ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-699/2021 от 21.05.2021 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-699/2021

УИД 19RS0002-01-2021-000898-08

Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С., помощнике судьи Поляковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о признании незаконными заключения служебной проверки, решения, принятого по служебному спору, приказа о наложении дисциплинарного взыскания в части и приказа о назначении на нижестоящую должность,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – Главное управление МЧС России по Республике Хакасия) о признании незаконными заключения служебной проверки, решения, принятого по служебному спору, приказа о наложении дисциплинарного взыскания в части. Требования мотивировал тем, что с 1 апреля 2004 года проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия. Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 3 декабря 2020 года № 130-НС он назначен на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Хакасия (далее – 2 пожарно-спасательный отряд). Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106 «О выводах по результатам служебной проверки» на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание – перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе. Основанием для издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания явилось заключение о результатах служебной проверки, утвержденное начальником Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 3 февраля 2021 года, согласно которому было установлено несоблюдение ФИО1 запретов и ограничений и непринятие сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов при его назначении на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда, в котором работали его родственники и свойственники: дочь ФИО6, супруг дочери ФИО7, супруг сестры ФИО8 Не согласившись с заключением служебной проверки и наложенным дисциплинарным взысканием, ФИО1 обратился с рапортом к начальнику Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, в котором просил пересмотреть результаты служебной проверки и отменить наложенное дисциплинарное взыскание. Решением от 3 марта 2021 года по итогам рассмотрения служебного спора по обращению начальника 2 пожарного-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия майора внутренней службы ФИО1 от 18 февраля 2021 года заключение служебной проверки от 3 февраля 2021 года и приказ от 8 февраля 2021 года № 106 признаны соответствующими действующему законодательству. Полагал, что нарушения служебной дисциплины не допускал, так как на момент назначения на должность находился в отпуске, который ему был предоставлен с 2 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года, при этом 18 декабря 2020 года уведомил непосредственного руководителя о возможности возникновения конфликта интересов. Представителем нанимателя при применении дисциплинарного взыскания не было учтено, что его родственники и свойственник не находятся в его непосредственном подчинении и он не наделен правом принимать кадровые, финансовые и материально-технические вопросы, в связи с чем отсутствует возможность возникновения конфликта интересов. Кроме того, о факте работы родственников истца и свойственника во 2 пожарно-спасательном отряде было известно ответчику, так как при назначении его на должность была подана анкета для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в которой содержались сведения о его родственниках и месте прохождения службы. Также указал, что на момент его выхода на службу, его дочь находилось в отпуске по уходу за ребенком, а ее супруг перевелся в другой пожарно-спасательный отряд. Просил признать заключение служебной проверки от 3 февраля 2021 года незаконным, признать приказ от 8 февраля 2021 года № 106 незаконным в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и обязать работодателя его отменить, признать решение по итогам рассмотрения служебного спора от 3 марта 2021 года незаконным.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец ФИО1 дополнительно просил признать незаконным приказ от 14 апреля 2021 года № 49-НС «по личному составу», которым он был назначен на нижестоящую должность.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на уточненных требованиях. Дополнительно пояснил, что по факту поданного им 18 февраля 2021 года уведомления состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федерального государственного служащего и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, которая не усмотрела несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов и не рекомендовала начальнику управления применять к истцу меру какой-либо ответственности. Таким образом, комиссия пришла к выводу о своевременной подаче истцом уведомления. Кроме того, полагал, что действующим законодательством не предусмотрено какой-либо обязанности по уведомлению представителя нанимателя, порядок такого уведомления о близком родстве или свойстве с сотрудниками, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Дочь истца не относится к категории сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а ее супруг в период отпуск истца был освобожден от занимаемой должности и переведен в другой пожарно-спасательный отряд. Считает, что при наложении на истца дисциплинарного взыскания не было учтено заключение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федерального государственного служащего и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России.

Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 иск не признали. Представили возражения, в которых указали, что 20 ноября 2020 года ФИО1 подал рапорт о согласии с включением его в ведомственный кадровый резерв для замещения должности начальника 2 пожарно-спасательного отряда, 2 декабря 2020 года он был включен в данный ведомственный кадровый резерв. 3 декабря 2020 года ФИО1 подал рапорт о согласии с предложенной ему должностью начальника 2 пожарно-спасательного отряда и приказом Главного управления МЧС России по Республике Хакасия был назначен на данную должность. В этот же день между ФИО1 с одной стороны и представителем нанимателя - начальником Главного управления МЧС России по Республике Хакасия ФИО4 было заключено дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым ФИО1 обязуется с даты заключения соглашения выполнять обязанности по должности начальника 2 пожарно-спасательного отряда. 18 декабря 2020 года от ФИО1 поступил рапорт, которым он уведомил представителя нанимателя о том, что в связи с назначением его на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда в его подчинении оказались родственники: дочь ФИО6, зять ФИО7 и муж сестры ФИО8 Полагали, что истцом были нарушены положения п. 13 ч. 1 ст. 12 и п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе»). Несвоевременное сообщение истцом о работе его близких родственников во 2 пожарно-спасательном отряде повлекло его назначение на должность начальника отряда с нарушением запретов, установленных Федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе». Отметили, что в соответствии с п. 3 и п. 4 должностного регламента начальника 2 пожарно-спасательного отряда истец является прямым начальником для личного состава всего отряда, при реализации решений начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия имеет право установленным порядком отдавать распоряжения начальникам подразделений 2 пожарно-спасательного отряда и их личному составу. Считали, что о возможности возникновения конфликта интересов ФИО1 было известно еще 20 ноября 2020 года, в связи с чем подача рапорта 18 ноября 2020 года не может свидетельствовать о надлежащем исполнении возложенных на него обязанностей и запретов. Полагали, что факт нахождения истца в отпуске, ввиду чего ситуация, влекущая конфликт интересов, допущена не была, не свидетельствует о незаконности привлечения его к дисциплинарной ответственности, равно как и тот факт, что его дочь ФИО6 с 14 июля 2020 года находилась в отпуске по уходу за ребенком. Указали, что порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден. При определении вида дисциплинарного взыскания учтен характер совершенного дисциплинарного проступка, его тяжесть и обстоятельства, при которых он был совершен, в полной мере учтены при проведении служебной проверки. Предшествующие нарушению результаты выполнения ФИО1 своих служебных обязанностей, а также соблюдение им ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции на выводы комиссии, проводившей служебную проверку, и на законность приказа о наложении дисциплинарного взыскания не влияют. Рапорт ФИО1 от 18 февраля 2021 года, в котором он выразил несогласие с заключением служебной проверки и наложением на него дисциплинарного взыскания, рассмотрен в соответствии с Порядком рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от 20 декабря 2016 года № 682. Выводы заключения по результатам служебной проверки и решения по результатам служебного спора основаны на требованиях действующего законодательства, не противоречат Методическим рекомендациям по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, утвержденным письмом Минтруда России от 26 июля 2018 года № 18-0/10/П-5146. Соответственно, оснований для признания незаконными заключения по результатам служебной проверки, основанного на выводах заключения приказа Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106 «О выводах по результатам служебной проверки» и решения по результатам рассмотрения служебного спора по доводам искового заявления не имеется. Просили в удовлетворении иска отказать.

Участвующий в деле прокурор Цицилина О.А. в заключении полагала заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в порядке ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 1 апреля 2004 года проходит службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 14 декабря 2017 года он замещал должность начальника 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда.

Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 3 декабря 2020 года № 130-НС ФИО1 назначен на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106 «О выводах по результатам служебной проверки» на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание – перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе.

Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 14 апреля 2021 года № 49-НС ФИО1 назначен на должность начальника 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда на основании рапорта истца и приказа начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106.

Основанием для издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания явилось заключение о результатах служебной проверки, утвержденное начальником Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 3 февраля 2021 года, согласно которому было установлено несоблюдение ФИО1 запретов и ограничений и непринятие сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов при его назначении на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда, в котором работали его родственники и свойственник: дочь ФИО6, супруг дочери ФИО7, супруг сестры ФИО8 Несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов квалифицированы как грубое нарушение служебной дисциплины. Комиссией было предложено наложить на начальника 2 пожарно-спасательного отряда ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде перевода на нижестоящую должность.

Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным «О службе в федеральной противопожарной службе».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. При осуществлении служебной деятельности сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со статьями 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти, в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей; приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в федеральной противопожарной службе закреплены в ст. 14 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе».

Так согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе (быть принят на службу в федеральную противопожарную службу) в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудниками, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 51 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден приказом МЧС России от 17 октября 2016 года № 550 (далее — Порядок проведения служебной проверки).

В силу п. 3 Порядка проведения служебной проверки должностное лицо, назначившее проверку, назначает должностное лицо или должностных лиц, ответственных за ее организацию и проведение. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.

При проведении служебной проверки, как указано в п. 7 Порядка проведения служебной проверки, должны быть полно, объективно и всесторонне установлены: 1) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вина сотрудника; 3) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.

Основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации (п. 11 Порядка проведения служебной проверки).

Согласно п. 12 Порядка проведения служебной проверки служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: причину и основания для назначения служебной проверки; сроки проведения служебной проверки; состав комиссии (председатель, члены комиссии) по проведению служебной проверки; должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (п. 17 Порядка проведения служебной проверки).

В соответствии с п. 20 Порядка проведения служебной проверки служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения.

Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны в силу п. 28 Порядка проведения служебной проверки: разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; своевременно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о поступивших заявлениях, ходатайствах и проинформировать о них заинтересованных лиц; документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину; проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием; изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений составить соответствующий акт (приложение N 3), подписанный комиссией в составе не менее 3 человек; опросить очевидцев дисциплинарного проступка (происшествия); использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе; немедленно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения; предложить проведение профилактических мероприятий; подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку; ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.

Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии.

Должностное лицо, назначившее проверку, не позднее 5 дней со дня представления заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки (п. 29 Порядка проведения служебной проверки).

Требования к заключению по результатам служебной проверки указаны в п. 31-35 Порядка проведения служебной проверки.

Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения (п. 36 Порядка проведения служебной проверки).

О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя (ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Согласно заключению и материалам служебной проверки основанием для ее проведения послужил рапорт ФИО1 от 18 декабря 2020 года, в котором он указал, что в связи с назначением на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда в его подчинении оказались родственники: дочь ФИО6, супруг дочери ФИО7, супруг сестры ФИО8

Из представленной ответчиком справки от 26 апреля 2021 года № 206 следует, что на момент назначения ФИО1 на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда в данном отряде работали родственники истца: дочь ФИО6 – диспетчер пожарной связи 4 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда; супруг дочери сержант внутренней службы ФИО7 – командир отделения 4 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда; супруг сестры ФИО8 – водитель автомобиля (пожарного) 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда.

Также из справки следует, что ФИО7 с его согласия 1 января 2021 года переведен в 1 пожарно-спасательный отряд. ФИО6 уволена по собственному желанию 19 февраля 2021 года, ФИО8 уволен 15 апреля 2021 года.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» сотрудник федеральной противопожарной службы при выполнении служебных обязанностей по замещаемой должности (далее - служебные обязанности) подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно. Ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником). Сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности. Старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равные должности, - по специальному званию.

Сгласно п. 3 и п. 4 должностного регламента начальника 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия начальник 2 пожарно-спасательного отряда непосредственно подчиняется начальнику Главного управления, в его отсутствие лицу его замещаеющему. Является прямым начальником для личного состава 2 пожарно-спасательного отряда.

При реализации решений начальника Главного управления имеет право установленным порядком отдавать распоряжение начальником подразделений 2 пожарно-спасательного отряда и их личному составу.

Таким образом, содержащиеся в заключении по результатам служебной проверки выводы о несоблюдении ФИО1 ограничений и запретов, а именно близкое родство при назначении на должность, являются обоснованными.

Доводы истца о том, что никто из его родственников непосредственно не подчинен истцу, подлежат отклонению как противоречащие приведенным положениям должностного регламента.

Также из заключения служебной проверки следует, что ФИО1 было вменено несвоевременное уведомление представителя нанимателя о наличии конфликта интересов в связи с прохождением во 2 пожарно-спасательном отряде службы его родственниками и свойственником.

Частями 1-4 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сотрудник федеральной противопожарной службы обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Сотрудник федеральной противопожарной службы обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» на сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерально закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем), о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (части 3 и 4 данной статьи).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5 данной статьи).

Из указанных норм закона следует, что обязанность по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов возложена как на представителя нанимателя, так и на сотрудника федеральной противопожарной службы.

Согласно ст. 50 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона.Как следует из заключения о результатах служебной проверки, должностные лица, ее проводившие, пришли к выводу, что ФИО1 должен был сообщить о наличии конфликта интересов перед включением его в кадровый резерв на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда, либо непосредственно перед назначением на должность начальника отряда.

Возражая против доводов представителей ответчика, ФИО1 указал, что представителю нанимателя было известно о прохождении службы во 2 пожарно-спасательном отряде его родственниками и свойственником, так как перед назначением на должность он подавал анкету для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Также об этом было известно сотрудникам кадрового подразделения. Кроме того, его назначение на должность состоялось в период нахождения в отпуске.

В ходе рассмотрения дела был допрошен в качестве свидетеля ФИО12, который пояснил, что с 2009 года проходит службу в организациях и подразделениях Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, занимал перед назначением ФИО1 должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда. В 2020 году ему была предложена вышестоящая должность, в связи с чем было предложено подыскать достойную замену на должность начальника отряда. После рассмотрения нескольких кандидатур им была предложена кандидатура ФИО1, который прошел аттестацию и подготовил все необходимые при согласовании должности документы. Также указал, что ранее 2 пожарно-спасательный отряд являся юридичским лицом, имел свое кадровое подразделение, бухгалтерию. 1 января 2020 года 2 пожарно-спасательный отряд вошел в состав Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, в связи с чем произошла ликвидация юридического лица. Также указал, что была вакантна должность начальника 1 пожарно-спасательного отряда, в связи с чем ФИО1 мог быть назначен на эту должность.

Также в качестве свидетеля был допрошен заместитель начальника отдела кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ФИО13, который пояснил, что представленное стороной истца штатное расписание, таковым не является, этот документ предназначен для повседневной работы. Штатное расписание 2 пожарно-спасательного отряда находится в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия. В настоящее время штатная численность 2 пожарно-спасательного отряда составляет 167 человек, замещено примерно 150 штатных единиц. С января 2020 года было ликвидировано юридическое лицо и 2 пожарно-спасательный отряд вошел в состав Главного управления МЧС России по Республике Хакасия. При прохождении истцом аттестации он участвовал через ВКС, были оглашены его анкетные данные. По факту поданного истцом рапорта была проведена проверка и дано заключение, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов. Указал, что руководители структурных подразделений подают рапорта на имя начальника 2 пожарно-спасательного отряда, который формирует сводный рапорт и в дальнейшем на основании этого рапорта сотруднику устанавливается надбавка в размере 0,25 за добросовестное исполнение должностных обязанностей. В 2020 году личные дела сотрудников Федеральной противопожарной службы были перевезены из 2 пожарно-спасательного отряда в Главное управление МЧС России по Республике Хакасия, а в 2021 году перевезены личные дела лиц, которые работают по трудовым договорам. Полагал, что истец должен был сообщить о работе его родственников перед аттестацией или назначением на должность. Также пояснил, что анкета для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, проходит через кадровое подразделение. Ранее во 2 пожарно-спасательном отряде велись списки лиц, родственники которых работают в этом отряде.

Из материалов дела следует, что 28 октября 2020 года начальником 2 пожарно-спасательного отряда ФИО14 на имя начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия был подан рапорт, в котором он просил рассмотреть вопрос о зачислении в кадровый резерв ряда сотрудников, в том числе и ФИО1 на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда.

6 ноября 2020 года заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия ФИО15 обратился с рапортом на имя первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия ФИО5, в котором в целях укомплектования должностей реагирующих подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Хакасия просил рассмотреть на аттестационной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Хакасия личный состав для постановки в резерв на вышестоящие должности, в том числе на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда ФИО1

20 ноября 2020 года ФИО1 подал рапорт о согласии с включением его в ведомственный кадровый резерв номенклатуры назначения начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия для замещения должности начальника 2 пожарно-спасательного отряда.

26 ноября 2020 года состоялось заседание аттестационной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, на которой был рассмотрен вопрос о зачислении в ведомственный кадровый резерв майора внутренней службы ФИО1, начальника 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда. Решение по данному вопросу было принято единогласно.

Приказом первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 2 декабря 2020 года № 1335 был утвержден список сотрудников, рекомендуемых к зачислению в ведомственный кадровый резерв для выдвижения на должности, назначение по которым осуществляет начальник Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

На должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда был утвержден ФИО1 (п. 6 Списка).

3 декабря 2020 года ФИО1 подал рапорт о согласии с предложенной ему должностью начальника 2 пожарно-спасательного отряда.

18 декабря 2020 года ФИО1 подал начальнику Главного управления МЧС России по Республике Хакасия рапорт, в котором указал, что в связи с назначением на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда в его подчинении оказались родственники: дочь ФИО6, супруг дочери ФИО7, супруг сестры ФИО8

Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 24 декабря 2020 года № 1457 в связи с поданным ФИО1 рапортом было назначено проведение служебной проверки.

25 декабря 2020 года первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия утверждено заключение о том, что замещение ФИО1 должности начальника 2 пожарно-спасательного отряда может повлечь нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Предложено в соответствии с п. 13 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 6 декабря 2011 года № 729, вынести на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

14 января 2021 года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Республике Хакасия. Из протокола комиссии следует, что она пришла к выводам, что при исполнении ФИО1 должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов. Рекомендовано начальнику Главного управления МЧС России по Республике Хакасия принять меры по урегулированию конфликта интересов.

В обоснование наличия личной заинтересованности представителями ответчика представлено Положение о премировании и оказании материальной помощи работникам Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, утвержденное приказом от 27 апреля 2020 года № 518 (далее — Положение о премировании).

Согласно п. 1.3 Положения о премировании оно распространяется на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании трудовых договоров.

В соответствии с п. 2.1.1 Положения о премировании работникам выплачивается премия за добросовестное выполнение трудовых обязанностей по итогам календарного года.

Для начисления ежемесячной премии руководителем структурного подразделения ежемесячно до 15 числа подается мотивированный рапорт на имя начальника Главного управления о выплате премии в установленном размере, ее снижение, либо о лишении работника премии (п. 2.1.2 Положения о премировании).

Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что начальник отряда может повлиять на выплату премии, являются обоснованными.

Вместе с тем, при проверке наличия у ФИО1 возможности принимать решение о выплате премии своим родственникам и свойственнику и своевременности уведомления представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, судом установлено следующее.

Порядок сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом МЧС России от 6 февраля 2017 года № 38 (далее — Порядок сообщения о конфликте интересов).

Согласно п. 3 Порядка сообщения о конфликте интересов государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление).

В силу п. 9 Порядка сообщения о конфликте интересов представителем нанимателя по результатам рассмотрения им уведомления принимается одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении должностных (служебных) обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении должностных (служебных) обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

в) признать, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.

В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 9 настоящего Порядка сообщения о конфликте интересов, в соответствии с законодательством Российской Федерации представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры (п. 11 Порядка сообщения о конфликте интересов).

Таким образом, обязаность сообщать представителю нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, возникает у сотрудника федеральной противопожарной службы при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Из содержания ч. 1 ст. 54 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» следует, что служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.

На момент назначения ФИО1 на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда он находился в отпуске, который был предоставлен ему на основании приказа от 30 октября 2020 года № 664 на период с 2 ноября 2020 года по 21 декабря 2020 года.

Приказом от 22 декабря 2020 года № 780 ФИО1 предоставлен отпуск с 22 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года.

В судебном заседании было установлено, что ФИО1 вышел на службу 11 января 2021 года, что не оспаривалось представителями ответчика.

Соответственно, на момент исполнения служебных обязанностей у истца мог возникнуть конфликт интересов с дочерью ФИО6, которая работала по трудовому договору.

Однако как следует из материалов дела, ФИО6 находилась в отпуске по уходу за ребенком, который был ей представлен на основании приказа от 14 июля 2020 года № 98-О с 14 июля 2020 года по 6 мая 2023 года.

5 февраля 2021 года ФИО6 подала заявление об увольнении по собственному желанию и 19 февраля 2021 года уволена из Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

Следовательно, до выхода ФИО6 из отпуска по уходу за ребенком исключалась возможность возникновения конфликта интересов у ФИО1

На момент выхода ФИО1 на службу во 2 пожарно-спасательном отряде работал только супруг сестры ФИО8, однако положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» такая категория свойственников не поименована, в связи с чем исключает наличие конфликта интересов.

Обобщая изложенное, суд приходит к выводу, что у ФИО1 отсутствовал конфликт интересов, при этом уведомление (рапорт) о возможности возникновения такого конфликта был подан сотрудником без нарушения сроков, предусмотренных Порядком сообщения о конфликте интересов.

С учетом данного обстоятельства, содержащиеся в заключении о результатах служебной проверки выводы о несвоевременном принятии ФИО1 мер по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов следует признать незаконными (недействительными).

Проверяя процедуру проведения служебной проверки и требования к оформлению заключения, суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено нарушений Порядка проведения служебной проверки. Так проверка назначена в пределах 10 дневного срока после поступления рапорта ФИО1, 30 дневный срок проведения служебной проверки ответчиком соблюден, заключение о результатах служебной проверки подано на 3 день.

Не согласившись с заключением служебной проверки, истец 18 февраля 2021 года подал рапорт.

Служебным спором в федеральной противопожарной службе (далее - служебный спор) является неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем и сотрудником федеральной противопожарной службы или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником (ч. 1 ст. 73 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

В силу ч.ч. 4, 7, 8 этой же нормы сотрудник федеральной противопожарной службы для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником федеральной противопожарной службы или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику федеральной противопожарной службы или гражданину, поступающему на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшему на службе в федеральной противопожарной службе, обратившимся для разрешения служебного спора.

Как следует из материалов дела, решением по итогам рассмотрения служебного спора по обращению начальника 2 пожарного-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия майора внутренней службы ФИО1 от 18 февраля 2021 года первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия ФИО5 3 марта 2021 года заключение служебной проверки от 3 февраля 2021 года и приказ Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106 в части наложенного на ФИО1 дисциплинарного взыскания признаны соответствующими действующему законодательству. С учетом несоответствия текста приказа требованиям ч. 6 ст. 52 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» внести в приказ соответствующие изменения.

С данным решением ФИО1 ознакомлен 9 марта 2021 года и 17 марта 2021 года им подан иск в суд, в связи с чем срок обжалования решения не пропущен.

Порядок рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержден приказом МЧС России от 20 декабря 2016 года № 682 (далее - Порядок рассмотрения служебного спора).

Согласно п. 2.1 Порядка рассмотрения служебного спора служебный спор в МЧС России по рапорту сотрудника, письменному заявлению гражданина, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу, а также ранее состоявшего на службе в федеральной противопожарной службе, рассматривается уполномоченным должностным лицом, руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника, гражданина с его решением рассматривается вышестоящим должностным лицом, руководителем (начальником).

В соответствии с п. 2.3 Порядка рассмотрения служебного спора сотрудник или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к уполномоченному должностному лицу, руководителю (начальнику), указанному в пункте 1.2 настоящего Порядка либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в МЧС России, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшего на службе в федеральной противопожарной службе (п. 2.5 Порядка рассмотрения служебного спора).

В силу п. 2.6 Порядка рассмотрения служебного спора служебный спор рассматривается уполномоченным должностным лицом, руководителем (начальником) на основании представленных сотрудником или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, документов.

Судом проверен порядок рассмотрения служебного спора и не установлено нарушения приказа МЧС России от 20 декабря 2016 года № 682 при его рассмотрении.

Вместе с тем, поскольку суд признал незаконными (недействительными) выводы о несвоевременном принятии ФИО1 мер по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, содержащиеся в заключении о результатах служебной проверки, то эти же выводы, содержащиеся в решении от 3 марта 2021 года, также следует признать незаконными (недействительными).

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 49 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; 6) увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.

Перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником федеральной противопожарной службы грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации отнесено к грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником федеральной противопожарной службы (п. 1 ч. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. Дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе»).

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 49 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника федеральной противопожарной службы, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 15 этой же статьи).

Наложение на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона (ч. 16 той же статьи).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 52 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» Взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направляется в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника федеральной противопожарной службы и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (ч. 3 этой же статьи).

Взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5 указанной нормы).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» переводом сотрудника федеральной противопожарной службы по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на иную должность считается его перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на нижестоящую должность осуществляется в порядке наложения дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 30 этой же статьи).

До применения к истцу дисциплинарного взыскания от него были затребованы объяснения, дисциплинарное взыскание наложено в пределах шестимесячного срока.

В п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обращено внимание, что в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Проверяя обоснованность наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность, суд установил следующее.

Из представленной в материалы дела служебной характеристики от 15 марта 2021 года на ФИО1 следует, что он исполняет должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, награжден медалью МЧС России и серебрянными наручными часами за участие в ликвидации чрезвычайной ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС им. П.С. Непорожнего, медалью МЧС России «За отвагу на пожаре», неоднократно поощрялся за добросовестное исполнение служебных обязанностей. В коллективе пользуется уважением и авторитетом. Имеет дисциплинарное взыскание, наложенное приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106.

Оценивая несоблюдение ФИО1 запретов при его назначении на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда, его отношение к исполнению служебных обязанностей, принятые меры по переводу супруга дочери ФИО7, поданное ФИО6 заявление об увольнении до применения дисциплинарного взыскания к истцу, отсутствие вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка, отсутствие обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе в должности начальника 2 пожарно-спасательного отряда, принятие сотрудником мер по своевременному уведомлению представителя нанимателя для избежания возможного конфликта интересов, суд приходит к выводу, что представителем нанимателя не в полной мере учтена тяжесть совершенного сотрудником дисциплинарного проступка и примененное к нему взыскание в виде перевода на нижестоящую должность является несправедливым, не отвечает требованиям соразмерности и законности.

При данных обстоятельствах, требования истца о признании незаконным приказа от 8 февраля 2021 года № 106 в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность подлежат удовлетворению.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.

Принимая во внимание, что назначение истца на должность начальника 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда стало следствием примененного к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность, в случае отказа от данной должности он подлежал увольнению из федеральной противопожарной службы, следовательно, приказ от 14 апреля 2021 года № 49-нс также следует признать незаконным.

Требования ФИО1 об отмене оспариваемых приказов удовлетворению не подлежат, так как в этой части истцом избран неверный способ защиты права, в связи с признанием приказа от 8 февраля 2021 года № 106 незаконным, в части наложения дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность, истец на основании ч. 1 ст. 75 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе» подлежит восстановлению в прежней должности.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконными (недействительными) заключение служебной проверки, утвержденное начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия ФИО4 3 февраля 2021 года и решение по итогам рассмотрения служебного спора по обращению начальника 2 пожарного-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия майора внутренней службы ФИО1 от 18 февраля 2021 года, принятое первым заместителем начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия ФИО5 3 марта 2021 года в части выводов о несвоевременном принятии ФИО1 мер по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов.

Признать незаконным приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия от 8 февраля 2021 года № 106 «О выводах по результатам служебной проверки», в части наложения на ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность.

Признать незаконным приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия от 14 апреля 2021 года № 49-нс «по личному составу».

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.П. Немков

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2021 года