ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/17 от 21.11.2017 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Зеленчукская 21 ноября 2017 г.

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Байчорове М.К.,

с участием представителя истца ФИО2,

ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к ФИО3 о взыскании задолженности и расторжении договора аренды лесного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с иском к ФИО3, в котором просит взыскать задолженность в размере 396 858 рублей по арендной плате; взыскать неустойку вы размере 39 рублей 68 копеек за нарушение условий договора в счет федерального бюджета; расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , заключенного между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1; прекратить записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении этого договора; расторгнуть соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО3; прекратить записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении этого соглашения. При этом истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным учреждением «Зеленчукский лесхоз» и ФИО1, был заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и иных целей, который в последствии на основании Федерального закона № 217 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» был приведен в соответствие с действующим законодательством и переоформлен. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1, был заключен договор аренды лесного участка , площадью – <данные изъяты> га, имеющего месторасположения: <адрес> с кадастровым . ДД.ММ.ГГГГ с согласия Управления между арендатором ФИО1 и ФИО3 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Данным соглашением «Первоначальный арендатор» ФИО1 передает свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ «Последующему арендатору» ФИО3. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ прошло государственную регистрацию в регистрационном органе, о чем совершена надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная печатью на оборотной стороне соглашения. В порядке исполнения требований указанных норм закона, договор аренды участка лесного фонда прошел государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ, а переоформленный договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе, о чем свидетельствует совершенная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная печатью на оборотной стороне договора.

Ссылается на ФЗ от 22.06.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принятого в соответствии с указанным федеральным законом, Приказа Министерства экономического развития РФ от 06.04.2012 №187 «О порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании». Передача полномочий осуществляется по решению Министра экономического развития и оформляется приказом Министерства экономического развития России. Указывает, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 «О передаче открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, принято передать открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», являющейся управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, на основании Соглашения об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, от 27.12.2012 № С- 735-ОС/Д25. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принималось Правительством Российской Федерации и оформлено постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1195 «Об особо экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе». К приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 прилагается перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», в числе которых находится спорный лесной участок (стр. 9, п/п 40 Приложения к приказу Минэкономразвития России от 17.04.2013 № 208 ).

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от -4.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны.

Далее, между теми же лицами было заключено Дополнительное соглашение от 16.04.2013 № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево- Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011, в перечень, которого входит спорный лесной участок с указанием кадастрового номера, правообладателя, вида права, площади, зарегистрированными ограничениями (обременениями) лесного участка, принадлежащего на праве аренды ФИО3. (п/п 40 Дополнительного соглашения). Ссылается на понятие особой экономической зоны, ее цели и регулирование этих зон.

Управление является исполнительным органом государственной власти: Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики. Ввиду вышеизложенного, Управление не имеет в дальнейшем полномочий на управление лесными участками, подпадающими под категорию «особо экономические зоны туристско-рекреационного типа», созданные на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в связи с чем появилась необходимость расторжения договора аренды лесного участка, заключенного между Управлением и арендатором ФИО3.

Во исполнение нормы п. 2 ст. 452 ГК РФ, Управлением в порядке досудебного урегулирования спора ФИО3 было направлено уведомление о сложившейся ситуации и о необходимости расторжения договора с проектом Соглашения о расторжении договора аренды лесного участка, а так же о неполном расчете с бюджетом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендатору был предоставлен разумный срок для рассмотрения предложения и подписания Соглашения о расторжении договора аренды и погашения имеющейся задолженности. Уведомление было возвращено обратно в адрес Управления с отметкой «истек срок хранения». Ответа на предложение Управления и погашения задолженности так же на сегодняшний день не имеется, в связи с чем, у Управления, для урегулирования данного спора, возникла необходимость обращения в суд. Требование о расторжении договора аренды влечет за собой, соответственно, предъявление требования о прекращении записи об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним в отношении вышеуказанных договора и соглашения,

Указывает, что с 2007 года, расчеты по арендной плате производятся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно Федеральных законов «О федеральном бюджете …», ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются с соответствующими коэффициентами.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 отказался от исковых требований к ответчику в части взыскания задолженности по арендной плате, пени, судом в этой части было вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу. В остальной части представитель поддержал исковые требования.

Ответчик ФИО3 иск не признала, пояснила, что она не согласна на расторжение договора аренды лесного участка, так как ею задолженность по арендной плате погашена полностью, а также она заключила с АО «Курорты Северного Кавказа» дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по которому земельный участок находится у нее в аренде.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР и ОАО «Курорты Северного Кавказа», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Гражданское дело на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно ч. 1 ст. 609 ГК РФ, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

В силу ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным Государственным учреждением «Зеленчукский лесхоз» и ФИО1, был заключен договор аренды лесного участка для культурно-оздоровительных, туристических и иных целей, площадью – <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения баз отдыха и туристических лагерей в культурно-оздоровительных целях, сроком на <данные изъяты> лет (л.д. 13-18). Согласно пункту 3.2 Договора, размер арендной платы за пользование лесным участком площадью <данные изъяты> га составляет 173250 рублей в год. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. В целях приведения договора в соответствие с действующим законодательством, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка , общей площадью <данные изъяты> га, имеющего расположение : <адрес>. Данный договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-23). ДД.ММ.ГГГГФИО1 безвозмездно передала свои права и обязанности «Арендатора» ФИО3 - «Последующему арендатору» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Передача лесного участка осуществлялась по акту приема-перадачи прав и обязанностей. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в регистрирующем органе ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-37).

19 января 2011 года на основании Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско- рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны (л.д. 44-52).

В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Курорты Северного Кавказа» с одной стороны, именуемое Арендодателем предоставило в аренду ФИО3, именуемой Арендатором, земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации», категории «Земли особо охраняемых территорий и объектов», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>. Данное дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 617 ГК РФ, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Обращаясь в суд с требованием о расторжении договора аренды лесного участка, истец ссылается на отсутствие у него в настоящее время полномочий на управление лесными участками, подпадающими под категорию «особо экономические зоны туристко-рекреационного типа», поскольку эти земли в том, числе и участок, предоставленный ФИО3, находятся в введении АО «Курорты Северного Кавказа». Это основание не может расцениваться как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Учитывая то, что переход права управления спорным земельным участком перешло от Управления лесами КЧР к АО «Курорты Северного Кавказа», и что не является основаниям для расторжения договора аренды, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований, при этом суд учитывает производность требований о прекращении записей ограничении (обремении) в ЕГРН производны от требовании о расторжении договора, соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к ФИО3 о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , заключенного между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1; прекращении записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении этого договора; расторжении соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО3; прекращении записи об ограничении (обремени) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении этого соглашения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.

Судья Н.Ю. Дотдаев