ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-699/19 от 26.08.2019 Сухобузимского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело

24RS0-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,

при секретаре Гасперской О.И.,

с участием представителя истца ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» о признании незаконным требований о выносе прибора учёта электроэнергии на фасад жилого дома, возложении обязанности произвести опломбирование прибора учета электроэнергии, произвести расчет потреблённой электроэнергии по показаниям прибора учета, компенсации морального вреда отказать,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» о признании незаконным требования о выносе прибора учета электроэнергии на фасад жилого дома; возложении на ответчика обязанности об опломбировании прибора учета, установленного в доме; возложении на ответчика обязанности по перерасчету потребленной электроэнергии за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года по показаниям прибора учета, установленного в доме; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов по оплате юридических услуг в размере 3500 рублей.

Требования иска мотивированы тем, что истица является собственником квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, пер. Корольского, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истицей было получено уведомление от ПАО «Красноярскэнергосбыт» о замене прибора учета электрической энергии Типа СО-2М , который находился в принадлежащем истице жилом доме и у которого истёк срок его эксплуатации. После чего супруг истицы (ФИО4) заменил старый прибор учета на новый, установив его на месте старого и обратился к ответчику с просьбой об опломбировании нового прибора учета. Однако, ответчик отказался производить опломбирование нового прибора учета из-за того, что тот не был установлен на фасаде дома. ДД.ММ.ГГГГ супруг истицы (ФИО4) вновь обратился к ответчику с письменным заявлением об опломбировании прибора учета, на что получил отказ со ссылкой на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 144 которого, вновь монтируемые приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, смежных субъектов розничного рынка-потребителей. Истица полагает, что ответчиком дается неверное толкование норм законодательства, поскольку требование о выносе прибора учета на фасад дома не может быть законным, может носить рекомендательный характер и зависит от желания потребителя, который несет ответственность за сохранность и содержание прибора учета, что не может обеспечиваться при выносе прибора учета из жилого помещения на фасад дома. Кроме того, полагает, что под заменой прибора учета понимается установка нового прибора учета взамен старого, то есть на том же месте. Вынос прибора учета на фасад дома лишает истицу возможности нести бремя по содержанию своего имущества, так как беспрепятственный доступ к прибору учета будет иметь любой желающий, который может вскрыть ящик с прибором учета, испортить или украсть его. При проверке прибора учета никаких замечаний по его установлению не поступало, однако, прибор учета не был опломбирован по причине того, что он не был вынесен на фасад дома. Истица считает, что данное требование ответчика является незаконным, так как в паспорте приобретенного прибора учета указано, что он может быть установлен в месте, где температура воздуха должна быть не ниже 30 градусов Цельсия. С момента установки нового прибора учета до настоящего времени истица не может произвести оплату за потребленную электроэнергию, начисление за которую производится в соответствии с нормами действующего законодательства. Незаконными действиями ответчика истице причинен моральный вред, который выразился в переживаниях, нравственных страданиях, стрессе.

В судебном заседании представитель истицы ФИО4 исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнил, что он установил новый счетчик в 20 см. от старого, представители ответчика должны были снять пломбу со старого счетчика и опломбировать новый, но они отказали, сославшись на то, что прибор учета необходимо вынести на фасад дома. Ответчик трактует Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) однобоко и не в полном объеме. Так, кроме п. 144 существует и п. 146, в котором дается четкое определение: «Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке». В настоящем случае имеет место замена прибора. Правила устройства электроустановок носят рекомендательный, но необязательный характер о размещении счетчика. Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Кроме того, в п. 7.1.7 дается определение квартирному щитку, который представляет собой групповой щиток, установленный в квартире и предназначенный для присоединения сети, питающей светильники, штепсельные розетки и стационарные электроприемники квартиры. Пункт 80 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» содержит следующее: учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Счетчик Меркурий 201, приобретенный в розничной торговой сети, является сертифицированным и зарегистрирован в Госреестре средств измерений под номером 24411-12 и предназначен для эксплуатации внутри закрытых помещений. Кроме того, никаких предписаний на перенос прибора истцом получено не было, а лишь только зафиксированный в акте допуска прибора учета отказ в пломбировке и вводе нового прибора учета в эксплуатацию. Кроме того, пункты 83 и 85 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ сами по себе допускают эксплуатацию приборов учета внутри жилого помещения. (Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. Согласно п. 85 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное. Какой-либо договор в данном случае не представлен.

Полагает, что доводы ответчика являются несостоятельными, так как его правовая позиция основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Представитель ответчика ПАО МРСК «Сибири» - «Красноярскэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, об отложении судебного заседания не просил, направил в суд письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просит в удовлетворении исковых требованиях отказать в полном объеме, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений» -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФЗ №102-ФЗ), обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством РФ о техническом регулировании. Согласно ст.9 ФЗ №102-ФЗ, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. В соответствии с п. 3.2. Правил учета электрической энергии, утвержденными Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Минстроем РФ ДД.ММ.ГГГГ: «Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети». Кроме того, п. 1.5.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) гласит о том, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. В соответствие с п. 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Более того, установка прибора учета на границе раздела обеспечивает проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки. Следовательно, сетевой организацией выполняются требования положений Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с положениями №261-ФЗ организации должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме этого, установка прибора учета на границе раздела обеспечивает проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки. Вопреки мнению представителя истца, в акте допуска прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ/с-6-3358 имеется подпись потребителя ФИО4, что подтверждает его согласие с недопуском прибора учета при его установке в доме, а не на границе балансовой принадлежности, то есть на фасаде дома потребителя. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности не влияет на качество передаваемой электроэнергии потребителю. Истцом не предоставлен паспорт на установленный прибор учета. Однако, согласно типовому паспорту на прибор учета тип Меркурий 201.5, а также прибор учета производства ООО «НПК «ИНКОТЕКС», диапазон рабочих температур определен как от -45 градусов до +70 градусов по Цельсию, что позволяет использовать данный тип прибора учета вне помещений. Кроме того, прибор учета должен быть установлен в шкафу учета для защиты от несанкционированного воздействия, а также от негативных погодных условий. ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией, в соответствии с п. 3.2. Устава ПАО «МРСК Сибири» оказывает услуги по передаче электрической энергии, но не оказывает населению коммунальные услуги по электроснабжению. ПАО «МРСК Сибири» также не заключает договоры на энергоснабжение с потребителями, не «ставит» на расчет те или иные приборы учета потребителя, не производит начисление платы по договорам на энергоснабжение. Данную услугу на основании договоров электроснабжения оказывают сбытовые организации в соответствии со ст.ст.539-548 ГК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которые производят начисления за потребленную электроэнергию и осуществляют прием платежей от потребителей. Таким образом, требования о необходимости произвести перерасчет потребленной электроэнергии по показаниям прибора учета, установленного в доме, должны быть направлены в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт». Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Исходя из материалов дела, а также доказательств, представленных истцом, факт причинения вреда ФИО2 со стороны сотрудников ПАО «МРСК Сибири» отсутствует. Истцом не доказана вина ПАО «МРСК Сибири», а также отсутствуют доказательства причинения истцу физических или нравственных страданий. Таким образом, возмещение морального вреда является необоснованным. Со стороны истца не нашло подтверждение и суммы указанного морального вреда (в материалы дела не представлено ни одного документа, свидетельствующего о несении истцом моральных или нравственных страданий).

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с ч.9 ст.11 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и об внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ» собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В соответствии с ч.1 ст.13 названного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2 ст.13 названного ФЗ).

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Согласно ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила предоставления коммунальный услуг…) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Ст. 543 ГК РФ является общей нормой, а п.81 Правил предоставления коммунальных услуг является по отношению к ней специальной нормою. Приоритет в данном случае отдаётся специальной норме.

Соответственно, инициатором проведения указанных мероприятий должен выступать собственник жилого или нежилого помещения. Затраты на приобретение и установку прибора учета несет собственник жилого помещения. Ввод в эксплуатацию и опломбировка установленного прибора учета как один из этапов ввода в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявления потребителя без взимания за это платы.

В соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Основные положения…) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Согласно п.153 основных положений… собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес гарантирующего поставщика либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).

Гарантирующий поставщик или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.

В соответствии с п. 154 Основных положений... в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета, заводской номер и состояние прибора учета, допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.

В соответствии с п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, пер. Корольского, 2, принадлежит на праве собственности ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследства по закону (наследодатель ФИО1 – мать ФИО2).

ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 ПАО «Краснояркэнергосбыт» направлено уведомление о том, что прибор учета, установленный в доме по пер. Корольского,2 в <адрес> истек межповерочный интервал, а также что ДД.ММ.ГГГГ после 12 часов будет проводится проверка прибора учета. В уведомлении указан адрес куда можно обратиться с целью замены прибора учета.

Стороной истца был приобретен новый прибор учета электрической энергии и установлен рядом со старым прибором учета в жилом помещении, что подтверждается представленной представителем истца фотографией.

ДД.ММ.ГГГГ представителем филиала ПАО «МРСК Сибири» Селивановым в присутствии ФИО4 был составлен акт /с-6 -3358 допуска прибора учета в эксплуатацию, в связи с заменого прибора учета, в соответствии с которым прибор учета не допущен в эксплуатацию. В акте указано, что абоненту необходимо установить расчетный прибор учета на границе балансовой принадлежности сторон или максимальной приближенности к ней (опора или фасад строения). Вводной кабель должен быть визуально видимым по всей его длине прокладки до расчетного прибора учета. Акт подписан ФИО4

ДД.ММ.ГГГГФИО4 от имени ФИО1 на имя начальника Сухобузимского РЭС было подано заявление о разрешении на установку электросчетчика класс точности 1 в помещении, от размещения вне помещения счетчика абонент отказывается.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был дан ответ со ссылкой на п.144 Основных положений…о правомерности своих требований.

Исходя из анализа приведённых выше положений законодательства Российской Федерации, прибор учета электрической энергии должен быть установлен на ближайшей границе балансового разграничения (на опоре ВЛ, на границе земельного участка потребителя, на границе жилого дома потребителя (на внешней стене жилого дома).

Доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности для установки прибора учета на границе балансовой принадлежности истцом не представлены.

Доводы истца о том, что условие об установке электросчетчика на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики носит рекомендательный характер, не является обязательным, действующее законодательство не содержит запрет на установку и замену приборов учета в жилом доме потребителя основаны на неправильном применении норм материального права и судом не принимаются.

Доводы истца о том, что им был заменен прибор учета, то есть установлен новый прибор учета на том же месте, где и находился прежний, у которого истек межповерочный интервал, а не смонтирован впервые прибор учета в отношении точки поставки, соответственно, ответчик не вправе требовать переноса прибора учета на фасад жилого дома, не принимаются судом, поскольку в п.146 Основных положений…, в котором разделяются указанные понятия, идет речь о праве собственников энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) заключать гражданско-правовые договоры для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета, то есть собственники ЭПУ вправе привлекать на основании гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий. Требования о том, что при замене прибора учета он должен быть смонтирован на месте прежнего прибора учета или непосредственно в том же месте (рядом, на этой же стене внутри дома и т.д.) действующее законодательство не содержит.

В связи с изложенным, суд полагает требования истца о признании незаконным требования ответчика о выносе прибора учета электроэнергии на фасад жилого дома по пер. Корольского, 2 в <адрес> не подлежащими удовлетворению, поскольку прибор учета электроэнергии в указанном жилом доме смонтирован истцом с нарушением требований действующего законодательства к месту его установки, а именно не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Требования о возложении обязанности на ответчика опломбировать прибор учета, произвести расчет потребленной энергии по показаниям прибора учета, компенсировать моральный вред, являются производными от первоначального требования, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» о признании незаконным требований о выносе прибора учёта электроэнергии на фасад жилого дома, возложении обязанности произвести опломбирование прибора учета электроэнергии, произвести расчет потреблённой электроэнергии по показаниям прибора учета, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Копия верна:

судья Сухобузимского

районного суда С.А. Кузнецова