ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6996/14 от 08.12.2014 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2014года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Шилкиной Е.А., при секретаре судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оганесовой А.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству финансов РБ, Министерству РФ о взыскании ущерба,

установил:

Обращаясь в суд с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Оганесова А.А. просила взыскать убытки в сумме руб., причиненные в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов.

В обоснование иска указано, что истец являлся участником подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище». Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ незаконно отказало в социальной выплаты в рамках вышеуказанной Программы со ссылкой на проведение приватизации с нарушением федерального законодательства. Истцом в защиту своих прав подано исковое заявление. Решением Северобайкальского городского суда РБ от 21 марта 2014 года исковые требования Оганесовой А.А. частично удовлетворены. За время рассмотрения дела судом целевая программа «Жилище» утратила свою силу, апелляционным определением Верховного суда РБ решение суда изменено, из резолютивной части исключены 2 и 4 абзацы. Таким образом, по вине Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ истцу причинен вред в виде неполученной социальной выплаты.

Истец Оганесова А.А. и ее представитель по доверенности Орлов В.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Харакшинова И.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что истцом не доказана противоправность действий должностных лиц министерства, не доказана их вина и причинная связь между действиями и убытками истца. Просит учесть, что с ДД.ММ.ГГГГ в Республике Бурятия действует Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденная постановлением Правительства республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 424. Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по не рассмотрению учетного дела истца не является доказательством нарушения прав истца, поскольку не препятствуют в реализации Оганесовой А.А. своего законного права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в рамках Подпрограммы «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

Представитель ответчика Министерства финансов РБ по доверенности Вторушина Ю.С. исковые требования не признала и суду пояснила, что отсутствуют основания для возмещения вреда.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ, представитель третьего лица Администрации МО «...» в суд не явились, извещены, причины неявки неизвестны.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.16 Гражданского кодекса РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В обоснование требований указано, что по вине Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, не принявшего решение о предоставлении социальной выплаты в ноябре месяце 2013 года, истцу причинен вред (убытки) в виде неполученной социальной выплаты, поскольку предоставление социальной выплаты стало невозможным.

Судом установлено, что истец, являясь собственником жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, обратились в Администрацию МО «...» для получения социальной выплаты по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» за 2011-2015годы.

Письмом Минстроя РБ от 27 ноября 2013 года в предоставлении социальной выплаты отказано по мотиву приватизации жилого помещения с нарушением федерального законодательства, затем Администрацией МО «...» направлено истцу письмо ДД.ММ.ГГГГ исх. №...

Решением Северобайкальского городского суда от 21 марта 2014 года признаны незаконными бездействие Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по вынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты. Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальных выплат собственнику Оганесовой А.А. Обязать администрацию муниципального образования «...» предоставить социальную выплату по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории РБ Республиканской целевой программы «Жилище» Республика Бурятия на 2011-2015 годы в размере 2180811 рублей, в остальной части исковых требований отказано.

При этом, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части принял во внимание, что постановлением Правительства РБ №15 от 21 января 2014 года признано утратившим силу Постановление №185 от 25апреля 2011 года, которым была утверждена республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2011 года № 185 «О Республиканской целевой программе «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» утратило силу, в связи с введением в действие Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" с 2014 года новой редакции статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из Бюджетного кодекса РФ исключены.

Так, с ДД.ММ.ГГГГ в Республике Бурятия действует Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденная постановлением Правительства республики Бурятия от 02 августа 2013года № 424. В рамках данной Государственной программы принята Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» (далее - Подпрограмма). Приложением №15 к Подпрограмме утвержден Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» (далее - Порядок).

Постановлением Правительства РБ от 22 сентября 2014года № 459 «О внесении изменений в постановление Правительства РБ от 02.08.2013г. № 424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» на мероприятие «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» из средств республиканского бюджета на 2014год заложено 101 тыс. руб.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение между Правительством Республики Бурятия и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств Республики Бурятия по реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и из средств республиканского бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашением между Минстроем РБ и Администрацией МО «...», согласно которого Минстрой РБ обязался предоставить в декабре 2014года субсидию местному бюджету на реализацию основанного мероприятия Государственной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия»

Таким образом, возможность включения истца и членов ее семьи в список лиц, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, и, соответственно, получения социальной выплаты, не утрачена. Таким образом, оснований полагать, что действиями ответчиков истцу причинен вред в виде неполученной социальной выплаты, не имеется.

Суд также учитывает, что иное свидетельствовало бы о возможности получения неосновательного обогащения, в связи с присуждением убытков и оставлением за истцом права на участие в названной программе, что нарушает принцип недопустимости злоупотребления правом, установленного ст.10 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Оганесовой А.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству финансов РБ, Министерству РФ о взыскании ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Е.А. Шилкина