ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/18 от 11.10.2018 Угличского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение

изготовлено 11.10.2018г. Дело № 2-698/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2018г. г.Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Трусовой Н.В.,

при секретаре Калманкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Угличского межрайонного прокурора в интересах Ходаева Василия Петровича к ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на ОДН сверхустановленного норматива, возложении обязанности произвести перерасчет,

у с т а н о в и л :

Заместитель Угличского межрайонного прокурора обратился с иском в суд в интересах Ходаева В.П. к ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании незаконными действий по осуществлению перерасчета платы за электроэнергию на ОДН сверхустановленного норматива за 2016г., возложении обязанности произвести перерасчет. В иске указано, что Ходаев В.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении проживает. На основании договора снабжения электрической энергии № 3008093 от 01.04.2016г., заключенного между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Народный управдом», ресурсоснабжающая организация осуществляет исполнение обязанности исполнителя коммунальной услуги -электроснабжение, предоставляемой в помещения указанного жилого дома. В письменной форме договор электроснабжения с абонентом не заключался. Размер платы за коммунальные услуги по указанному адресу рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленными в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен, тарифов. Все жилые помещения <адрес> оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Расчет потребления электрической энергии в жилых помещениях производится на основании показаний ИПУ, передаваемых потребителями. Дом оборудован общедомовыми приборами учета. В соответствии с п.44 Правил объем коммунальной услуги объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в 2016г. рассчитывался и распределялся между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения МКД. Расчет размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в МКД осуществлялся в пределах нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 №789-п.

В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом. Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям МКД весь комплекс коммунальных услуг, в т.ч. закупать электроэнергию для мест общего пользования МКД и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.

Управляющая организация на основании п. 2,3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ и пп. "и" п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства МКД. При этом потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией. Правила не предусматривают наделение ресурсоснабжающих организаций правом взимания платы за поставленную электроэнергию с жильцов при наличии договора управления МКД управляющей организацией, в данном случае - ООО «УК Народный управдом».

Считает, что законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Расчет размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в МКД г. Углича в 2016г. осуществлялся в соответствии с данными о площадях мест общего пользования в пределах нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 №789-п. В случае, если объем электроэнергии на ОДН превышал нормативное значение, между всеми помещениями МКД распределялся нормативный ОДН пропорционально размеру общей площади каждого помещения, если фактический ОДН был меньше нормативного значения – распределялся фактический объем ОДН.

Из анализа протокола общего собрания собственников жилых помещений в МКД, проведенного 20.03.2015г. следует, что формулировка распределения между собственниками коммунальных услуг, предоставленных на ОДН сверхнорматива не соответствует требованиям п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. В протоколе не указан порядок распределения сверхнормативных объемов ОДН, при этом неправомерна сделана ссылка на постановление Правительства РФ № 344.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключило договор снабжения электрической энергией вышеуказанного МКД с управляющей компанией 01.04.2016г. Указанным договором порядок оплаты за электроэнергию сверхустановленного норматива не урегулирован. Более того, управляющая организация не передавала право ПАО «ТНС энерго Ярославль» на выставление счетов и сбора платы с собственников, нанимателей жилых помещений МКД как агента.

Согласно п.22 постановления Правительства РФ от 14.02.2012г. «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в МКД, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Таким образом, действия ПАО «ТНС энерго Ярославль», по осуществлению перерасчета платы за электроэнергию на ОДН Хлдаеву В.П. за 2016г., противоречит нормам действующего законодательства.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» незаконно осуществило Ходаеву В.Н. перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН сверх установленных нормативов за период 2016г. в сумме 563,35 руб., в связи с чем истец просит признать незаконными действия ответчика по начислению платы на электроэнергию на ОДН Ходаеву В.Н. за 2016г. незаконными и обязать ответчика осуществить перерасчет платы на ОДН Ходаеву В.Н. путем уменьшения на сумму начислений в размере 563,35 руб.

В судебном заседании представитель Угличской межрайонной прокуратуры Ярославской области Шурыгина А.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, указала, что с 01.04.2016г. был заключен договор снабжения электрической энергией между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Народный управдом». Указанным договором порядок оплаты за электроэнергию сверхнорматива не урегулирован. Исполнителем коммунальной услуги в период отсутствия договора по поставке электроэнергии между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, т.е. до 01.04.2016г., являлось ООО «УК Народный управдом», в связи с чем ТНС не вправе было начислять сверхнормативное ОДН гражданам-потребителям услуги. В протоколе общего собрания собственников помещений МКД от 20.03.2015г. отсутствует порядок распределения сверхнормативных объемов ОДН, не конкретизировано каким образом должен осуществляться порядок распределения: исходя из площади жилого помещения или числа проживающих или зарегистрированы лиц. В протоколе сделана неправомерно ссылка на постановление Правительства РФ № 344, а не № 354, в связи с чем граждане не имели возможности понять в соответствии с каким постановлением будет произведен расчет и в каком порядке.

Материальный истец Ходаев В.П. изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании прокурором доводы поддержал в полном объеме. Пояснил, что в марте 2015г. проводилось общее собрание собственников многоквартирного дома по вопросу избрания управляющей компании. В назначенное время все жильцы дома собрались, однако представитель УК так и не явился, в связи с чем собрание жильцов фактически не состоялось. Через некоторое время появился протокол общего собрания собственников дома, из которого следовало, что на собрании присутствовал представитель ООО «УК «Народный управдом» ФИО1, что был рассмотрен ряд вопросов, поставленных в повестку дня, в том числе вопрос о распределении между собственниками сверхнормативного ОДН. Протокол был подписан старшей по дому, о принятии решения о сверхнормативном распределении ОДН жители дома не знали, указанный порядок им разъяснен не был. В 2017г. ему стали присылать квитанции с указанием задолженности по «сверхнормативному» ОДН за 2016г., с чем он не согласен, оплату за указанные начисления не произвел.

Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил дополнение к отзыву на исковое заявление. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Коробова Ю.В. исковые требования не признала и пояснила, что проанализировав протокол общего собрания собственников жилого дома <адрес>, общество пришло к выводу о том, что решение собственников жилого дома о распределении сверхнормативного ОДН в полном объеме выражено путем принятия отдельного решения, в формулировке решения имеется указание на распределение между собственниками коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме. В соответствии с п.44 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, объем коммунальной услуги, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Данный порядок распределения отражен в формуле 12 Приложения № 2 к Правилам (п.13 Приложения № 2). В соответствии с указанными нормами Правил распределение пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения является единственно возможным вариантом распределения объема, предоставленного на ОДН, как в пределах норматива, так и в размере превышения над нормативом. Исходя из норм Правил, при принятии решения общего собрания у собственников отсутствует возможность как выбрать из вариантов, указанных в жилищном законодательстве, так и установить иной порядок распределения, не предусмотренный законодательством. Соответственно, у собственников имеется возможность волеизъявления лишь по вопросу объема, который подлежит распределению - в пределах норматива или дополнительно в размере превышения над нормативом. В части порядка распределения возможность волеизъявления отсутствует, поскольку порядок распределения установлен императивной нормой Правил. Что касается указания в протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома на постановление Правительства РФ № 344, то это не является ошибкой, поскольку именно указанным постановлением были внесены изменения п.44 Правил № 354. Из формулировки решения общего собрания определенно усматривается воля собственников на распределение объемов ОДН в размере превышения над нормативом.

Полагает, что с ч.7.1 ст.155 ЖК РФ, допускала возможность внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации на основании общего собрания собственников, без исключения коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества.

В соответствии с п. 18 ст. 12 ФЗ № 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в МКД решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком МКД может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации.

Как указанная норма, так и ч.7.1 ст.155 ЖК РФ допускают реализацию решения собственников о прямых расчетах, в т.ч. в части ОДН, в период январь-март 2016 г. В условиях наличия решения общего собрания собственников право ресурсоснабжающей организации на получение платы за электроэнергию, (в т.ч. потребляемую на ОДН) возникает непосредственно на основании волеизъявления собственников.

Кроме того, в случаях, предусмотренных п.18 ст. 12 ФЗ №176-ФЗ исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, в связи с чем полагает, что основания для применения ограничения, установленного абзацем вторым п.44 Правил № 354, отсутствуют.

В соответствии с абз.4 п.44 Правил № 354 установленный абз.2-3 настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю /находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулами 11-14 приложения N2 к настоящим Правилам.

Что касается доводов истца относительно того, что УК не передавала ответчику право на выставление счетов и сбора платы с собственников как агенту, указывает, что в приложение № 1 к договору снабжения электрической энергией от 01.04.2016г. между ответчиком и ООО «УК «Народный управдом» включена точка поставки- МКД по адресу: <адрес> ( № 11п/п), учет электрической энергии производится ОПУ Меркурий 230 АМ-01 № 03960917.В договоре от 01.04.2016г. урегулированы отношения по поставке и оплате всего объема электроэнергии, поставляемого в МКД и учтенного общедомовым прибором учета. Соответственно, ответчик обязан в соответствии с п.2 дополнительного соглашения выполнять расчеты объемов электрической энергии исходя из наличия решения общего собрания собственников о распределение сверхнормативного ОДН в полном объеме. Пукнт 17 дополнительного соглашения, в котором предусмотрено условие о вычитании объеме сверхнормативного ОДН из общего объема электрической энергии, поставляемого по договору в МКД, оборудованный ОДПУ, является ничтожным, поскольку противоречит требованиям п.п. «а» п.21 Правил № 124 и п.44 Правил № 354.

Представитель третьего лица Администрации УМР Виноградова Е.А., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «УК «Народный управдом» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление в котором указал на наличие решение собственников многоквартирного дома о распределении между собственниками оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме, которое отражено в протоколе общего собрания собственников МКД от 20.03.2015г. Указанное решение не оспорено. С учетом наличия указанного решения, а также отсутствия запрета со стороны законодательства, ПАО «ТНС энерго Ярославль» правомерно произвело перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за 2016г.

Заслушав помощника Угличского межрайонного прокурора Шурыгину А.М., истца Ходаева В.П., представителя третьего лица Администрации УМР Виноградову Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Установлено, что Ходаев В.П. на основании свидетельства о праве собственности от 30.03.1993г. является собственником <адрес>.

В соответствии с протоколом № 2 общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 20.03.2015г. было принято решение о выборе управляющей компании- ООО «УК «Народный управдом» (п.3 протокола); утвержден проект договора управления и приложения к нему с 01.05.2015г. (п. 3.1. протокола общего собрания)

Согласно п.3.6. протокола, было принято решение уполномочить управляющую компанию заключить договора с ресурсоснабжающими организациями, предусматривающими прямые расчеты собственников за коммунальные услуги в том числе на общедомовые нужды.

В соответствии с п.3.7 протокола общего собрания собственников было принято решение: «распределять между собственниками коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, сверх норматива согласно постановления Правительства РФ № 344.

01.04.2016г. между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК «Народный управдом»» заключен договор № 3008093 снабжения электрической энергией вышеуказанного МКД и дополнительное соглашение, в котором указан срок действия договорных отношений с 01.04.2016г по 31.12.2016г. (л.д 28-32).

При этом суд приходит к выводу о том, что указанным договором порядок оплаты за электроэнергию сверхустановленного норматива не урегулирован. Доводы представителя ответчика о том, что в данном договоре урегулированы отношения по поставке и оплате всего объема электрической энергии, поставляемого в МКД и учтенного общедомовым прибором учета, поскольку в соответствии с приложением № 1 к договору определена точка поставки и указан общедомовой прибор учета, суд считает несостоятельным, поскольку в тексте указанного договора отсутствует конкретный пункт, который был этот вопрос регламентировал.

В силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ).

Часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 20.03.2015 г. (на момент принятия решения общим собранием собственников данного дома) содержала запрет на прямую оплату собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом. Возможность осуществления прямых расчетов собственников с ресурсоснабжающими организациями появилась лишь с 28.12.2015г., после внесения соответствующих изменений в закон.

Таким образом, следует, что несмотря на принятие собственниками решения 20.03.2015года о сохранении прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями, именно управляющая организация- в данном случае ООО «УК «Народный управдом», с которой заключен договор управления, является исполнителем коммунальных услуг.

В материалы дела представлено дополнительное соглашение к договору снабжения электрической энергией, заключенное между ООО «УК «Народный управдом» и ПАО «ТНС энерго Ярославль», в соответствии с которым ответчик принимает на себя обязанности исполнителя коммунальной услуги-электроснабжения. Ответчик, обосновывая свое право на начисление сверхнорматива собственникам жилого дома, ссылается в том числе и на указанное соглашении. Вместе с тем, в указанном соглашении отсутствует дата его заключения, а также срок, на который распространяет свое действие данное соглашение, что не позволяет суду принять это соглашение во внимание.

Согласно п. 2.3. ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 ст. 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Если управление домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.

В соответствии с п.1, п.п."а" п.9 Правил и положениями постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг- управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

В данном случае такое решение принято решением общего собрания от 20.03.2015 года. Однако, данное решение собственников о сохранении прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями, не свидетельствует о том, что данные организации стали для потребителей исполнителями услуг по содержанию и обслуживанию общедомового имущества, в объем которых включено предоставление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.

На основании п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В силу п.44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Таким образом, закрепленный пунктом 44 Правил от 06.05.2011 N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.

В п.3.6 и 3.7. протокола общего собрания собственников помещений <адрес> от 20.03.2015г. указано о принятии решения: о наделении управляющей организации полномочиями по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, предусматривающих возможность прямых расчетов собственников за коммунальные услуги, а также о распределении между собственниками коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды сверх норматива согласно постановления Правительства РФ № 344.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше решение собственников принято 20.03.2015г., т.е. до внесения изменений в ст.155 п.7.1 ЖК РФ ( ФЗ №176-ФЗ от 29.06.15г.), при этом в решении собственников, отраженном в протоколе, не указаны ресурсоснабжающие организации, а также предоставляемые ими коммунальные услуги, не содержится указания на согласие потребителей об оплате конкретной ресурсоснабжающей организации ресурса, поставленного на ОДН, в объеме, превышающем норматив потребления, что не позволяет индивидуализировать волю граждан-потребителей услуги. В решение собственников на распределение коммунальных услуг сверх норматива содержится указание на постановление Правительства РФ № 344.

Постановлением Правительства РФ, принятым 16.04.2013 г., предусмотрено внесение изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг, в частности, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Указанным постановлением абзац второй п.44 Правил № 354 изложен в новой редакции, а также дополнен новым абзацем, которые являются действующими в настоящее время и регламентируют порядок распределения между собственниками помещений многоквартирного дома сверхнормативного потребления коммунальной услуги при наличии такого решения собственников.

Вместе с тем, суд отмечает тот факт, что порядок оплаты собственниками сверхнорматива регламентируется п.44 Правил № 354, а указание в протоколе общего собрания на распределение сверхнормативного потребления коммунальной услуги в соответствии с постановлением Правительства № 344, суд считает некорректным, поскольку указанным постановлением внесены лишь изменения в Правила № 354. При этом указанные изменения были внесены уже более 2 лет к моменту принятия решения собственниками 20.03.2015г., в связи с чем, никаких причин для указания постановления № 344 в протоколе не имелось.

Из дословного содержания протокола общего собрания нельзя сделать однозначный вывод о согласии собственников оплачивать ОДН сверхнорматива в том порядке, который предусмотрен Правилами № 354.

Учитывая отсутствие соответствующего решения собственников многоквартирного дома, суд приходит к выводу о том, что начисление собственникам жилого дома сверхнормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя их показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, является незаконным.

Согласно представленному ответчиком расчету стоимости перерасчета ОДН за 2016г., установлено, что общая сумма таких начислений Ходаеву В.П. соствила 563,35 руб. (л.д.46-47).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя Угличского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ярославль» по начислению платы за электроэнергию на ОДН сверхустановленного норматива Ходаеву Василию Петровичу период 2016г. в сумме 563,35 руб., обязать ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвести перерасчет платы за электроэнергию на ОДН Ходаеву В.П. за 2016г. путем уменьшения суммы начислений на указанную сумму.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Трусова