ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6998/15 от 15.01.2016 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело ....

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2016 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Бюджетному учреждению Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по РБ о признании сведений инвентаризационной стоимости строений недействительными,

установил:

ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ с иском к Бюджетному учреждению Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации» о признании сведений об инвентаризационной стоимости здания цеха ДСП и склада готовой продукции, расположенного по адресу: Республика Бурятия Заиграевский район п.... недействительными.

В обоснование иска указано, что истец являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, в июне 2015 года получила уведомление о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц, а также доначисления налога за 2012 и 2013 годы, исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Предоставленные сведения об инвентаризационной стоимости являются недостоверными, размер определен в нарушение установленного порядка и является завышенным. Увеличение стоимости произведено более чем в 20 раз, без учета износа зданий и как следствие, уменьшения восстановительной стоимости.

Определением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, дело направлено по подсудности в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Определениями Советского районного суда г.Улан-Удэ произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по РБ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Бюджетному учреждению Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации».

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО2 просил исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по РБ по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что с 01.01.2013 года государственный технический учет объектов недвижимости органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию не ведется. По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации БТИ передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. При этом согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", включение в кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не предусмотрено. В государственный кадастр недвижимости подлежат включению только сведения о кадастровой стоимости. Кадастровая палата расчет инвентаризационной стоимости не производила, в компетенцию филиала не входит обязанность по передаче сведений об инвентаризационной стоимости в налоговой орган. Технический паспорт передан органами БТИ в форме электронного документа, в отсканированном варианте, и вместе со сведениями об объекте недвижимости поступил в Управление Росреестра по РБ.

Представитель ответчика Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что право собственности истца на объект недвижимости прекращено 10.06.2013 года. С 01.01.2013 года государственный технический учет объектов недвижимости органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию не ведется. До указанной даты органами технического учета переданы в орган кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах включены в государственный кадастр недвижимости. В адрес Управления ФНС России по РБ в электронном виде переданы сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и об объектах недвижимого имущества. С 2011 года передача сведений осуществления посредством программного комплекса Территориальный информационный ресурс. Сведения о зарегистрированных правах и сделках с объектами, о правообладателях загружаются из учетной системы ведения ЕГРП, а сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения об оценке (стоимости) загружаются из государственного кадастра недвижимости. Формирование файлов загрузки из учетных систем выполняется автоматически и внесение каких-либо изменений в содержание файла специалистами Управления не осуществляется.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", действовавшей до 1 января 2015 года, под инвентаризационной стоимостью понималась восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", согласно которому заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

В соответствии со статьей 3 Закона РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение.

Физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86).

Из материалов дела следует, что истец являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на здания цеха ДСП и склада готовой продукции, расположенного по адресу: <...> ЛПК, №11.

Налоговой службой произведен перерасчет налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости вышеуказанного имущества в размере 15811288 руб., о чем истцом получено налоговое уведомление.

Исковые требования мотивированы недостоверностью представленных в налоговый орган сведений об инвентаризационной стоимости, определение инвентаризационной стоимости с нарушением установленного порядка, ее завышения и определения без учета износа зданий и как следствие, уменьшения восстановительной стоимости.

В обоснование истцом представлена копия технического паспорта, составленная Заиграевским отделением ГУ «Гостехинвентаризация по РБ», от 16.06.2005 года, согласно которому инвентаризационная стоимость объектов учета в ценах 1999 года составляет 634151 руб. Аналогичный экземпляр имеется в Управлении Росреестра по РБ.

Как следует из пояснений представителя Кадастровой палаты, с 01.01.2013 года государственный технический учет объектов недвижимости органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию не ведется. В срок до 1 января 2013 года органы и организации БТИ передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. При этом согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", включение в кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не предусмотрено. В государственный кадастр недвижимости подлежат включению только сведения о кадастровой стоимости.

В силу п.9.1 ст.85 НК РФ, утратившей силу с 01.01.2015 года органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны были ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

С учетом окончания переходного периода и прекращения расчета инвентаризационной стоимости последние данные об инвентаризационной стоимости могли быть представлены органами технического учета в установленном порядке в налоговые органы только до 1 марта 2013 года.

Как следует из ответа МРИ ФНС №1 по РБ от 16.12.2015 года №07-20/19506 от регистрирующего органа – Управления Росреестра по РБ, 09.04.2014 года поступили сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества – цеха ДСП и склада готовой продукции в размере ... руб.

Согласно ответу Управления Росреестра по РБ от 15.01.2016 года в адрес Управления ФНС России по РБ 03.04.2014 года в электронном виде переданы сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, о правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества за период с 24.03.204 года по 30.03.2014 года. В переданном файле содержались сведения об инвентаризационной стоимости объекта, расположенного по адресу: <...> ЛПК, №11. При этом сведения о зарегистрированных правах и сделках с объектами, о правообладателях загружаются из учетной системы ведения ЕГРП, а сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения об оценке (стоимости) загружаются из государственного кадастра недвижимости.

Согласно представленной Кадастровой палатой копии технического паспорта цеха ДСП и склада (по состоянию на ту же дату, что и экземпляр истца) в ценах 2002 года действительная стоимость объектов учета составляет ... руб., при этом в документе имеются сведения о восстановительной и действительной стоимости основного строения - ... руб. и ... руб. соответственно, а также о восстановительной и действительной стоимости сооружения - ... руб. и ... руб.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение вышеуказанных требований истцом не представлены доказательства недостоверности стоимости имущества в ... руб. и ее неправильном расчете.

Наличие двух технических паспортов в отношении одного и того же имущества само по себе не свидетельствует об обоснованности доводов истца.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова