Дело №2-69/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года с. Дубёнки
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Байгушкиной Н.Н., при секретаре Юрташкиной Л.В., с участием помощника прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Аниськиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Дубёнского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,
установил:
прокурор Дубёнского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия проверкой соблюдения администрациями муниципальных образований района требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» выявлены нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Согласно части 6 статьи 52 вышеназванного закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.
Однакоадминистрацией Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия за четвертый квартал 2011 года сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления не опубликованы. В результате незаконного бездействия администрации поселения нарушается принцип прозрачности бюджета. Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Закона №273 одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации поселения, обязать её в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета за четвертый квартал 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Аниськина И.Ю. требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не явился. О дате и времени рассмотрения извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Под бюджетом при этом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Согласно статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип прозрачности бюджета, который означает:обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.
Из справки, выданной администрацией Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, видно, что администрацией Чиндяновского сельского поселения ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвертый квартал 2011 года не опубликованы.
В результате незаконного бездействия администрации Чиндяновского сельского поселения по исполнению бюджета нарушены права и свободы граждан на территории данного поселения, нарушается принцип прозрачности бюджета, расходования бюджетных средств, гарантированные им Конституцией Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Дубенского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в не опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за четвертый квартал 2011 года.
Обязать администрацию Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета за четвертый квартал 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубенского районного
суда Республики Мордовия Н. Н. Байгушкина
1версия для печатиДело № 2-69/2012 ~ М-59/2012 (Решение)