ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/2010 от 09.12.2010 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мирный **.**.**** года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Охотиной М.М.,

при секретаре Кулиш Т.П.

с участием истца Курочкина И.П., представителя ответчика А. Глоба О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный гражданское дело по иску Курочкина И.П. к А. о признании незаконным решения комиссии по вопросам переселения из ЗАТО Мирный от 22.12.2009 года в части исключения его вместе с несовершеннолетним сыном К.М.И. из очереди на переселение из ЗАТО, восстановлении в списках граждан, желающих отселиться, с даты первоначальной постановки на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Курочкин И.П. обратился в суд с иском к А. о признании незаконным решения комиссии по вопросам переселения из ЗАТО от 22.12.2009 года в части исключения его вместе с несовершеннолетним сыном К.М.И. из очереди на переселение из ЗАТО, восстановлении в списках граждан, желающих отселиться, с даты первоначальной постановки на учет. Свои требования мотивирует тем, что проживает в г. ... с 1976 года, с декабря 1997 года состоял в списках, желающих отселиться из ЗАТО, в очереди вместе с матерью В.В.В., затем несовершеннолетний К.М.И. также был включен в данный список. Решением комиссии по вопросам переселения из ЗАТО Мирный от 22.12.2009 года его матери Курочкиной В.И. на основании заявления была выделена двухкомнатная квартира в п. ... ... области на состав семьи из 3-х человек без учета его и его сына. Этим же решением он с сыном были исключены из очереди на переселение без указания причин. Однако, в заявлении В.В.В. просила сохранить очередь, им также было написано заявление о сохранении за ним и сыном очереди на переселение. В связи с тем, что он с сыном стоял в очереди вместе, свое права на отселение из ЗАТО они не реализовали, считает, что оснований у Комиссии не имелось для исключения их из очереди. Просит признать незаконным решение Комиссии по вопросам переселения из ЗАТО от 22.12.2009 года в части исключения его и его сына К.М.И. из очереди на переселение из ЗАТО, обязать А. восстановить его и сына К.М.И. в списках желающих отселиться из ЗАТО Мирный с даты первоначальной постановки на учет.

Истец Курочкин И.П. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по тем же основаниям, пояснив, что состоял в очереди на переселение из ЗАТО с 1997 года в составе семьи вместе с матерью В.В.В. В декабре 2009 года в порядке переселения из ЗАТО матери было выделена двухкомнатная квартира в п. ... ... области на состав семьи из 3 человек, он вместе с сыном не претендовал на получение данной квартиры. В связи с выделением его матери квартиры он с сыном был исключен из очереди. Считает, что свое право на переселение из ЗАТО не реализовал. Также указал, что в настоящее время проходит военную службу, проживает в служебном жилом помещении. Договор социального найма на жилое помещение, где он проживал вместе с матерью, был им расторгнут для того, чтобы мать смогла сдать данное жилое помещение в случае переселения из ЗАТО. Просит удовлетворить его требования в полном объеме, обязав А. восстановить его и сына К.М.И. в указанной очереди.

Представитель ответчика А. по доверенности Глоба О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что условиями для переселения граждан из ЗАТО является утрата служебной связи с ЗАТО и невозможность проживания в связи с особыми условиями функционировании объекта, на котором работают граждане. Курочкин И.П. не утратил связь с ЗАТО, он продолжает проходит военную службу. Он не занимает жилое помещение не по договору социального найма, не имеет в собственности жилого помещения, которые он мог бы сдать в случае переселения из ЗАТО. Он проживает в служебном жилом помещении, основания освобождения и сдачи которого иные. Поскольку Курочкин И.П. был обеспечен служебным жилым помещением на свой состав семьи, перестал быть членом семьи нанимателя В.В.В., которой была выделена квартира в порядке переселения из ЗАТО, он был правомерно исключен Комиссией из списка лиц, желающих отселиться из ЗАТО. В настоящее время оснований для постановки Курочкина И.П. вместе с сыном в очередь на переселение из ЗАТО не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований Курочкина И.П. отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 года (в ред. от 25.11.2008 года) «О закрытом административно-территориальном образовании» если, согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования (далее ЗАТО) в нем ограничено дальнейшее пребывание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующим предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно постановления Правительства РФ от 05.07.2001 года № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» г. Мирный Архангельской области относится к закрытому административно-территориальному образованию (далее ЗАТО).

В соответствии с п.п.1 и 2 Постановления Правительства РФ № 23 от 11 января 2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенным в ЗАТО, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимаются по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления. Переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного ЗАТО, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 4 постановления предусмотрено, что обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.

Таким образом, возможность получения жилья при переселении из ЗАТО связана с выполнением обязательных условий, предусмотренных указанным постановлением.

Пунктом 5 постановления, установлено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.

Из анализа данных нормативных актов следует, что существует определенный порядок обеспечения жильем граждан, желающих отселиться на новое место жительства из ЗАТО, который предусматривает, что гражданин, утративший связь с ЗАТО, обязан заявить о своем желании реализовать право, предоставленное ему государством, на обеспечение его и членов семьи жилым помещением на новом месте жительства, то есть обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. Вопрос обеспечения жильем по избранному месту жительства решается органом местного самоуправления в порядке очередности, которая ведется на основании поданных гражданами заявлением по мере их поступления.

В соответствии с п.п. 31 п. 4 ст. 27 Устава, утвержденного решением муниципального Собрания от 07.11.2007 года № 185, к полномочиям А. относится переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем.

В соответствии с постановлением А. № 639 от 07.05.2008 года был утвержден состав Комиссии по вопросам переселения граждан из ЗАТО. (л.д. 30-33).

Согласно Положения о Комиссии по вопросам переселения граждан из ЗАТО, к полномочиям Комиссии относится принятие решений по постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО и снятии граждан с такого учета. Решение Комиссии о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО принимается с учетом времени поступления заявления в А. согласно дате регистрации. Решение о снятии с учета и исключением граждан, желающих выехать на новое место жительства за пределы ЗАТО, из списков принимаются в случаях, указанных в Положении.

В судебном заседании установлено, что Курочкин И.П. вместе с сыном К.М.И. состояли в списках граждан, желающих отселиться из ЗАТО, в составе семьи В.В.В.

Так, 04 декабря 1997 года В.В.В. на имя мэра ... было подано заявление об отселении ее из ЗАТО составом семьи из 4-х человек, в том числе и сын Курочкин И.П. (л.д. 15).

Согласно свидетельства о рождении К.М.И. родился **.**.**** года, его родителями являются Курочкин И.П. и Г.Г.Г. (л.д. 24).

В материалах дела имеется заявление В.В.В. от 03.03.2006 года о сохранении кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... за ее сыном Курочкиным И.П. в случае отселения ее из ЗАТО (л.д. 16).

Согласно выписки из протокола № *** заседания комиссии по вопросам отселения из ЗАТО от 16.03.2006 года принято решение о рассмотрении данного заявления при решении вопроса о распределении жилья по программе отселения из ЗАТО (л.д. 17).

Согласно заявления на имя мэра ... от 26.11.2009 года В.В.В. просит сохранить очередь на отселение за сыном Курочкиным И.П. и внуком К.М.И. в случае выделения ей жилого помещения в п. ... ... области (л.д. 7). Аналогичное заявление на имя мэра ... от 27.11.2009 года имеется от Курочкина И.П. (л.д. 8).

В материалах дела имеется сообщение мэра ... от 02.12.2009 года на имя В.В.В. о том, что Курочкин И.П. и К.М.И. состоят в очереди на переселение из ЗАТО в составе ее семьи. (л.д. 10).

25 ноября 2009 года В.В.В. написано заявление на имя мэра ... о переселении на новое место жительства и обеспечении за пределами ЗАТО 2-х комнатной квартирой в п. ... ... области, указано, что Курочкин И.П. не претендует на данное жилье (л.д. 22).

Согласно протокола № *** заседания комиссии по вопросам переселения из ЗАТО от 22.12.2009 года В.В.В. на состав семьи из 3-х человек распределена 2-х комнатная квартира в п. ... ... области, Курочкин И.П. и К.М.И. исключены из очереди на переселение (л.д. 11).

Согласно договора социального найма жилого помещения № *** от 23 марта 2006 года, заключенного между Ж. и П.В.П., членами семьи нанимателя жилого помещения - кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... являются Курочкин И.П. и К.М.И. (л.д. 13-14).

23.11.2010 года Курочкин И.П. обратился с заявлением на имя начальника жилищного отдела с просьбой о расторжении с ним договора социального найма жилого помещения кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... (л.д. 23).

Постановлением мэра ... № *** от 14 января 2008 года военнослужащему Курочкину И.П. на состав семьи из 3-х человек, включая жену Г.Г.Г. и сына К.М.И., *** года рождения, было предоставлено служебное жилое помещение - кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... на период прохождения военной службы в ... гарнизоне (л.д. 18). Согласно постановления мэра ... № *** от 12 декабря 2007 года кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... отнесена к числу служебных жилых помещений (л.д. 19).

В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса РФ проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.

Отселение граждан из ЗАТО является одной из гарантий жилищных прав граждан. Истец вместе с несовершеннолетним К.М.И. в целях реализации своего права состояли в очереди на переселение из ЗАТО вместе с В.В.В. как члены ее семьи.

В судебном заседании установлено, что 22 декабря 2009 года В.В.В. было выделено по программе переселения из ЗАТО жилое помещение в п. ... ... области на состав семьи из 3-х человек. При этом на В.В.В. была возложена обязанность по сдаче занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г. ... ул. ... д. *** кв. ***. На данное жилое помещение был заключен один договор социального найма, в качестве членов семьи нанимателя были указаны Курочкин И.П. и К.М.И. В ноябре 2010 года в жилищный отдел А. обратился Курочкин И.П. с заявлением о расторжении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение и утрате права пользования на него.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Курочкину И.П. на состав семьи из 3-х человек, в том числе и на несовершеннолетнего К.М.И., в январе 2008 года было выделено служебное жилое помещение по адресу: г. ... ул. ... д. *** кв. ***.

Истец, получив служебное жилое помещение на состав семьи включая его, жену и сына К.М.И., и затем расторгнув договор социального найма на кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ..., т.е. утратил право пользования данной квартирой и перестал быть членом семьи нанимателя П.В.П., поэтому обоснованно был исключен вместе с сыном из списков граждан, желающих отселиться из ЗАТО, как член семьи В.В.В.

Обеспечение права на переселение из ЗАТО осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления занимаемого муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом ЗАТО. При этом право сдачи жилого помещения – кв. *** в д. *** по ул. ... в г. ... Курочкин И.П. утратил.

Как установлено в судебном заседании, Курочкин И.П. в настоящее время проходит военную службу в в/ч ***. (л.д.26) Следовательно, истец не утратил служебную связь с ЗАТО в соответствии с требованиями ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» и п.п.1 и 2 Постановления Правительства РФ № 23 от 11 января 2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам», которыми предусмотрено в качестве обязательного условия для переселения из ЗАТО утрата служебной связи с ЗАТО.

В настоящее время истец не имеет возможности в случае переселения из ЗАТО выполнить обязанность, предусмотренную п. 4 постановления № 23 о сдаче органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании. Курочкин И.П. занимает служебное жилое помещение, основания освобождения и сдачи которого поставлены в зависимость от прохождения истцом военной службы, на период прохождения которой ему было предоставлено служебное жилое помещение.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что служебное жилое помещение – кв.*** в д. *** по ул. ... в г. ... было предоставлено Курочкину И.П. с нарушением требований жилищного законодательства, поскольку на момент его предоставления истец был обеспечен жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, Комиссия, исключив Курочкина И.П. вместе с сыном из очереди на переселение из ЗАТО в составе семьи В.В.В., фактически предоставила возможность В.В.В. реализовать свое право на переселение из ЗАТО, в противном случае, она не имела бы возможности сдать жилое помещение в соответствии с требованиями п. 4 Постановления Правительства РФ № 23 от 11 января 2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам».

Следовательно, на момент принятия обжалуемого истцом решения Комиссии от 22.12.2009 года, Курочкин И.П. не являлся членом семьи В.В.В., т.к. он был обеспечен служебным жилым помещением. Комиссия, установив данное обстоятельство и то, что оснований для постановки Курочкина И.П. на учет, желающих отселиться из ЗАТО, не имеется, обоснованно исключила истца вместе с сыном из очереди в составе семьи В.В.В.

Оснований для восстановления Курочкина И.П. в списках граждан, желающих отселиться из ЗАТО, с даты первоначальной постановки, не имеется. Нарушений прав истца и его несовершеннолетнего сына в судебном заседании не установлено, поскольку право истца на переселение из ЗАТО в настоящее время не наступило.

При таких обстоятельствах, у Комиссии по вопросам переселения граждан из ЗАТО имелись основания для исключения Курочкина И.П. вместе с несовершеннолетним К.М.И. из очереди граждан на переселение из ЗАТО, следовательно, решение комиссии по вопросам переселения граждан от 22 декабря 2009 года в данной части является законным.

Таким образом, исковые требования Курочкина И.П. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Курочкина И.П. к А. о признании незаконным решения комиссии по вопросам переселения из ЗАТО от 22.12.2009 года в части исключения вместе с несовершеннолетним К.М.И. из очереди на переселение из ЗАТО, восстановлении в списках граждан, желающих отселиться, с даты первоначальной постановки на учет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Мирнинский городской суд.

Председательствующий Охотина М.М.

Мотивированное решение

изготовлено **.**.**** года.