ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/19 от 10.01.2019 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-698/2019

УИД 43RS0010-01-2019-000917-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вятские Поляны 19 августа 2019 года

Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Мининой В.А.,

при секретаре Рупасовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Кировской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Вятскополянский районный суд Кировской области с иском к Главному управлению МЧС России по Кировской области с требованием о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование требований указал, что он является пенсионером федеральной противопожарной службы, вместе с семьей зарегистрирован и проживает в квартире, общей площадью 61,6 кв. метров по адресу: ***.

Как нуждающийся в улучшении жилищных условий, он, согласно протоколам заседаний комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области № 1 от 7.03.2014 года и № 1 от 15.03.2016 года, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283 от 30.12.2012 года с учетом состава семьи из 3-х человек – он - ФИО1, дочь - ФИО2,*** года рождения, сын - ФИО3, *** года рождения. На момент постановки на учет квартира находилась в общей совместной собственности его родителей - отца ФИО1 и матери ФИО1, при этом в квартире как по месту жительства было зарегистрировано 7 человек: его родители, он (ФИО1), двое его детей, его жена - ФИО4, и его (ФИО1) брат ФИО5. С учетом имеющейся у его (ФИО1) жены жилплощади в г. Можга Удмуртской Республики, в вышеуказанной квартире на каждого проживающего приходилось по 11,88 кв. метров. В последствии его (ФИО1) брак с женой распался, после расторжения брака и выезда бывшей жены на другое место жительства в квартире на одного проживающего члена семьи стало приходиться по 10,27 кв. метра (61,6 : 6 = 10,27 кв.м). При этом норматив предоставления единовременной социальной выплаты на 3 человек не превышен.

22.02.2017 года умер его (ФИО1) отец. После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/2 доли квартиры по ***. Ему (ФИО1), как одному из наследников 1 очереди предполагалась для наследования 1/6 доля в квартире (10,27 кв.м), но ввиду крупных разногласий с его матерью по поводу наследства ему пришлось отказаться от наследования указанной доли. В связи с данным фактом согласно протоколу № 2 заседания комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области от 7 июня 2019 года он (ФИО1) был снят с учета, как нуждающийся в получении единовременной социальной выплаты. Основанием к решению комиссии по снятию его с учета послужило то обстоятельство, что подпунктом «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам противопожарной службы, утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 предусмотрено, что соискатель снимается с учета, как нуждающийся в выплате, при улучшении своих жилищных условий либо если он совершил действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283 от 30.12.12 с намерением получить единовременную социальную выплату в большем размере. Его (ФИО1) действия по отказу в принятии наследства были признаны комиссией действиями по ухудшению его жилищных условий.

Считает данное решение комиссии необоснованным и несостоятельным в связи со следующим:

- исходя из занимаемой им (ФИО1) и членами его семьи полезной площади в квартире его матери, он является нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты,

- считает, что принятие наследства является правом гражданина, а не обязанностью,

- ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми только в том случае, если лицами совершались умышленные действия, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.

Таким образом, в данном случае подлежит установлению его (ФИО1) умышленная недобросовестность, влекущая за собой ухудшение жилищных условий, чего с его стороны не было.

Просил учесть, что он и члены его семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты, как до вопроса о наследовании доли отца в квартире, так и после этого.

Ввиду указанных обстоятельств считает решение ответчика незаконным.

Просил признать незаконным Решение комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области (протокол № 2 от 7 июня 2019 года) о снятии его (ФИО1) и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; обязать Главное управление МЧС России по Кировской области восстановить его (ФИО1) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании представители истца ФИО4 на основании доверенности и адвокат Приказчиков В.Н. на основании ордера поддержали исковые требования, привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что истец ФИО1 отказался от доли в наследстве после смерти отца, исполняя волю своей матери, которая посчитала себя вправе одной принять наследство после смерти супруга. У истца отсутствовала обязанность по принятию доли в наследстве после смерти отца, такая обязанность на него не была возложена ни законом, ни договором. То положение, которое существовало до смерти его отца, сохранилось и после его смерти. Никакого ухудшения жилищных условий ФИО1 не наступило. Тем более с его стороны не было никаких умышленных действий или бездействий, свидетельствующих о его умышленной недобросовестности, которая бы повлекла за собой ухудшение жилищных условий.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Кировской области в судебное заседание не явился, представили заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия их представителя. В возражениях указали, что действительно старший прапорщик внутренней службы в отставке ФИО1 с 25.12.2013 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 2 части 3 статьи 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ. На момент постановки на учет ФИО1 с семьей проживали и были зарегистрированы по адресу: <...> в квартире обшей площадью 61,6 кв.м., на момент постановки на учет квартира находилась в общей совместной собственности отца - ФИО1 и матери - ФИО1, в квартире было зарегистрировано по месту жительства 7 человек. После расторжения брака 23.01.2016 и снятия бывшей супруги ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства и ее выезда на другое место жительства на одного члена семьи стало приходиться по 10,27 кв.м. общей площади жилого помещения (61,6 кв.м.:6=10,27 кв.м), что ниже установленной нормы (менее 15 кв.м.).

25.02.2017 скончался отец ФИО1, после смерти которого ФИО1, как наследнику первой очереди по закону, полагалась

наследственная доля в виде 1/3 доли от принадлежащей умершему 1/2 доли квартиры, что соответствует 10,27 кв.м. В случае принятия наследства в собственности ФИО1 имелось бы 10,27 кв.м. общей площади жилого помещения. При этом норматив предоставления единовременной социальной выплаты ФИО1 рассчитывался бы на состав семьи из 3 человек и составлял 43,73 кв. м. 09.08.2017 ФИО1 отказался от принятия причитающейся ему доли наследства, о чем подал заявление нотариусу. В результате мать ФИО1 стала собственником жилой квартире в целом. ФИО1 при не отказе от принятия причитающейся ему доли наследства в квартире, как член семьи собственника жилого помещения и будучи обеспеченным, с учетом регистрации и проживаниям указанной квартире 5 человек, жилплощадью на одного члена семьи в размере 12,32 кв. м., т.е. менее 15 квадратных метров, следовательно, имел бы право, с учетом п. 20 Правил № 369, на получение единовременной социальной выплаты за счет федерального бюджета в предусмотренном законом размере за вычетом указанной площади. Отказавшись от принятия причитающейся доли наследства жилого помещения в пользу других членов семьи, истец тем самым имел намерение на получение единовременной социальной выплаты без вычета приходящейся на его долю жилплощади в жилом помещений, от приобретения которой в собственность он отказался. В случае принятия наследства в собственности ФИО1 имелось бы 10,27 кв., м общей площади жилого помещения, норматив предоставления единовременной социальной "выплаты ФИО1 рассчитывался на состав семьи из 3 человек и составлял 43,73 кв. м (54 кв. м. - 10,27 кв. м). Указанные обстоятельства расценены комиссией Главного управления как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере за счет федерального бюджета, что в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ и пп. "б” п. 15 Правил даёт право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения сотрудником указанных намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в связи с чем 07.06.2019 принято решение о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты. Указали, что с учетом отчужденной им доли в праве на квартиру истец обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров. В то же время считают, что сам факт отказа от доли в наследстве свидетельствует об ухудшении жилищных условий, что свидетельствует об отсутствии права у истца состоять в списке нуждающихся на улучшение жилищных условии в течение пяти лет после совершения указанных действий. То обстоятельство, что истец как до ухудшения им жилищных условий был нуждающимся в жилом помещении, так и после совершения таких действий продолжает оставаться нуждающимся в предоставлении жилого помещения, значения при этом не имеет. Просили в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из части 1 статьи 1 названного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Пунктом 6 статьи 4 указанного федерального закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца 1 пункта 17 указанных Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.

В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно п. 18 Правил Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек. При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 проходил службу в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины 8 пожарной части федерального государственного казенного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Кировской области». Общая продолжительность службы 26 лет 2 месяца. Уволен 31.08.2016 в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту «б» части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Кировской области от 07.03.2014 года (протокол №1) ФИО1 с 25.12.2013 поставлен на учет для получения единой социальной выплаты на основании пункта 2 части 3 статьи 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ, состав семьи: четыре человека. Как указано в выписке из Протокола № 1, на 01.12.2013 года календарная выслуга лет ФИО1 составляла 20 лет 06 месяцев.

Выписка из протокола № 1 содержит также сведения о том, что ФИО1 обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (фактически на одного члена семьи приходилось 11,88 кв.м.).

На момент постановки на учет истец ФИО1 с семьей проживали и были зарегистрированы в квартире обшей площадью 61,6 кв. м. по адресу: ***, которая находилась в общей совместной собственности отца истца - ФИО1, - *** года рождения, и матери истца - ФИО1, *** года рождения. В квартире было зарегистрировано по месту жительства 7 человек: родители истца: отец - ФИО1, *** г.р.; мать - ФИО1, *** г.р.; брат истца - И., *** г.р., истец ФИО1, *** г.р.; жена истца - ФИО4, *** г.р., сын истца — ФИО3, *** г.р.; дочь истца - ФИО2, *** г.р.

Кроме того, в собственности жены истца имелось 1/2 доли в квартире по адресу: ***, общей площадью 43,1 кв. м., что соответствует 21,55 кв. м.

Установлено, что истец ФИО1 и остальные члены его семьи не имели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма либо принадлежащих им на праве собственности.

Таким образом, на момент постановки истца на учет на одного члена семьи приходилось по 11,88 кв. м. общей площади жилого помещения (61,6 кв. м + 21,55 = 83,15:7 – 11,88 кв. м), что ниже установленной нормы (менее 15 кв. м).

27.01.2016 в комиссию Главного управления МЧС России по Кировской области поступили документы истца об изменении состава семьи в связи с расторжением брака 23.01.2016 и снятия бывшей супруги с регистрационного учета по месту жительства и ее выезда на другое место жительства. На одного члена семьи стало приходиться по 10,27 кв. м. общей площади жилого помещения (61,6 кв. м : 6 = 10,27 кв. м).

Протоколом заседания комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области от 15.03.2016 № 1 внесено изменение в учетное дело ФИО1 в отношении состава семьи - 3 человека: сам ФИО1 и двое его детей.

Изложенные выше обстоятельства сторонами не оспариваются.

Установлено, что 25.02.2017 отец ФИО1 - ФИО1, *** г.р., скончался. После его смерти открылось наследство в виде от 1/2 доли квартиры по адресу: ***. Наследниками первой очереди являлись: жена и двое сыновей, в том числе истец ФИО1, что также не оспаривается.

Как указывает представитель ответчика, в случае принятия наследства всеми тремя наследниками, истцу ФИО1 полагалась бы наследственная доля в виде 1/3 доли от принадлежавшей ему 1/2 доли квартиры (что составляет 1/6 доли от всей квартиры) по адресу: *** общей площадью 61,6 кв. м. (что соответствует 10,27 кв. м). Таким образом, в случае принятия истцом ФИО1 наследства он получил бы в собственность 1/6 доли в праве собственность на квартиру, что соответствует 10,27 кв. м. общей площади жилого помещения. При этом норматив предоставления единовременной социальной выплаты ФИО1 рассчитывался бы на состав семьи из 3 человек и составлял 43,73 кв. м., исходя из следующего расчета: 54 кв. м. - 10,27 кв. м. = 43,73 кв. м. (где 54 кв.м. – это площадь жилья, исходя из предусмотренного Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 норматива в 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек).

Установлено, что 09.08.2017 истец ФИО1 действительно отказался от принятия причитающейся ему после смерти отца доли в наследстве, о чем подал заявление нотариусу Вятскополянского нотариального округа Кировской ФИО6 (зарегистрировано 09.08.2017 за номером 357).

12.02.2019 нотариусом Вятскополянского нотариального округа Кировской области ФИО6 матери ФИО1 - ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону , состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ***, общей площадью 61,6 кв.м., принадлежащей наследодателю ФИО1.

Указанные обстоятельства, расценены комиссией Главного управления МЧС России по Кировской области как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере за счет федерального бюджета, в связи с чем 07.06.2019 года (Протокол № 2) принято решение о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Указанное решение истец оспаривает в рамках настоящего гражданского дела.

Комиссия Главного управления МЧС России по Кировской области, принимая решение о снятии истца ФИО1 и членов его семьи с учета, основывает свои выводы на положениях части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ и пп. "б” п. 15 Правил от 24 апреля 2013 года N 369.

Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Из взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Также требования о принятии на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона, содержит пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.

Указанные выше положения соотносятся с положениями ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исходя из системного анализа приведенных выше норм следует, что ограничения в праве на предоставление сотруднику единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.

Также из совокупности изложенных правовых норм следует, что сотруднику предоставляется право на получение единовременной социальной выплаты при наличии условий, предусмотренных законом, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что действительно после смерти отца в силу ст. 1142 ГК РФ истец ФИО1, являясь одним из наследников первой очереди, отказался от причитающейся ему доли в наследственном имуществе отца.

Как показала допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля мать истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, квартира по адресу: *** находилась в ее с мужем собственности, проживали в ней: она с мужем, их сын ФИО5 и сын В. с женой и двумя детьми. Затем после расторжения брака жена В. из квартиры выехала, с регистрации была снята. *** умер ее муж. После его смерти она (ФИО1) объявила детям, что поскольку данную квартиру заработала она со своим мужем, в наследство вступит она одна и доля мужа в квартире должна перейти только к ней, и она сама вправе решить, что делать с квартирой, либо после ее смерти – «что будет, то будет». Считает, что сыновья с ней, как с матерью, не вправе были спорить и вносить разлад среди родных людей. Уважая ее волю, оба сына отказались от своей доли в наследстве. В настоящее время собственником квартиры является она одна.

В соответствии со ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.

Так же в соответствии со ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).

Таким образам, закон не налагает на наследников безусловную обязанность по принятию наследства.

Из указанных норм закона следует, что истец вправе был отказаться от доли в наследстве. Истец при этом ссылается на волю матери, направленную на единоличное принятие наследства после смерти супруга.

Доводы истца ФИО1, показания его матери согласуются с поведением его брата, также отказавшимся от своей доли в наследстве после смерти отца, что также подтверждает причину отказа истца от доли в наследстве по инициативе матери.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, доводы Главного управления МЧС России по Кировской области о том, что отказ от наследства недопустим, и ФИО1 был обязан принять долю в квартире в порядке наследования суд находит несостоятельными, как противоречащими нормам наследственного права.

Выводы Комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области о том, что сам по себе факт отказа гражданина от доли в наследстве является безусловным основанием для снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты ввиду возможности расширенного толкования перечня, указанного в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ является ошибочными, противоречащими приведенным выше толкованию норм Жилищного кодекса РФ, ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, «по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.»

В указанном определении Конституционный Суд РФ также указал, что решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные лицом, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях важен не факт совершения определенного действия, а установление в его действиях умышленной недобросовестности, влекущей за собой ухудшение жилищных условий.

В данном случае истец ФИО1 отказался от доли в наследстве. Он не приобретал права собственности на долю в квартире, соответственно, его отказ от наследства не равнозначен отказу от своей собственности, так как доля в квартире в его собственность не поступала.

Доводы ответчика фактически сводятся к обвинению истца в том, что он не пожелал улучшить свои жилищные условия.

Отказ гражданина от вступления в права наследования в отношении наследственного имущества умерших родственников различной степени родства, имевших в собственности жилые помещения, в отношении которых гражданин может быть наследником первой либо какой-либо иной очереди, при наступлении такого права, не может быть расценен в качестве обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении его имущественного положения и имеющихся жилищных условий, которые остались такими же, какие были до смерти умерших родственников, в отношении которых он не вступил в права наследования.

Стороной ответчика не приведено ни одной нормы, обязывавшей истца принять наследство после смерти отца.

Как предусмотрено наследственным законодательством РФ, вступать в права наследства или отказаться от такого права зависит от волеизъявления гражданина, данное волеизъявление не может быть поставлено в вину гражданину и не может свидетельствовать о намеренном ухудшении своих жилищных условий.

Таким образом, как при жизни отца, так и после его смерти, ФИО1, состоящий на учете для получения единой социальной выплаты в составе семьи из трех человек, был обеспечен жилой площадью менее 15 кв.м. на человека.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Указанная норма конкретизируется в части 1 статьи 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательств, что истец ФИО1 с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения искусственно ухудшил свои жилищные условия, ответчиком не представлено.

Давая оценку установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, суд пришел к выводу, что действий, которые бы свидетельствовали об умышленной недобросовестности, влекущей за собой ухудшения жилищных условий, со стороны истца ФИО1 не установлено.

При этом, как указал в отзыве представитель ответчика Главного управления МЧС России по Кировской области, даже в случае приобретения ФИО1 доли в праве на квартиру истец был бы обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ N 283-ФЗ 15 кв. метров.

Таким образом, к данным правоотношениям требования ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, согласно которым сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, применены быть не могут.

При таких обстоятельствах, на основании приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд, установив наличие у ФИО1, как бывшего сотрудника пожарной части федерального государственного казенного учреждения федеральной противопожарной службы по Кировской области, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и отсутствие с его стороны указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, приходит к выводу, что решение комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области (протокол № 2 от 07 июня 2019 года) о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является незаконным и подлежит отмене, поскольку обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи истца составляет менее учетной нормы, предусмотренной п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ N 283-ФЗ, при этом истец подлежит восстановлению на учете очередников Главного управления МЧС России по Кировской области на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трех человек.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Главного управления МЧС России по Кировской области (протокол № 2 от 07.06.2019 года) о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Восстановить ФИО1 на учете очередников Главного управления МЧС России по Кировской области на получение единовременной социальной выплаты по улучшению жилищных условий, исходя из состава семьи из трех человек: ФИО1, *** года рождения, сын ФИО3, *** года рождения, дочь ФИО2, *** года рождения, с даты обращения с заявлением о постановке на учет – с ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Минина В.А.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2019 года