№ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Сургут ДД.ММ.ГГГГ Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Рудковской О.А., при секретаре Искиндировой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Сургута в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, у с т а н о в и л : Прокурор г. Сургута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере подготовки к пожароопасному периоду в деятельности муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее по тексту - МКУ «УКС»). Установлено, что МКУ «УКС» владеет на праве постоянного бессрочного пользования лесным участком площадью 5,8 га (номер лесного участка в лесном реестре №). В соответствии с договором постоянного бессрочного пользования №-ДА от ДД.ММ.ГГГГ, материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: Сургутское лесничество, Сургутское участковое лесничество, кварталы №, 403 - эксплуатационные леса. Категория земель - земли лесного фонда. Согласно подпункту «а» п. 3.3 Договора постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-ДА МКУ «УКС» обязано разработать и представить в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по договору постоянного (бессрочного) пользования лесного участка по виду использования «строительства, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование по Договору от ДД.ММ.ГГГГ№-ДА, предусмотрено обустройство пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в кварталах №, 403 Сургутского участкового лесничества Сургутского территориального отдела-лесничества. В нарушение норм действующего законодательства и раздела 5.3 Проекта освоения лесов МКУ «УКС» не в полном объеме соблюдаются нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, а именно: - отсутствуют съемные цистерны (в т.ч. собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. (в наличии - 0, по проекту - 1); - отсутствуют лесопатрульные машины (в наличии - 0, по проекту - 1); - отсутствуют напорные пожарные рукава (в наличии - 0, по проекту - 300); - отсутствует зажигательный аппарат (в наличии - 0, по проекту - 2); - отсутствуют смачиватели, пенообразователи (в наличии - 0, по проекту -20); - отсутствуют лопаты (в наличии - 0, по проекту - 50): - отсутствуют топоры (в наличии - 0, по проекту - 5); - отсутствуют мотыги (в наличии - 0, по проекту - 5); - отсутствуют грабли (в наличии - 0, по проекту - 5); - отсутствуют пилы поперечные (в наличии - 0, по проекту - 5); - отсутствуют бензопилы (в наличии - 0, по проекту - 2); - отсутствуют радиостанции носимые УКВ или КВ диапазона (в наличии - 0, по проекту - 1); - отсутствует электромегафон (в наличии - 0, по проекту - 1); - отсутствуют бидоны и канистры для питьевой вода до 20 л. (в наличии - 0, по проекту - 2); - отсутствуют кружки для воды (в наличии - 0, по проекту - 10); - отсутствуют противодымные респираторы (в наличии - 0, по проекту - 10); - отсутствуют защитные очки (в наличии - 0, по проекту - 10); - отсутствуют аптечки первой помощи (в наличии - 0, по проекту - 2). По данному факту Сургутским управлением по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «УКС» вынесено постановление о назначении административного наказания №, однако в настоящее время должных мер по устранению выявленных нарушений не принято. Отсутствие у Лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров, влечет неготовность к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. В результате бездействия Лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Просил обязать МКУ «УКС» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: - съемными цистернами (в т.ч. собственного производства) или резиновую емкость для воды объемом 1500 л - 1 шт.; - лесопатрульной машиной - 1 шт.; - напорными пожарными рукавами - 300 шт.; - зажигательными аппаратами - 2 шт.; - смачивателями, пенообразователям – 20 шт.; - лопатами – 50 шт.; - мотыгами – 5 шт.; - граблями – 5 шт.; - пилами поперечными – 5 шт.; - бензопилами – 2 шт.; - радиостанцией носимой УКВ или КВ диапазона – 1 шт.; - электромегафоном – 1 шт.; - бидонами и канистрами для питьевой воды – 10 шт.; - кружками для воды – 10 шт.; - противодымными респираторами – 10 шт.; - защитными очками – 10 шт.; - аптечками первой помощи – 2 шт. Истец помощник прокурора г.Сургута Ширяева И.П. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика МКУ «УКС» Гунина А.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» предоставлен земельный участок в постоянное бессрочное пользование, согласно договору постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-ДА. Лесной участок предоставлен для целей строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Следовательно, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, исполняются непосредственно в процессе выполнения работ по строительству и эксплуатации линейного объекта в соответствии с проектом освоения лесов. В период осуществления строительства объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2, обязанность по обеспечению соблюдения норм и правил в области противопожарной безопасности была возложена на подрядчика –акционерное общество «Автодорстрой» в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству объекта. Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, в соответствии с соглашением о расторжении от ДД.ММ.ГГГГ. Землепользователем –МКУ «УКС» использование лесов для целей строительства объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2 не производится. Решением Думы города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№-VI ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» внесены изменения в генеральный план муниципального образования городской округ Сургут. По данным публичной кадастровой карты, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и №, сформированные в целях размещения линейного объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2 находятся в границах муниципального образования городской округ город Сургут на землях населенных пунктов. Утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Таким образом, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, предусмотренных пп. «а» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Представители третьего лица Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Кузнецов Н.А., Соколова Т.И. в судебном заседании представили суду отзыв, из которого следует, что требования прокурора г. Сургута к МКУ «УКС» считают законными и обоснованными, просят их удовлетворить. Представитель третьего лица Муниципального бюджетного учреждения «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины своей неявки суду не сообщил. Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Согласно ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе иные определенные Правительством Российской Федерации меры. В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Согласно пп. "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. В соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов. В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. По смыслу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав. Как следует из материалов дела, МКУ «УКС» владеет на праве постоянного бессрочного пользования лесным участком площадью 5,8 га (номер лесного участка в лесном реестре №). В соответствии с договором постоянного бессрочного пользования №-ДА от ДД.ММ.ГГГГ, материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: Сургутское лесничество, Сургутское участковое лесничество, кварталы №, 403 - эксплуатационные леса. Категория земель - земли лесного фонда. Согласно подпункта «а» п. 3.3 Договора постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-ДА МКУ «УКС» обязано разработать и представить в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по договору постоянного (бессрочного) пользования лесного участка по виду использования «строительства, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование по Договору от ДД.ММ.ГГГГ№-ДА, предусмотрено обустройство пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в кварталах №, 403 Сургутского участкового лесничества Сургутского территориального отдела-лесничества. В нарушение п. 13 Правил противопожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 и нормативов обеспеченности и норм средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" и раздела 5.3 Проекта освоения лесов МКУ «УКС» не в полном объеме соблюдаются нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, а именно: отсутствуют съемные цистерны (в т.ч. собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. (в наличии - 0, по проекту - 1); отсутствуют лесопатрульные машины (в наличии - 0, по проекту - 1); отсутствуют напорные пожарные рукава (в наличии - 0, по проекту - 300); отсутствует зажигательный аппарат (в наличии - 0, по проекту - 2); отсутствуют смачиватели, пенообразователи (в наличии - 0, по проекту -20); отсутствуют лопаты (в наличии - 0, по проекту - 50); отсутствуют топоры (в наличии - 0, по проекту - 5); отсутствуют мотыги (в наличии - 0, по проекту - 5); отсутствуют грабли (в наличии - 0, по проекту - 5); отсутствуют пилы поперечные (в наличии - 0, по проекту - 5); отсутствуют бензопилы (в наличии - 0, по проекту - 2); отсутствуют радиостанции носимые УКВ или КВ диапазона (в наличии - 0, по проекту - 1); отсутствует электромегафон (в наличии - 0, по проекту - 1); отсутствуют бидоны и канистры для питьевой вода до 20 л. (в наличии - 0, по проекту - 2); отсутствуют кружки для воды (в наличии - 0, по проекту - 10); отсутствуют противодымные респираторы (в наличии - 0, по проекту - 10); отсутствуют защитные очки (в наличии - 0, по проекту - 10); отсутствуют аптечки первой помощи (в наличии - 0, по проекту - 2), что влечет МКУ «УКС» неготовность к тушению пожара, и в случае возникновения лесного пожара может привести к негативным последствиям, неблагоприятному воздействию на окружающую среду, созданию угрозы жизни и здоровью населения. По данному факту Сургутским управлением по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «УКС» вынесено постановление о назначении административного наказания №, однако, до настоящее время должных мер по устранению выявленных нарушений не принято. Предложенный прокуратурой срок для устранения природоохранноьго законодательства в указанной истцом части по мнению суда является разумным при условии своевременного принятия мер для его устранения. Принимая во внимание изложенное, доводы ответчика не заслуживают внимания, а требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора г. Сургута в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: съемными цистернами (в т.ч. собственного производства) или резиновую емкость для воды объемом 1500 л - 1 шт.; лесопатрульной машиной - 1 шт.; напорными пожарными рукавами - 300 шт.; зажигательными аппаратами - 2 шт.; смачивателями, пенообразователям – 20 шт.; лопатами – 50 шт.; мотыгами – 5 шт.; граблями – 5 шт.; пилами поперечными – 5 шт.; бензопилами – 2 шт.; радиостанцией носимой УКВ или КВ диапазона – 1 шт.; электромегафоном – 1 шт.; бидонами и канистрами для питьевой воды – 10 шт.; кружками для воды – 10 шт.; противодымными респираторами – 10 шт.; защитными очками – 10 шт.; аптечками первой помощи – 2 шт. Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы через Сургутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 27.11.2018 Судья О.А.Рудковская КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г. Подлинный документ находится в деле №___________ СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ Судья Сургутского городского суда О.А. Рудковская _____________ Судебный акт не вступил в законную силу Секретарь с/заседания____________________ резолютивная часть Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Сургут ДД.ММ.ГГГГ Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Рудковской О.А., при секретаре Искиндировой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Сургута в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора г. Сургута в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: съемными цистернами (в т.ч. собственного производства) или резиновую емкость для воды объемом 1500 л - 1 шт.; лесопатрульной машиной - 1 шт.; напорными пожарными рукавами - 300 шт.; зажигательными аппаратами - 2 шт.; смачивателями, пенообразователям – 20 шт.; лопатами – 50 шт.; мотыгами – 5 шт.; граблями – 5 шт.; пилами поперечными – 5 шт.; бензопилами – 2 шт.; радиостанцией носимой УКВ или КВ диапазона – 1 шт.; электромегафоном – 1 шт.; бидонами и канистрами для питьевой воды – 10 шт.; кружками для воды – 10 шт.; противодымными респираторами – 10 шт.; защитными очками – 10 шт.; аптечками первой помощи – 2 шт. Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы через Сургутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.А.Рудковская |