Решение вступило в законную силу: 14.01.2014 года.
Дело № 2-699/2013 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2013 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО
в составе судьи Алешиной Н.П.,
при секретаре Бочарниковой О.А.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Облученского района ЕАО Титоренко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что в результате проведения проверки прокуратурой Облученского района выявлены нарушения в сфере законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, допущенные администрацией муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения. Администрация сельского поселения наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами Еврейской автономной области (ч. 2 ст. 26 Устава). Таким образом, требования Федерального закона № 261-ФЗ об обязательном проведении энергетического обследования распространяются и на ответчика как на орган местного самоуправления, наделенный правами юридического лица. Между тем, ответчиком до настоящего времени не проведено энергетическое обследование, энергетический паспорт отсутствует, что подтверждается информацией администрации Пашковского сельского поселения от 09.10.2013 года № 225, представленной в прокуратуру Облученского района. Бездействие администрации Пашковского сельского поселения в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Пашковского сельского поселения на эффективное и рациональное использование ответчиком энергетических ресурсов. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в не проведении энергетического обследования. Обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО провести энергетическое обследование.
В судебном заседании помощник прокурора Титоренко С.С., уточнил требования прокурора, просил обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 мая 2014 года провести энергетическое обследование многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, при этом привел доводы нарушения ответчиком законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности, указанные в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика – представитель администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из поступившего в суд отзыва на исковое заявление следует, что прокурором не уточнено о проведении энергетического обследования конкретных объектов. Кроме того, поскольку в муниципальной собственности сельского поселения находится в двух многоквартирных домах всего 7 из 34 квартир, то проведение по ним указанного обследования нецелесообразно, так как энергетический паспорт должен составляться на весь дом, что входит в обязанности управляющей компании.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора Облученского района ЕАО подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе, согласно положениям ст. 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплектность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ определено, что энергетическое обследование – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышенной энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 261-ФЗ одним из полномочий органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышенной энергетической эффективности, финансируемое полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.
В силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным, в том числе, для: органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц (пункт 1).
В соответствие с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальный районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами ЕАО (ч. 2 ст. 26 Устава).
Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что требования Федерального закона № 261-ФЗ об обязательном проведении энергетического обследования распространяются и на ответчика как на орган местного самоуправления, наделенный правами юридического лица.
В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования «Пашковское сельского поселения» Облученского муниципального района ЕАО до настоящего времени не проведено энергетическое обследование, энергетический паспорт отсутствует, что подтверждается проведенной прокурором проверкой исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и письмом заместителя главы администрации Пашковского сельского поселения ФИО1 № 225 от 09.10.2013 года.
Так как меры по исполнению Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в части проведения энергетического обследования администрацией муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не приняты, прокурор обоснованно просит обязать администрацию устранить допущенные нарушения.
Суд считает несостоятельными доводы главы администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» в части нецелесообразности проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд, а также о возложении таких обязанностей на управляющую компанию и собственников жилья, поскольку закон указывает конкретный список юридических лиц, для которых проведение данного обследования является обязательным (ч.1 ст.16 Федерального закона №261-ФЗ).
Поскольку администрация муниципального образования «Пашковское сельское поселение» является юридическим лицом, с учетом требований части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, она должна самостоятельно осуществлять проведение энергетического обследования и нести ответственность в случае неисполнения данной обязанности.
Кроме того, за нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, допущенное этим юридическим лицом, ответственность может быть возложена на главу администрации МО "Пашковское сельское поселение» (часть 8 статьи 9.16 КоАП РФ - несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования).
Бездействие администрации Пашковского сельского поселения в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Пашковского сельского поселения на эффективное и рациональное использование ответчиком энергетических ресурсов.
Удовлетворяя исковые требования прокурора района, суд исходит из того, что проведение энергетического обследования позволит получить объективные данные об объеме, используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, повысить энергетическую эффективность, что напрямую связано с обеспечением охраны здоровья граждан.
На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
С учетом мнения прокурора, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до 01.05.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.206, 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в не проведении энергетического обследования.
Обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 мая 2014 года провести энергетическое обследование многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Н.П.Алешина