену, чего покупатель не просил.

Срок устранения недостатков считается с .... по .... (по истечении 45 дней с даты сдачи товара в ремонт). Как следует из искового заявления .... истец получил ответ о выполнении обязательства ответчиком по устранению недостатков товара. С учетом этого оснований для взыскания неустойки за нарушение срока устранения недостатков не имеется.

Довод истца о том, что ремонт должен быть осуществлен в течение 24 дней, суд во внимание не принимает. Предложение истца о таком сроке, изложенное в требовании о проведении качества товара, не свидетельствует о достижении соглашения между сторонами об указанном сроке. В заявлении на проведение ремонта срок исправлен, под исправлением подписи представителя продавца не имеется.

Ответчик ссылается на отсутствие просьбы предоставить на время ремонта аналогичного товара. Однако данное требование указано в требовании о проведении проверки качества, устранении недостатков и предоставлении аналогичного товара.

В требовании истца от .... имеется запись представителя ответчика о предоставлении на время ремонта смартфона ядерный процессор 1, 2 Ггц, поддержка 3G, экран (100, 8), камера5 МП + VGA, поддержка 2 сим-карт.

Согласно информационного письма предложенный на время ремонта смартфон Samsung Galaxy не обладает такими же основными потребительскими свойствами смартфона Apple iPhone (л. д. 52 – 57). Доказательств предоставления на время ремонта аналогичного товара суду не представлено. Кроме того, 03.09.2019 постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю АО «РТК» было привлечено к административной ответственности по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения РФ за неудовлетворение требования ФИО1 предоставить на время ремонта безвозмездно в течение трех дней аналогичного смартфона (л. д. 85 – 87).

В связи с этим подлежит взысканию неустойка за неудовлетворение данного требования с .... по ..... Размер неустойки 20 716 руб. (55 990 руб. х 1 % х 37 дней).

Впоследствии у замененного смартфона также были обнаружены аналогичные недостатки.

.... истец направил требование о проведении проверки качества, возврата суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества, возмещении убытков, неустоек, компенсации морального вреда, .... – о прекращении нарушения законодательства о защите прав потребителей, уплате неустойки, компенсации морального вреда (л. <...>).

В ответе ответчик ссылается на обнаружение недостатка по истечении гарантийного срока, в связи с чем требование истца не было удовлетворено (л. д. 106).

Согласно п. 3 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

П. 4 данной статьи предусматривает, что при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Товар был приобретен ...., передан для ремонта ...., получен истцом ...., установлена гарантия на 365 дней. Вновь недостатки обнаружены .....

С учетом изложенного гарантийный срок во время повторного обнаружения недостатков не истек. В связи с этим требование истца о взыскании стоимости товара являются обоснованными. Суд взыскивает стоимость товара в сумме 55 990 руб.

В связи с неудовлетворением требования о возврате стоимости товара подлежит взысканию неустойка. Размер неустойки за период с .... по .... составляет 49 831 руб. (55 990 руб. х 1 % х 89 дней).

Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24. 03. 2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна.

Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).

Исходя из этого взыскивается неустойка в размере 559 руб. 90 коп. за каждый день просрочки, начиная с .... по день фактического исполнения обязательства.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу абз. 7 п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В связи с не предоставлением на время ремонта аналогичного товара .... ФИО1 заключила с ИП ФИО4 договор аренды смартфона, по которому арендатор единовременно оплачивает 7 800 руб. за использование смартфона за период с .... по .... включительно и далее по 1 300 руб. за каждый день использования смартфона (л. д. 45).

Истец просит взыскать расходы, связанные с арендой смартфона, в сумме 48 100 руб. Суд взыскивает указанные расходы, подтвержденные расписками о получении – передаче денежных средств (л. л. 46 – 48, 97 - 102).

Для определения аналогичности предоставляемого на время ремонта смартфона ФИО1 был заключен договор на оказание консультационных услуг с ООО «Бизнес – Консалтинг», стоимость услуги составляет 3 000 руб. (л. <...>). С учетом комиссии истцом понесены расходы в сумме 3 030 руб, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн (л. д. 51). В данном договоре имя истца указано «Ольга». Однако паспортные данные в договоре купли – продажи, аренды смартфона, доверенности совпадают с паспортными данными в договоре на оказание консультационных услуг, что позволяет суду сделать вывод об опечатке в имени Обориной в договоре на оказание консультационных услуг.

Также к убыткам относятся расходы на покупку клип-кейса в сумме 559 руб. данный товар является принадлежностью смартфона в соответствии со ст. 135 ГК РФ, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Итого убытки составляют 51 729 руб. (48 100 руб. + 3 030 руб. + 599 руб.).

За неудовлетворение требования о возмещении убытков взыскивается неустойка. Размер неустойки за период с .... по .... составляет 187 006 руб. (55 990 руб. х 1 % х 334 дня).

Также взыскивается неустойка в размере 559 руб. 90 коп. за каждый день просрочки, начиная с .... по день фактического исполнения обязательства.

Согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Суд, учитывая явную несоразмерность размеров неустоек и стоимости смартфона, считает возможным уменьшить размеры неустоек до 10 000 руб. каждую.

В соответствие со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Истец по этому поводу переживал, не мог использовать приобретенный товар. Доказательств отсутствия вины в нарушении права истца ответчиком не представлено.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер и степень нравственных страданий истца, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.

Согласно ч. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа составляет 71 359 руб. 50 коп. (55 990 руб. + 51 729 руб. + 10 000 руб. + 10 000 руб. + 10 000 руб. + 5 000 руб.) х 50 %).

На основании ст. 333 ГК РФ суд считает возможным снизить размер штрафа до 10 000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет муниципального образования удовлетворенной части исковых требований. Поэтому с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход бюджета в сумме 7 152 руб. 72 коп. (6 852 руб. 72 коп. – по требованию имущественного характера, 300 руб. – по требованию неимущественного характера).

Руководствуясь ст. ст. 194, 195 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с акционерного общества «Русская Телефонная Компания» в пользу ФИО1 152 719 руб, в том числе: 55 990 руб. – стоимость товара, 51 729 руб. – убытки, 10 000 руб. – неустойка за нарушение срока исполнения обязательства по предоставлению на время ремонта аналогичного товара, 10 000 руб. – неустойка за нарушение срока о возврате уплаченной за товар суммы, 10 000 руб. – неустойка за неисполнение требования о возмещении убытков, 10 000 руб. – штраф, 5 000 руб. – компенсация морального вреда.

Взыскать с акционерного общества «Русская Телефонная Компания» в пользу ФИО1 неустойку за нарушение срока о возврате уплаченной за товар суммы в размере 559 руб. 90 коп. за каждый день просрочки, начиная с .... по день фактического исполнения обязательства, неустойку за неисполнение требования о возмещении убытков в размере 559 руб. 90 коп. за каждый день просрочки, начиная с .... по день фактического исполнения обязательства.

Взыскать с акционерного общества «Русская Телефонная Компания» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 7 152 руб. 72 коп.

В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О. А. Обухова