ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/2022 от 15.09.2022 Котельничского районного суда (Кировская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Котельнич Кировской области 15 сентября 2022 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,

при секретаре Косолаповой О.С.,

с участием заместителя Котельничского межрайонного прокурора Корякина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-698/2022 УИД 43RS0018-01-2022-001047-69 по исковому заявлению Котельничского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации о возложении обязанности передать по концессионному соглашению объекты ЖКХ,

УСТАНОВИЛ:

Котельничский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации о возложении обязанности передать по концессионному соглашению объекты ЖКХ. В обоснование требований указано, что Котельничской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере ЖКХ, в части распоряжения муниципальным имуществом, а также исполнения требований законодательства о концессионных соглашениях, в деятельности администрации выявлены нарушения, требующие устранения. Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности администрации и расположенные в Красногорском сельском поселении введены в эксплуатацию более чем на 5 лет раньше дня заключения сделки: здание центральной котельной с оборудованием – 1978 года ввода в эксплуатацию; разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 90 метров- 1975 года ввода в эксплуатацию; разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 85 метров- 1966 года ввода в эксплуатацию; сооружение канализации, протяженностью 5300 метров- 1981 года ввода в эксплуатацию; водоотводные сети, протяженностью 5340 метров- 1966 год ввода в эксплуатацию; тепловые сети, протяженностью 1427 метров -1978 год ввода в эксплуатацию; тепловые сети, протяженностью 257 метров -2008 год ввода в эксплуатацию. Таким образом, по вышеуказанным объектам, администрацией по настоящее время не определена гарантирующая организация. На вышеуказанные объекты между администрацией и ООО «ЖКХ Олиста» заключены договоры аренды имущества, последний договор аренды от заключен на срок по . Отсутствие уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанных объектов недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния объектов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем могут быть нарушены права неопределенного круга лиц. Также, по вышеуказанным объектам водоснабжения и водоотведения администрацией решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились, по объектам тепло-, водоснабжения и водоотведения гарантирующая организация не определена, что свидетельствует о неисполнении требований действующего законодательства. Таким образом, администрацией допущено бездействие в части осуществления полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, что в свою очередь нарушает права жилищные права граждан, проживающих на территории Красногорского сельского поселения , приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также может повлечь необратимые негативные последствия, привести к обветшанию указанных объектов, что, в свою очередь, может привести к нарушению качества предоставления коммунальных услуг потребителям. С учетом уточнения просит обязать ответчика заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов тепло- водоснабжения и водоотведения, расположенных в расположенных в Красногорском сельском поселении , путем проведения открытого конкурса.

В судебном заседании заместитель прокурора Корякин А.Н. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнения.

Представитель ответчика администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представители третьих лиц ООО «ЖКХ Олиста», администрации Красногорского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Заслушав заместителя прокурора, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что нежилое здание (здание центральной котельной с оборудованием) с кадастровым номером , расположенное по адресу: принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Разведочно-эксплуатационная скважина , с кадастровым номером , расположенная по адресу: поселение, вблизи , принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Разведочно-эксплуатационная скважина с кадастровым номером , расположенная по адресу, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Сооружение канализации, протяженностью 5300 метров с кадастровым номером , расположено по адресу: , принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Водоотводные сети, протяженностью 5340 метров с кадастровым номером расположенные по адресу: принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Тепловые сети, протяженностью 1427 метров с кадастровым номером , расположенные по адресу: принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Тепловые сети, протяженностью 257 метров с кадастровым номером , расположенные по адресу: принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию Котельничский муниципальный район .

Согласно договоров аренды муниципального имущества от , , , , , , , администрация передала ООО «ЖКХ Олиста» в аренду муниципальное имущество: здание центральной котельной с оборудованием – 1978 года ввода в эксплуатацию; разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 90 метров- 1975 года ввода в эксплуатацию; разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 85 метров- 1966 года ввода в эксплуатацию; сооружение канализации, протяженностью 5300 метров- 1981 года ввода в эксплуатацию; водоотводные сети, протяженностью 5340 метров- 1966 год ввода в эксплуатацию; тепловые сети, протяженностью 1427 метров -1978 год ввода в эксплуатацию; тепловые сети, протяженностью 257 метров -2008 год ввода в эксплуатацию, расположенные на территории Красногорского сельского поселения для оказания услуг населению и организациям услуг по обеспечению тепло-, водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Пунктами 4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральными законами «О водоснабжении и водоотведении», «О теплоснабжении».

Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В силу положения п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, администрация после была обязана передать объекты систем водоснабжения по концессионному соглашению.

В судебном заседании установлено, что в отношении указанных объектов конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились.

Бездействие администрации по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в отсутствие заключенного концессионного заключения, ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Поскольку надлежащих доказательств выполнения своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» ответчик не представил, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Красногорского сельского поселения.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котельничского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации удовлетворить.

Возложить на администрацию (ИНН , ОГРН ) обязанность заключить концессионное соглашение, путем проведения открытого конкурса о передаче объектов водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, расположенных в Красногорском сельском поселении :

- здание центральной котельной с оборудованием – 1978 года ввода в эксплуатацию;

- разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 90 метров- 1975 года ввода в эксплуатацию;

- разведочно-эксплуатационная скважина , глубиной 85 метров- 1966 года ввода в эксплуатацию;

- сооружение канализации, протяженностью 5300 метров- 1981 года ввода в эксплуатацию;

- водоотводные сети, протяженностью 5340 метров- 1966 год ввода в эксплуатацию;

- тепловые сети, протяженностью 1427 метров -1978 год ввода в эксплуатацию;

- тепловые сети, протяженностью 257 метров -2008 год ввода в эксплуатацию.

Ответчик вправе подать в Котельничский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Н.Эсаулова

Решение29.09.2022