Гр. дело ...
УИД ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абалаковой М.П., при секретаре Галсановой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о понуждении прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги за расчетные периоды 2017-2022 годы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд с иском, просит обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирных домах ... а, ..., ул. ...2, 4 ..., произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги за расчетные периоды 2017-2022 годы собственникам вышеуказанных квартир.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности АО «Читаэнергосбыт».
АО «Читаэнергосбыт» с ... по настоящее время производит начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД, при наличии организации, осуществляющей управление МКД – ТСН «<данные изъяты>», ТСН «<данные изъяты> ТСН «<данные изъяты>».
С ... начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, осуществлялось на основании п. 44 Правил .... С ... с учетом изменений п. 44 Правил ..., внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ..., начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в МКД 14а по ..., МКД ... по ул. ...2, МКД ... по ... производится по формуле ... Правил ... в полном объеме, исходя из показаний прибора учета электрической энергии, установленного в указанных МКД.
По результатам проверки ... начальнику Закаменского СБУ ЮО ТП «Энергосбыт Бурятии» АО «Читаэнергосбыт» внесено представление, которое неудовлетворенно, меры к устранению нарушений не предприняты.
... руководителем республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в адрес АО «Читаэнергосбыт» выдано предписание ...-П и в срок до ... возложены обязанности: прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном ... по ул. ...2, ... и произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги собственникам вышеуказанного дома за расчетные периоды 2017 -2022 г.г., исключив из лицевых счетов потребителей плату за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Данное предписание не удовлетворено, обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия, по результатам рассмотрения дела судом отказано в удовлетворении требований АО «Читаэнергосбыт» о признании недействительным и отмене предписания.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований истца, представил суду возражение на иск.
Третье лица ...2, ...4 в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо ...3 в судебное заседание явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. ... представил пояснение на возражение ответчика, в котором просил исковые требования удовлетворить в полном объеме и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Заслушав участников процесса, исследовав исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2, 2.2, 3 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальным услуг гражданам, регулируется Правилами и предоставления коммунальных услуг и пользователям смешений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее правила № 354) из которых следует, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); ресурс снабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно п.п. 8,9 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяется в договоре управления многоквартирном доме.
В соответствии с п. 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» изменены положения ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ таким образом, что с момента вступления данного закона в силу с 01.01.2017 г., плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится не в составе платы за коммунальные услуги, а в составе платы за содержание жилого помещения.
Из материалов дела следует, что предоставление коммунальных услуг по электроснабжению жителям МКД по адресам: ... а, ул. ...2, 4, Ленина, 40 ... осуществляет ресурсоснабжающая организация АО «Читаэнергосбыт».
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ...... АО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО «МРСК Сибири» на территории Республики Бурятия.
Решением общих собраний собственников помещений многоквартирных домов ...а по ..., ... по ул. ...2, ... по ... выбран способ управления многоквартирным домом - ТСН «Добрые соседи», ТСН «Рябина», ТСН «Светлый».
Согласно сведениям ГИС ЖКХ исполнителем коммунальных услуг по указанным объектам (МКД ...а, ..., МКД ..., ул. ...2, МКД ..., ...) являются - ТСН «<данные изъяты> ТСН «<данные изъяты>», ТСН <данные изъяты>», соответственно.
С учетом действующего правового регулирования, ТСН «<данные изъяты>», ТСН «<данные изъяты> ТСН «<данные изъяты>», несут ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В многоквартирных домах ...а по ..., ... по ул. ...2, № по ... собственниками помещений не принято решений о включении прямых договоров с РСО.
Таким образом, именно исполнитель коммунальных услуг обязан производить начисления за объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующая плата должна вноситься на его счет.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой района в сфере ЖКХ, АО «Читаэнергосбыт» с ... по настоящее время производит начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД, при наличии организации, осуществляющей управление МКД – ТСН «<данные изъяты>», ТСН «<данные изъяты>», ТСН «<данные изъяты>».
С ... начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, осуществлялось на основании п. 44 Правил № 354.
С ... с учетом изменений п. 44 Правил ..., внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ..., начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в МКД ... по ..., МКД ... по ул. ...2, МКД ... по ... производится по формуле ... Правил ... в полном объеме, исходя из показаний прибора учета электрической энергии, установленного в указанных МКД.
В нарушение вышеуказанных требований жилищного законодательства РФ, АО «Читаэнергосбыт» не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов МКД плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем и не осуществляет управление МКД.
Поэтому не могут быть признаны состоятельными доводы возражения ответчика о законном начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, результаты прокурорской проверки подтверждают факт того, что ответчиком указанные требования закона не исполняются, что явилось основанием для подачи настоящего иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. При этом, доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ, ответчиком не представлено.
Довод третьего лица ...3 о компенсации морального вреда судом не может быть принят во внимание, поскольку ...3 указывает на нарушение ответчиком его имущественных прав. Однако ст. 151 ГК РФ не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в таких случаях.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «...» в размере 6000 рублей по требованию неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ...2, являющейся собственником .... 14 «а» по ....
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ...3, являющемуся собственником .... 4 по ул. ...2, ....
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ...4, являющейся собственником .... 40 «а» по ....
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги за расчетные периоды 2017 -2022 ...2, являющейся собственником .... 14 «а» по ..., ...3, являющемуся собственником .... 4 по ул. ...2, ..., ...4, являющейся собственником .... 40 «а» по ..., исключив из лицевых счетов плату за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей в доход бюджета МО «...».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Закаменский районный суд РБ.
Решение в окончательной форме принято ...
Судья М.П. Абалакова