Дело № 2-699/2020
03RS0064-01-2019-002900-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р.,
при секретаре Нургалеевой Г.Ф.,
с участием:
истца - заместителя прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Хайруллина И.Р.,
ответчиков:
представителя Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО1,
представителя МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» ФИО3,
представителя Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ ФИО4,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан ФИО5,
третьих лиц:
представителя Министерства Лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО6,
представителя Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Хайруллина И.Р.:
об истребовании из чужого незаконного владения МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в пользу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>;
об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан погасить регистрационную запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> за МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;
об обязании Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>;
об обязании Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан изменить категорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>, из категории «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения» на категорию земли «лесного фонда»; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>, из категории «под кладбище Южное» на «для размещения лесопарков»;
о запрете Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в лице главы сельского поселения выдавать разрешения на рубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
истец и.о. Прокурора Уфимского района Республики обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному району Уфимский район РБ, МБУ «Комбинат специализированного обслуживания ГО г. Уфа РБ, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Управлению Росреестра по РБ с требованием об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, об обязании Управления Росреестра по РБ погасить регистрационную запись о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: 450511<адрес>, об обязании Филиала Кадастровая палата по РБ снять с кадастрового учета изменить категорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>.
Иск мотивирован тем, что в ходе проведения проверки земельного законодательства на территории Уфимского района выявлены нарушения процедуры определения границ земельного участка, в результате часть земельного участка входящий в состав земель лесного фонда неправомерно включен в состав земель промышленности.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2004 № 5-6р в соответствии с предложением Администрации Уфимского района о предоставлении Управлению коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 12 га (пашня) из землепользования муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Уфимский» для расширения существующего кладбища «Южное» города Уфы, осуществлен перевод земельного участка площадью 12 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения.
Данный земельный участок поставлен на государственный учет 09.07.2004 с кадастровым номером №, общей площадью 12,0 га, из категории земель земли промышленности, с разрешенным использованием для расширения существующего кладбища «Южное», и передан в постоянное бессрочное пользование МУП «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан», являющегося предшественником МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
В последующем ООО «Геодезист» на основании заказа МУП «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» проведены работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №, и формированию землеустроительного (межевого) дела, в результате из земельных участков с кадастровым номером № и № сформирован новый земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 990 397 кв. м из категории земель - земли промышленности, с разрешенным использованием под кладбище «Южное» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 29.04.2008 общей площадью 18898123 кв. м. из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». В последующем снят с государственного учета 04.06.2008 года.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 02.10.2010 года № 2333 земельный участок с кадастровым номером № передан Комбинату специализированного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе проверки установлено, что часть данного земельного участка площадью 37000 кв. м по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель государственного лесного фонда и находится в квартале № выделах №№, 5, 8 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, и находится в пределах земельного участка с кадастровым номером № который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда.
По целевому назначению лесов указанный участок отнесен к лесам, выполняющим функцию защиты природных и иных объектов «зеленой зоны».
В последующем постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка с условным кадастровым номером № площадью 37000 кв. м с видом разрешенного использования «Под кладбище Южное» из категории земель «земли промышленности» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №.
В результате чего, по мнению истца, земельный участок с кадастровым номером №, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3,7 га входит в состав земель государственного лесного фонда и неправомерно включен в состав земель промышленности.
В исковом заявлении просит суд истребовать из чужого незаконного владения МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа <адрес> Республики Башкортостан» в пользу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить регистрационную запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес> за МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа <адрес> Республики Башкортостан»; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> изменить категорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, из категории «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения» на категорию земли «лесного фонда»; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>, из категории «под кладбище Южное» на «для размещения лесопарков».
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО8 на судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, суду представлен отзыв, в котором поддержала позицию прокурора, просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании истец - заместитель прокурора Уфимского района РБ исковые требования полностью подтвердил, указал, что в ходе проведенной проверки в августа 2019 года выявлены факты нарушения земельного законодательства, повлекшее незаконное перераспределение земельного участка, спорный земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование ответчику МБУ КСО ГО г. Уфы, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО1, исковые требования прокурора признала, доводы изложенные в отзыве в котором признала требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению, подтвердила.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» ФИО3, исковые требования не признала, доводы, изложенные в отзыве полностью подтвердила, полагает, что истцом избран способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление права, в связи с чем не могут быть удовлетворены судом. Кроме того обращает внимание суда не то, что истцом пропущен срок на предъявление иска, полагает, что истцу и собственникам земельного участка известно было о зарегистрированных правах МБУ КСОГО г. Уфы в 2010 году, с момента внесения соответствующей записи в общедоступном источнике. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований истца.
В судебном заседании представитель ответчика Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ ФИО4 заявленные требования прокурора об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок и изменить категорию земельного участка являются необоснованными. Просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении требований об обязании погасить регистрационную запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок просила отказать, полагает, что ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются её стороны, а регистрирующие органы. В остальной части заявленных требований просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства Лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО6, исковые требования прокурора поддержала, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, подтвердила, исковые требования просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО7 полагает, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, доводы изложенные в отзыве на иск подтвердила.
Суд, заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2004 № 5-6р в соответствии с предложением Администрации Уфимского района о предоставлении Управлению коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 12 га (пашня) из землепользования муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Уфимский» (далее - совхоз Уфимский) для расширения существующего кладбища «Южное» города Уфы, осуществлен перевод земельного участка площадью 12 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения (далее – земли промышленности).
Данный земельный участок поставлен на государственный учет 09.07.2004 с кадастровым номером №, общей площадью 12,0 га, из категории земель земли промышленности, с разрешенным использованием для расширения существующего кладбища «Южное», и передан в постоянное бессрочное пользование МУП «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан», являющегося предшественником МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – Комбинат специализированного обслуживания).
В последующем ООО «Геодезист» на основании заказа МУП «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» проведены работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №, и формированию землеустроительного (межевого) дела, в результате из земельных участков с кадастровым номером № и № сформирован новый земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 990 397 кв. м из категории земель - земли промышленности, с разрешенным использованием под кладбище «Южное» и поставлен на государственный кадастровый учет 13.05.2008
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 18898123 кв. м. из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», в последующем снят с государственного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № передан Комбинату специализированного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Материалами дела установлено, что часть данного земельного участка площадью 37000 кв.м по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель государственного лесного фонда и находится в квартале № выделах №№, 5, 8 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, и находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №, который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда.
По целевому назначению лесов указанный участок отнесен к лесам, выполняющим функцию защиты природных и иных объектов «зеленой зоны».
В последующем постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка с условным кадастровым номером № площадью 37000 кв. м с видом разрешенного использования «Под кладбище Южное» из категории земель «земли промышленности» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Согласно части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, статьи 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации и государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации по спорам, связанным с постановкой земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренным данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
Согласно генеральному плану сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда.
В соответствии с пунктом 7.2.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.01.2015 № 38, осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений возложено на территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, соответственно у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания для распоряжения земельными участками отнесенными к лесному фонду, в том числе права на выдачу разрешения производить рубку деревьев расположенных на таких участках.
Учитывая, что в результате указанных действий, выразившихся в неправомерном оформлении права собственности на земельный участок и его дальнейшем отчуждении, нарушены интересы Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, в этой связи заявленные требования истца об истребовании спорного земельного участка подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования истца к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, изменении его категории и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о погашении регистрационной записи в ЕГРН о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, суд приходит к следующему.
Суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела факт совершения органом кадастрового учета и регистрирующим органом действий, непосредственно приведших к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не установлен, доказательств наличия какого-либо материально-правового спора истца с указанными органами не имеется.
В пункте 53 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право. Государственный регистратор и орган кадастрового учета не являются ответчиками по таким искам, но может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган и орган кадастрового учета обязаны внести соответствующие записи на основании судебного акта независимо от его участия в деле в качестве ответчика, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных по делу исковых требований к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
Судом установлено, что проверка проводилась прокуратурой в августа 2019 года, до момента проверки прокурор не обладал информацией о нарушении прав неопределенного круга лиц на спорный земельный участок и не должны были знать об этом в силу принципа презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.
С настоящим заявлением об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения прокурор обратился 29 августа 2019 года, то есть в пределах установленного законом трехгодичного срока исковой давности.
При таких обстоятельствах довод ответчика МБУ КСО ГО г. Уфы относительно пропуска истцом срока на предъявление иска является состоятельным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 удовлетворить частично.
Истребовать из чужого незаконного владения МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа <адрес> Республики Башкортостан» в пользу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>
Погасить регистрационную запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес><адрес> за МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа <адрес> Республики Башкортостан».
В удовлетворении остальных заявленных исковых требований исполняющего обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Хайруллина И.Р. отказать.
Настоящее решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета, земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, изменения категорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 450511<адрес>, из категории «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения» на категорию земли «лесного фонда» и изменения вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: 450511<адрес>, из категории «под кладбище Южное» на «для размещения лесопарков».
Взыскать с МБУ «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.Р. Насырова.
Решение принято в окончательной форме 25 августа 2020 года.