ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-698/2022 от 23.06.2022 Похвистневского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» июня 2022 года г.Похвистнево Самарской области

Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Гурджиевой М.Л., при секретаре Костиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-698/2022 по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО,

у с т а н о в и л:

Истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Самарской области. Договор по обращению с ТКО опубликован истцом на официальном сайте, считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения и подписания потребителем. Обращение с ТКО является видом коммунальных услуг, которые оказываются истцом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ – даты фактического оказания услуг. Ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: , однако обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО не исполняет и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность в сумме 52265,49 рубля. Представитель истца просил, с учетом неоднократных уточнений исковых требований взыскать с ФИО1 в свою пользу указанную задолженность за представленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58031,57 рубля, а так же понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1941,00 рубля.

Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии на уточненных исковых требования настаивал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие представили отзыв, с иском не согласны (т.1 л.д. 80-81, 157, 193, т.2 л.д. 23).

Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) (далее Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела следует, что на основании Соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Согласно п. 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу п. 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, исходя из изложенного и в соответствии с положениями ст. 426 ГК РФ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, не требует заключения в письменной форме и считается заключенным с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, общей площадью 395,3 кв.м, по адресу: , (т. 1 л.д. 45-46).

С ДД.ММ.ГГГГ площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: составляет 387,8 кв.м., о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18-17, 47-48).

На основании письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, внесение изменений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объект недвижимости с кадастровым номером были инициированы государственным кадастровым регистратором. Внесение изменений в характеристики объекта за указанный период в заявительном порядке не производилась (т. 1 л.д. 55).

В соответствии с письмом межмуниципального отдела г. Похвистнево, Камышлинскому, Клявлинскому, Похвистневскому районам от ДД.ММ.ГГГГ, находящейся в архиве правоустанавливающих документов межмуниципального отдела по г. Похвистнево, Похвистневскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, справке Похвистневского городского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома составляет: подвал 143,2 кв.м. 1 этаж 114,4 кв.м, 2 этаж 116,9 кв.м и площадь лестничных клеток 13,3 кв.м, что в сумме составляет 387,8 кв.м (т. 1 л.д. 56-58).

В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Таким образом, собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.

В силу п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», производится на основании заявления потребителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также Приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для населения в сумме 598,16 руб./м. куб.(с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 куб.м. в год.

Установление нормативов накопления ТКО с квадратного метра, общей площади жилого помещения предусмотрено положениями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и приказом Минстроя России ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории г.о. Похвистнево рассчитывается исходя из площади жилого помещения, имеющегося в собственности.

Принимая во внимание, что ответчик проживает в домовладении, следовательно, в процессе жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, в том числе, IV класса опасности, которые потребитель в силу действующего законодательства не вправе утилизировать самостоятельно, поскольку на основании ст. 9 Закона об отходах деятельность по утилизации отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

В силу положений ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области является ООО «ЭкоСтройРесурс», которое осуществляет свою деятельность на основании лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Следовательно, с момента начала осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области – с ДД.ММ.ГГГГ, все договоры заключенные с иными лицами считаются расторгнутыми.

Региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» на имя собственника жилого ФИО1 был открыт лицевой счет для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и направлялись в адрес ответчика платежные документы на оплату оказанной услуги по обращению с ТКО.

Начисление платы произведено исходя из общей площади жилого помещения – 387,8 кв.м, норматива накопления твердых коммунальных отходов – 0,091 куб.м. в год; цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО – 598,16 руб./ куб.м.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в г. Самаре, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения к Правилам , а именно: в соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):

где:

Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

12 – количество месяцев в году.

Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет 387,8 кв. м.

Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом:

1759 руб. 08 коп. = 387,8 кв.м., х 0,091 м3/год / 12 мес. х 598,16 руб./м3

1759 руб. 08 коп. - размер платы за услугу по обращению с ТКО;

387,8 м2 – общая площадь жилого помещения;

0,091 м3/год– норматив накопления твердых коммунальных отходов;

598,16 руб./м3 - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

12 – количество месяцев в году.

Расчет суммы задолженности: 1049 руб. 19 коп. (сумма в месяц) X 19 (количество месяцев) + 14 134 руб. 18 коп. (корректировка начислений) + 1 793 руб. 10 коп. (сумма в месяц) X 17 (количество месяцев) – 58 руб. 97 коп. (корректировка начислений) + 1759 руб. 08 коп. (сумма в месяц) – 1166 руб. 35 коп. (корректировка начислений) + 1759 руб. 08 коп. (сумма в месяц) X 4 (количество месяцев) – 14 090 (частичная оплата) = 58 031 (Пятьдесят восемь тысяч тридцать один) руб. 57 коп. (общая сумма задолженности).

Судом установлено, что предоставленный ответчиком расчет верным не является так как согласно карточке расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету произведены корректировки начислений исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: 446453, .

На основании выписки из ЕГРН общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ изменилась, и стала составлять 231,3 кв.м, однако ФИО1 с заявлением и подтверждающими документами к истцу не обратился, иного суду не представлено (т. 1 л.д. 197-202).

В соответствии с письмом Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям ЕГРН, жилой дом, назначение: жилой дом, количество этажей: 2, с кадастровым номером , расположенный по адресу: , зарегистрирован с общей площадью 231,3 кв.м. Изменения в части площади и этажности объекта внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 213).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, составила 58031,57 рубля.

Доказательств, подтверждающих, что указанная задолженность погашена ответчиком полностью, суду не представлено.

Порядок расчета задолженности стороной ответчика не опровергнут, доказательств его неправильности или несоответствия закону не представлено.

Довод ответчика о том, что на сегодняшний день общая площадь его дома составляет 231,3 кв.м, соответственно неверно исчислена плата судом не принимается так, как не соответствующий фактическим обстоятельствам. Согласно расчета истца, начисление платы произведено с площади 387,8 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, изменение площади дома зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обращения ответчика к истцу с заявлением о перерасчете платы исходя из вышеуказанной площади суду не представлено.

Доводы ответчика о том, что договор на оказание услуг с истцом он не заключал, договор не подписывал, судом отклоняются по выше изложенным обстоятельствам, поскольку отсутствие письменного договора не является основанием для освобождения от обязанности оплачивать услуги. Кроме того ответчиком услуги частично оплачивались за весь спорный период.

Согласно действующим в настоящее время правовым нормам федерального уровня и принятым в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Самарской области, размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории г.Похвистнево не зависит от количества зарегистрированных/проживающих в жилом помещении граждан и рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, а в случае применения такого способа расчёта стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчете данной платы. Поскольку ответчик является собственником жилого дома, он несет обязанность по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, подтверждающих фактическое не предоставление истцом ответчику услуг по обращению с ТКО, либо предоставление истцом коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, ответчиком суду не представлено, доводы истца не опровергнуты.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ФИО1 в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1941,00 рубля.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН ) к ФИО1 (СНИЛС о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 031 (пятьдесят восемь тысяч тридцать один рубль) 57 копеек.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 1941,00 рубля (одна тысяча девятьсот сорок один рубль 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 30.06.2022.

Судья М.Л. Гурджиева