ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6999/20 от 03.11.2020 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года город Пермь

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Тонких В.В.,

с участием представителя истца Пермского межрайонного природоохранного прокурора старшего помощника ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что в природоохранную прокуратуру в 2020 году поступили жалобы граждан на свалку вблизи домов по <адрес> и <адрес>, которые были направлены по компетенции в администрацию <адрес> и Государственную инспекцию по экологии и природопользованию <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником природоохранного прокурора с участием старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды проведен осмотр территории на земельном участке, собственность на которой не разграничена, в кадастровом квартале , примерно в <адрес> многоквартирного дома по <адрес>, где ранее располагались незаконно установленные гаражи.

При осмотре установлено, что на территории расположена свалка отходов (твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, отработанные покрышки, ветки, доски, строительный мусор вперемежку с грунтом). По результатам осмотра установлено, что согласно измерениям старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды указанная свалка состоит из двух частей и располагается в следующих географических координатах:

Навалы размываемого грунта, перемешанного со строительными отходами, в прибрежной защитной полосе реки Егошихи –

Площадь размещения отходов составляет

крупногабаритные отходы, твердые коммунальные отходы, строительный мусор и др. – общей площадью

Площадь

В ответах <адрес> указано, что мусор оставлен гражданами, самостоятельно демонтировавшими гаражи. Ликвидация свалки будет осуществлена не ранее 2021 года, мероприятия по ликвидации свалки в 2020 году проводиться не будут в связи с отсутствием финансирования. Перечень несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации на территории <адрес> в 2020 году был сформирован в весенний период 2020 года. Вопрос о включении в названный перечень выявленной сварки по <адрес> будет рассматриваться весной будущего года.

Однако, на основании Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между администрацией <адрес> и ООО «<данные изъяты>», последним демонтированы гаражи по <адрес> и <адрес>. В соответствии с техническим заданием на оказание услуг по организации мероприятий по демонтажу самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, расположенных на территории <адрес>, исполнитель обязан после демонтажа объектов произвести работы по уборке мусора (в границах пяти метров по периметру демонтированного объекта) и засыпке инертными материалами (грунт, ПГС и т.д.) смотровой (овощной) ямы в составе демонтированного объекта.

Однако выполнение мероприятий по уборке мусора <адрес> надлежащим образом не проконтролированы. В связи, с чем невозможно определить, какой объем отходов образовался после демонтажа гаражей силами подрядной организации, какой объем отходов образовался после демонтажа гаражей гражданами, а какие отходы были завезены на территорию позднее.

Нахождение отходов на вышеуказанной территории создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки вблизи многоквартирных домов, нарушает права их жителей на благоприятную окружающую среду. Кроме того нахождение отходов в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта создает угрозу загрязнения реки Егошихи.

С учетом изложенного Пермский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц просит возложить на администрацию <адрес> обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале общей площадью кв.м. в географических координатах:

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С заявленными исковыми требованиями не согласился.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещался.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 3 Закона об охране окружающей среды ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными, и иными требованиями.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона об отходах и ст. 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В статье 3 Закона об охране окружающей среды в числе принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, указаны: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса РФ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов размещения отходов производства и потребления, а также на размещение отвалов размываемых грунтов.

В соответствии с п. 3.9 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, на территории города запрещается загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, вывозить и складировать мусор, отходы, снег, грунт вне специально отведенных для этого мест.

Пунктом 4.4 названных Правил определено, что очистку территории от мусора с территорией, не находящихся во владении и (или) в пользовании физических или юридических лиц (если иное не установлено Правилами) организуют территориальные органы администрации <адрес> в пределах соответствующих административных границ.

В судебном заседании установлено, что на основании жалоб от граждан на свалку вблизи домов,ДД.ММ.ГГГГ. старшим помощником природоохранного прокурора с участием старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды проведен осмотр территории на земельном участке, собственность на которой не разграничена, в кадастровом квартале , примерно в <адрес> многоквартирного дома по <адрес>, где ранее располагались незаконно установленные гаражи.

При осмотре установлено, что на территории расположена свалка отходов (твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, отработанные покрышки, ветки, доски, строительный мусор вперемежку с грунтом). По результатам осмотра установлено, что согласно измерениям старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды указанная свалка состоит из двух частей и располагается в следующих географических координатах:

Навалы размываемого грунта, перемешанного со строительными отходами, в прибрежной защитной полосе реки Егошихи –

Площадь размещения отходов составляет

Крупногабаритные отходы, твердые коммунальные отходы, строительный мусор и др. – общей площадью

В ответах <адрес> указано, что мусор оставлен гражданами, самостоятельно демонтировавшими гаражи. Ликвидация свалки будет осуществлена не ранее 2021 года, мероприятия по ликвидации свалки в 2020 году проводиться не будут в связи с отсутствием финансирования. Перечень несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации на территории <адрес> в 2020 году был сформирован в весенний период 2020 года. Вопрос о включении в названный перечень выявленной сварки по <адрес> будет рассматриваться весной будущего года.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией <адрес> и ООО «Автотехстрой», последним демонтированы гаражи по <адрес> и <адрес>. В соответствии с техническим заданием на оказание услуг по организации мероприятий по демонтажу самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, расположенных на территории <адрес>, исполнитель обязан после демонтажа объектов произвести работы по уборке мусора (в границах пяти метров по периметру демонтированного объекта) и засыпке инертными материалами (грунт, ПГС и т.д.) смотровой (овощной) ямы в составе демонтированного объекта.

В силу пунктов 3.2.7.7 и 3.2.7.8 Типового положения о территориальном органе администрации <адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, к функциям администрации районов <адрес> относится организация проведения мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми». В программе 1.2 «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований законодательства» из бюджета <адрес> на ликвидацию 3234,346 тонн бесхозяйных отходов с территории <адрес> на 2020г. предусмотрено 2874300 руб. Участником программы является подведомственное администрации района муниципальное казенное учреждение «<адрес>».

Таким образом, <адрес> обладает организационно-распорядительными и финансовыми возможностями для ликвидации свалки, однако, обладая достоверной информацией об образовавшейся несанкционированной свалке в водоохраной зоне реки Егошихи вблизи жилого <адрес>, не приняла мер по устранению захламления отходами земельного участка, собственность на которой не разграничена, не обеспечила проведение мероприятий по охране земель, в том числе путем предупреждения образования свалки, своевременной очистки участка от отходов, привлечение лиц, виновных в нарушении правил благоустройства, к административной ответственности.

В судебном заседании установлено, что по настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована.

К доводам ответчика о несогласии с предъявленными требованиями, суд относится критически, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация <адрес> в добровольном досудебном порядке не ликвидировала несанкционированную свалку, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения суда без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом наличия объективных обстоятельств, суд считает установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, для исполнения решения суда, что является разумным пределом.

Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств, в рамках заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию <адрес> (ИНН , юридический адрес: <адрес>) обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 59:01:4410297 общей площадью кв.м. в географических координатах: в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.В. Тонких

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.