ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69/2014 от 21.03.2014 Юсьвинского районного суда (Пермский край)

 Дело № 2-69/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Юсьвинский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего Кобелевой С.П.,

 при секретаре ФИО1,

 рассмотрел ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коми - Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> к МУП «Юсьвинское ЖКХ» об устранении нарушений санитарного законодательства,

 У С Т А Н О В И Л:

 Коми - Пермяцкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, требования мотивировал тем, что в результате проведения плановой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований санитарного законодательства на объектах МУП «Юсьвинское ЖКХ» выявлены нарушения, а именно: частично нарушено ограждение скважины по <адрес>, скважины по <адрес> не оборудованы пробоотборными кранами, полностью отсутствует ограждение скважины по <адрес>, кроме скважины № отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения, акты проведения промывки, дезинфекции резервуаров чистой воды, водоводов после ремонта в период паводка не представлены, скважина по <адрес> расположена в колодце с люком, сверху отсутствует помещение для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды, не разработан план по ликвидации аварийных ситуаций с комплексом мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций, схемами оповещения службы Роспотребнадзора, сточные воды без соответствующей очистки и оббезараживания поступают в <адрес>, на очистных сооружениях не предусмотрен процесс обеззараживания, отсутствует проектная документация на очистные сооружения с заключением органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии, истекли сроки действия проекта нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для МУП «Юсьвинское ЖКХ», производственный контроль за качеством водного объекта рекреационного водопользования не проводится, план водоохранных мероприятий по охране водного объекта (<адрес>) и ее водоохраной зоны не разработан. МУП «Юсьвинское ЖКХ» была представлена информация о частичном устранении выявленных нарушений. Просит суд обязать МУП «Юсьвинское ЖКХ» устранить оставшиеся нарушения – разработать проектную документацию по реконструкции очистных сооружений, начать проведение реконструкции очистных сооружений, разработать проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект, составить программу производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды рекреационного водопользования.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, уточнив требования, просил обязать МУП «Юсьвинское ЖКХ» разработать проектную документацию по реконструкции очистных сооружений, начать проведение очистных сооружений.

 Ответчик – директор МУП «Юсьвинское ЖКХ» ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что большая часть выявленных нарушений устранена. За установленное время исполнить предписание в отношении очистных сооружений невозможно, так как оно требует больших затрат, времени, привлечения к работе специалистов. Очистные сооружения в <адрес> 1975 года постройки, с этого времени ни капитального, ни текущего ремонта не проводилось. Учредителем МУП «Юсьвинское ЖКХ» является администрация Юсьвинского сельского поселения, имущество является муниципальной собственностью администрации поселения. Постановлением администрации поселения утверждена муниципальная целевая программа «Водоотведение на территории <адрес> сельского поселения на 2013-2016 годы». В соответствии с данной программой в 2013 году предусмотрено провести техническое и технологическое обследование очистных сооружений, в 2014 году – провести проектно-изыскательские работы, в 2015 и 2016 годах – реконструкцию (строительство) очистных сооружений. Во исполнение данной программы администрацией поселения с ООО «Уральский технологический институт с опытным производством» заключен договор на техническое и технологическое обследование очистных сооружений в <адрес>, за что выплачено 95000 рублей. В дальнейшем работы по реконструкции очистных сооружений будут проводиться также в соответствии с данной программой, на реализацию которой запланировано выделение денежных средств. Очистные сооружения обслуживают училище, больницы, среднюю школу, другие социальные объекты. Самостоятельно устранить выявленные нарушения санитарного законодательства у МУП «Юсьвинское ЖКХ» нет возможности, собственных средств у предприятия из-за его убыточности нет. Таким образом, требования Коми-Пермяцкого территориально отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> МУП «Юсьвинское ЖКХ» выполнены или находятся в процессе выполнения.

 Представитель соответчика – администрации Юсьвинского сельского поселения ФИО4 с исковыми требованиями также не согласилась, пояснила, что по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Юсьвинского сельского поселения имущество, в том числе, очистные сооружения <адрес>, переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Юсьвинское ЖКХ». В 2012 году прокурором <адрес> в адрес Юсьвинского ЖКХ было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, в частности, в отношении очистных сооружений, о чем ЖКХ их неоднократно ставило в известность. На данное представление администрация поселения сообщила, что очистные сооружения в <адрес> были введены в эксплуатацию в 1985 году, оббезораживания на сооружениях не было предусмотрено. Первоначально очистные сооружения имели только механический способ очистки, биологический – отсутствовал. Нечистоты проходили через несколько емкостей, установленных в сооружении, отстаивались, после чего откачивались электронасосами в резервуары, затем очистительные стоки попадали в реку Юсьва. Механический способ очистки способствовал повышенному заиливанию оборудования и преждевременному выходу его из строя. В настоящее время оборудование на очистных сооружениях практически отсутствует, часть вышла из строя, прогнила, часть демонтирована в связи с неисправностью. Считает, что Юсьвинским ЖКХ грубых нарушений в сфере деятельности очистных сооружений не допущено. Механический способ очистки на сооружениях действовал с момента ввода в эксплуатацию, что уже является нарушением. Для применения биологического способа очистки на очистных сооружениях <адрес> необходимо понести существенные затраты, однако финансовое положение администрации поселения не позволяет привести очистные сооружения в нормативное состояние, они могут лишь ликвидировать саму аварию либо приостановить деятельность канализационной насосной станции и самих очистных сооружений. Приостановка работы очистных сооружений может вызвать негативную реакцию среди местного населения, привести к ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения с ООО «Уральский технологический институт с опытным производством» был заключен договор на техническое и технологическое обследование очистных сооружений в <адрес>, за что было выплачено 95000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения направила в адрес администрации района заявку на выделение 3 964 500 рублей на проектно-изыскательские работы по реконструкции очистных сооружений, однако. в этом было отказано. Реализация данного мероприятия возможна в рамках муниципальной целевой программы «Водоотведение на территории <адрес> сельского поселения на 2013-2015 годы». Также Земским Собранием Юсьвинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ была утверждена программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Юсьвинский муниципальный район» на 2012-2016 годы, в соответствии с которой предусмотрено выполнение инженерной инфраструктуры очистных сооружений в <адрес> на 2014-2016 годы. ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения вынесено постановление о внесении изменений в программу «Водоотведение на территории <адрес> на 2013-2015 годы». Срок действия данной программы продлен до 2016 года, реализация мероприятия «проектно-изыскательские работы» включены в мероприятия на 2014 год, реконструкция очистных сооружений перенесена на 2015-2016 годы. Считает, что учредителем Юсьвинского ЖКХ приняты все возможные меры по устранению выявленных нарушений, о чем было известно представителю Роспотребнадзора, так как он участвовал при заключении договора с ООО «Уральский технологический институт с опытным производством».

 Представитель третьего лица – администрации Юсьвинского муниципального района ФИО5 возражая против заявленных требований, дал пояснения, подобные пояснениям директора ЖКХ ФИО3 и представителя администрации поселения ФИО4 в части принятой муниципальной программы «Водоотведение на территории <адрес> сельского поселения на 2013-2016 годы». Считает, что оснований для возложения обязанности реконструкции очистных сооружений не имеется, т.к. отсутствует экспертное заключение о возможности заражения отходами водоема.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Согласно ст. 11, 18, 39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

 Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

 Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

 <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

 Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с полномочиями принять меры к ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

 Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

 Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

 Судом установлено, что в ходе проведения Коми-Пермяцким территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> плановой проверки с 05 марта по ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований санитарного законодательства на объектах МУП «Юсьвинское ЖКХ» выявлены нарушения, а именно: частично нарушено ограждение скважины по <адрес>, скважины по <адрес> не оборудованы пробоотборными кранами, полностью отсутствует ограждение скважины по <адрес>, кроме скважины № отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения, акты проведения промывки, дезинфекции резервуаров чистой воды, водоводов после ремонта в период паводка не представлены, скважина по <адрес> расположена в колодце с люком, сверху отсутствует помещение для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды, не разработан план по ликвидации аварийных ситуаций с комплексом мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций, схемами оповещения службы Роспотребнадзора, сточные воды без соответствующей очистки и оббезараживания поступают в <адрес>, на очистных сооружениях не предусмотрен процесс обеззараживания, отсутствует проектная документация на очистные сооружения с заключением органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии, истекли сроки действия проекта нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для МУП «Юсьвинское ЖКХ», производственный контроль за качеством водного объекта рекреационного водопользования не проводится, план водоохранных мероприятий по охране водного объекта (<адрес>) и ее водоохраной зоны не разработан.

 В судебном заседании директор МУП «Юсьвинское ЖКХ» ФИО3 пояснил, что большая часть выявленных нарушений устранена, в подтверждение представлены документы.

 Так, ограждение границы первого пояса скважины по <адрес> восстановлено, на скважинах, расположенных по <адрес>, Заболотная <адрес> установлены пробоотборные краны. Скважины по <адрес>, Центральная <адрес> оборудованы ограждениями. План по ликвидации аварийных ситуаций с комплексом мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций, схемами оповещения службы Роспотребнадзора разработан, помещение для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды над скважиной по <адрес> установлено.

 Данные обстоятельства подтверждаются соответствующей информацией, представленной Юсьвинским ЖКХ в Коми-Пермяцкий отдел Управления Роспотребнадзора.

 Также из материалов дела следует, что администрация Юсьвинского сельского поселения, как учредитель Юсьвинского ЖКХ, неоднократно обращалась в администрацию района с заявками о финансировании мероприятий по устранению выявленных нарушений.

 Администрацией Юсьвинского поселения утверждена муниципальная целевая программа «Водоотведение на территории <адрес> сельского поселения на 2013-2016 годы». В соответствии с данной программой в 2013 году предусмотрено провести техническое и технологическое обследование очистных сооружений, в 2014 году – провести проектно-изыскательские работы, в 2015 и 2016 годах – реконструкцию (строительство) очистных сооружений.

     Согласно Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Юсьвинский муниципальный район» на 2012 -2016 годы предусмотрены мероприятия по проектно-изыскательским работам, реконструкции очистных сооружений <адрес> 2015-2016 года.

 При таких обстоятельствах довод представителя администрации района ФИО5, что не доказан факт выбросов от очистных сооружений и отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности проводить реконструкцию очистных сооружений является несостоятельным. Судом установлено, что очистные сооружения функционируют более 30 лет, ремонтные работы на объекте не проводились. Бесспорно определена изношенность системы и опасность попадания в реку веществ, способных повлечь отравление и заражение. Администрацией Юсьвинского сельского поселения, как собственником объекта данные обстоятельства были приняты во внимание, предприняты определенные меры, администрацией <адрес> проблема также изучена, утвержден план будущих мероприятий по их устранению.

      Поскольку до настоящего времени реконструкция очистных сооружений не проведена, отсутствует проектная документация по реконструкции очистных сооружений, по мнению суда использование сооружений в устаревшем техническим состоянии нарушает требования вышеуказанного Федерального законодательства, и может повлечь за собой неблагоприятные последствия для населения, суд считает необходимым обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения, собственника очистных сооружений и МУП «Юсьвинское ЖКХ», осуществляющего обслуживание данного объекта, устранить данные нарушения.

 Что касается таких нарушений, как отсутствие проектов нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект, а также программы производственного контроля за составом сточных вод и качеством водного объекта реакреационного водопользования, суд считает, что устранение данных нарушений возможно после устранения основных нарушений по разработке проектной документации по реконструкции очистных сооружений в <адрес> и строительства новых очистных сооружений.

 Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения, МУП «Юсьвинское ЖКХ» разработать проектную документацию по реконструкции очистных сооружений <адрес> до 2015 года, начать проведение реконструкции очистных сооружений до 2016 года.

 Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 1 месяца с момента получения мотивированного решения.

 Председательствующий: С.П. Кобелева

 Копия верна

 Судья Юсьвинского районного суда: С.П. Кобелева