№2-6996\23 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2012 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Быковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захарова В.А., Каскелайнен Е.Б., Ральман Д.Б. об оспаривании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявление мотивировано тем, что между Администрацией Петрозаводского городского округа и каждым из заявителей заключены договоры аренды земельных участков в городе <адрес> в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В целях обеспечения доступа к земельным участкам (организации проездов) заявители обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка под такой проезд. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа указала на необходимость выполнения заявителями работ по подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства <адрес> и разработать проектную документация на строительство вышеуказанной улицы. Схема расположения земельного участка не была утверждена и выдана заявителям. Заявители считают данный ответ Администрации Петрозаводского городского округа незаконным, так как земельный участок испрашивался не для целей строительства. С учетом изложенного, заявители просят признать ответ Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № незаконным; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в месячный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка согласно заявлений Захарова В.А., Каскелайнен Е.Б., Ральман Д.Б. от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Ральман Д.Б., действующий в своих интересах, а также по доверенности в интересах Каскелайнен Е.Б., Захарова В.А., и представитель заявителей Ермаков М.А., действующий по доверенности, заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям; заявители Каскелайнен Е.Б., Захаров В.А. в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Ранее, в предварительном слушании представитель администрации считал ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, направленный заявителям, законным и обоснованным, ссылался на те же доводы, что отражены в указанном письме.
Суд, заслушав пояснения заявителя и представителя заявителей, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №\ДД.ММ.ГГГГ год, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 № «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
К вопросам местного значения муниципального образования (в данном случае городского округа) п.п.5, 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подп.5, 26 п. 1 ст.14 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19 октября 1999 года № XXIII-XXVI/418 (в ред. Решения Петросовета от 28.02.2012 № 27/09-131) отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в понятие «дорожной деятельности» включается деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог.
Судом установлено, не оспаривается сторонами, что между Администрацией Петрозаводского городского округа и каждым из заявителей заключены договоры аренды земельных участков в городе <адрес> в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства, а именно: с Ральманом Д.Б. - № от ДД.ММ.ГГГГ, с Захаровым В.А.- № от ДД.ММ.ГГГГ, с Каскелайнкен Е.Б. - № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях обеспечения доступа к земельным участкам (организации проездов), то есть для целей, не связанных со строительством, заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка под такой проезд; к заявлению была приложена ориентировочная схема расположения земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа указала, что по представленной схеме проезды к земельным участкам примыкают к проектному положению <адрес>, которая в настоящее время не построена; до утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка для организации проездов к ним необходимо выполнить работы по подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства указанной улицы, а затем разработать проектную документацию на ее строительство. Схема расположения земельного участка не была утверждена и выдана заявителям.
Также в судебном заседании установлено, что ранее Ральман Д.Б., Захаров В.А. и иные граждане обращались в Петрозаводский городской суд с заявлением об обязании Администрации Петрозаводского городского округа принять решение о подготовке документации по планировке территории (зоны индивидуального жилищного строительства) в <адрес> в районе <адрес> и утверждение документации по планировке указанной территории; принять решение о строительстве автомобильных и пешеходных дорог (дорожно-уличной сети); обеспечению доступа автомобильного транспорта и строительной техники к предоставленным заявителям земельным участкам, для целей их освоения в соответствии с заключенными договорами аренды. Заявители указывали, что действия Администрации создают препятствия в реализации возможности по освоению арендованных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данных требований было отказано; Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, при этом, в судебных актах отмечено, что заявленные требования не основаны на законе, действующее законодательство предусматривает возможность для самостоятельного обеспечения заявителями подъезда к земельным участкам путем строительства дороги необщего пользования.
Пунктом 4 ст. 5 ФЗ № 257 к таким дорогам относятся находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемых ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Статьей 34 того же закона прямо предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Возможность организации подъезда путем строительства дороги необщего пользования, в силу п.4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», может быть реализована на основании градостроительного плана земельного участка, для чего не требуется разработка и предоставление проекта планировки территории. Равно как не требуется последнее и для осуществления самого строительства на земельных участках, так как п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ обязывает орган местного самоуправления выдать заявителю – физическому лицу градостроительный план (относящийся к документации по планировке территории) и в отсутствие проекта планировки.
Указанным решением также установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории <адрес>, утв. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010г. № 26/38-771, земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки).
Согласно графической части Генерального плана <адрес> в границах <адрес>, утв. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008г. № XXVI/XX – 361 (далее – Генеральный план) земельные участки располагаются на территории, обозначенной как «расчетная и существующая жилая зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки» (окрашен желтым цветом). В составе указанной территории также обозначен общественно- деловой цент районного значения (окрашен бордовым цветом). В соответствии с графической частью «Схемы развития транспортной инфраструктуры» Генерального плана на ней же обозначены магистрали городского, районного и местного значения (включая второе полукольцо городской объездной дороги), маршруты городского транспорта. Срок реализации I очереди плана определен как 2015 год; расчетный срок - 2025 год. В текстовой части Генерального плана (раздел 4.2. Городские улицы и дороги) предусмотрено обеспечение транспортной инфраструктурой вновь осваиваемых территорий, включая формирование второго полукольца.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебных постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что проект планировки в отношении рассматриваемого района не разработан, транспортная инфраструктура фактически отсутствует, земельные участки располагаются вне транспортной доступности.
В соответствии с ч.2,3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с ч. 4 этой же статьи орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В силу п.5,6 этой же нормы орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные положения закреплены и в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 № 26/45-896 (в ред. Решения Петросовета от 09.06.2011 № 27/03-49)
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителей; оснований к отказу в утверждении и выдаче схемы расположения заявителям испрашиваемого земельного участка, не установлено; доводы Администрации Петрозаводского округа не основаны на законе; а, следовательно, нарушают права заявителей.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителей подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере по <данные изъяты> руб. в пользу каждого из заявителей.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать ответ Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка согласно заявления Захарова В.А., Каскелайнен Е.Б., Ральман Д.Б. от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Захарова В.А., Каскелайнен Е.Б., Ральман Д.Б. в счет возмещения судебных расходов по <данные изъяты> руб. каждому.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья Витухина О.В.