Дело №2-6\14
поступило 20.09.2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
9 января 2014г. г. Барабинск.
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
при секретаре Токаревой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к администрации Барабинского района о взыскании денежных средств, заявление третьего лица на стороне истца, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО9 к администрации Барабинского района о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратилась в суд с иском к администрации Барабинского района, в котором просила суд обязать ответчика предоставить ей субсидию на приобретение жилого помещения- 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м. по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет №, открытый на имя продавца ФИО9 в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ №. Структурное подразделение №, почтовый <адрес> в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. №, взыскать с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>., обосновывая свои требования правом члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.( л.д.5-10)
В ходе рассмотрения дела истец частично изменила заявленные требования и просит суд взыскать с ответчика субсидию в размере <данные изъяты> на приобретение жилого помещения- 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м. по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области путем, перечисления денежных средств на расчетный счет № открытый на имя продавца ФИО9 в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ №. Структурное подразделение №, почтовый <адрес> в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. № в пользу ФИО9, взыскать с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> обосновывая свои требования правом члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.( л.д.102-103,104)
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении, в письменных пояснениях относительно заявленных исковых требований, сослалась на наличие у неё права на получение субсидии для приобретения жилого помещения как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г., нуждающегося в улучшении жилищных условий, и нарушением указанного права ответчиком, которому переданы государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Истец указывает, что ответчик отказывает в предоставлении ему единовременной денежной выплаты в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение- 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., приобретенное истцом по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного 03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, на счет продавца жилого помещения- ФИО9, открытый в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ № структурное подразделение №, несмотря на то, что им ответчику в установленный срок ( до 3 месяцев со дня направления ответчиком истцу письменного уведомления № от 14.07.2011г. о предоставлении единовременной денежной выплаты) был предоставлен оригинал договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец указывает, что ответчик необоснованно требует от него предоставления документов, подтверждающих, что истец приобрел в собственность всю квартиру <адрес> т.к. приобретение жилья меньшей площади чем та, которая установлена законом, не является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Истец указывает, что приведенный довод ответчика был предметом исследования Дзержинского районного суда г. Новосибирска и суда апелляционной инстанции по гражданскому делу по иску истца к ФИО6, администрации Барабинского района, муниципальному образованию <данные изъяты> сельского совета <адрес> о признании сделки купли- продажи ФИО8 у ФИО6 - 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., от 28.09..2011г.недействительной, о признании незаконным решения администрации Барабинского района об отказе в предоставлении субсидии и признании незаконным решения муниципального образования <данные изъяты> сельского совета <адрес> от 08.11.2011 г. № о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении, по которому исковые требования ФИО8 были удовлетворены, и этими судебными инстанциями указанный довод администрации был признан незаконным.
В обоснование требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, истец ссылается на ч.1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что ответчик должен нести ответственность за неисполнения денежного обязательства.( л.д.5-11,96-99)
ФИО9, привлеченная к участию по делу по первоначальному иску в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать её третьим лицом с самостоятельными требованиями относительно предмета спора и принятии её заявления к администрации Барабинского района о взыскании в её пользу стоимости проданного жилого помещения- 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м. по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет №, открытый на имя продавца ФИО9 в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ № структурное подразделение №, почтовый <адрес> в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. № третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора в рассматриваемом гражданском деле по иску ФИО8 к администрации Барабинского района Новосибирской области о взыскании денежных средств.
Определением суда от 18.12.2013г. ФИО9 признана третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, в рассматриваемом гражданском деле по иску ФИО8 к администрации Барабинского района Новосибирской области о взыскании денежных средств, её заявление принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.( л.д.193-195)
ФИО9 в обоснование заявленного ею искового требования указала, что стоимость проданного ею недвижимого имущества по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, не оплачена, что она согласна с иском ФИО8, что ответчиком- администрацией Барабинского района, ( л.д. 184-185)
Представитель ФИО8, ФИО9 в судебном заседании поддержали обстоятельства, указанные в исковом заявлении и письменных пояснениях относительно заявленных исковых требований ФИО8, в заявлении ФИО9
Администрация Барабинского района исковые требования ФИО8 не признала, указывая в отзыве на иск на то, что истцом был представлен договор купли- продажи жилого помещения- 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., заключенный 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, который не соответствует требованиям, установленным п.3.1. ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", к размеру площади жилого помещения, на приобретение которого предоставляется единовременная денежная выплата. Договор купли – продажи жилого помещения общей площади жилья не менее 36 квадратных метров, зарегистрированный в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истцом не был представлен, поэтому у администрации не было основания для предоставления единовременной денежной выплаты истцу в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение, приобретаемое на территории Российской Федерации, на счет продавца жилого помещения.
18.11.2013 комиссией по проверки учетных дел было принято решение об исключении ФИО10 из списка ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. она улучшила свои жилищные условия, приобретя благоустроенное жилое помещение -1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., и было рекомендовано администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> рассмотреть вопрос о снятии ФИО8 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеет в собственности 23 кв.м. общей жилой площади, в обеспечении жильем со стороны государства на основании закона не нуждается.
26.11.2013г. постановлением администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> ФИО8 была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.( л.д. 167-168)
Аналогичные пояснения представитель администрации Барабинского района дала в судебном заседании, также пояснив, что по указанным обстоятельствам администрация не признает требования ФИО9
Истец ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Суд, исходя из положений ч.1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, учитывая мнение лиц, участвующих в судебном заседании, определил о возможности рассмотрения дела в отсутствии истца.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к мнению, что заявленные требования ФИО8 подлежат удовлетворению частично, заявленное требование ФИО9 не подлежит удовлетворению в виду следующих обстоятельств.
ФИО8 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ФИО1 и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 ФЗ « О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, что следует из справки отдела пособий и социальных выплат <адрес> от 22.11.2010г. №, основанием выдачи которой явилась справка объединенного Военного комиссариата <адрес> № от 23.11.2010г.( л.д. 128), из указанной справки военкомата( л.д. 127), а также решения Барабинского районного суда Новосибирской области от 10.11.2010г., установившим факт состояния в фактических брачных отношениях с 21.10.1941г. по 28.05.2001г. ФИО8 с ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ из свидетельства о смерти ФИО1( л.д. 133).
Согласно ст. 21 п.1 пп.4 и п.2 пп.3 ФЗ « О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"независимо от даты постановки на учет граждан нуждающихся в жилых помещения, о чем Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Приведенное обстоятельство свидетельствует о праве членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ « О ветеранах» не зависимо от времени их постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
ФИО8 03.12.2010г. распоряжением главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует их распоряжения № ( л.д. 121).
Нуждаемость в жилом помещении ФИО8 подтверждена договором социального найма № от 17.05.2008г. жилого помещения - квартиры <адрес> общей площадью 52 кв.м.( л.д. 134-137), справкой с места жительства от 25.11.2010 г. №, из которой следует, что членами семьи ФИО8 являются её дочь ФИО2, внуки ФИО3, ФИО4( л.д. 124), уведомлениями Росреестра об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на ФИО8, ФИО3, ФИО5, ФИО4, согласно которых записи о регистрации прав на объекты недвижимости указанных лиц отсутствуют( л.д. 140, 142,144,.146), справками ОГУП « Техцентр НСО», согласно которых за ФИО3, ФИО5, ФИО4 по данным технического учета объекты недвижимости не учтены( л.д. 141,143,145)
Решением одиннадцатой сессии Совета депутатов <данные изъяты> совета депутатов <адрес> четвертого созыва от 12.05.2011г. № «Об учетных нормах и нормах предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не менее 16,0 квадратных метров общей жилой площади жилого помещения на одного члена семьи.
Пунктом 3.1 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» предусмотрено, что по письменным заявлениям членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В п.12 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно ст. ст.1-3 Закона Новосибирской области
от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан
жилыми помещениями» отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в частности, Барабинский район, на неограниченный срок.
Согласно п.11 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из ст.1 ч.1.2 Закона Новосибирской области
от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан
жилыми помещениями» следует, что жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договорам социального найма в размере не менее 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ст.1 п.3 Закона Новосибирской области
от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан
жилыми помещениями» по письменным заявлениям членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с ч. 1.2 настоящей статьи, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Новосибирской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Пунктом 3 п.п.2 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» предусмотрено, что при определении объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны исходят из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.6 ч.1 Закона Новосибирской области
от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан
жилыми помещениями» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, которым указанным Законом наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, осуществляется путем предоставления местным бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета Новосибирской области на очередной финансовый год.
Субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, рассчитываются исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Новосибирской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, что следует из ч.2 ст.6 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» и Методики расчета субвенций на обеспечение граждан жилыми помещениями, являющей приложением к указанному Закону.
Порядок расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области для обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, на которые распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, вставших на учет до 1 января 2005 года, определен в Положении о порядке расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 26.12.2008 №
В п.13 п.п. 1 указанного Положения определено, что в случае изъявления членами семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, желания получить единовременную денежную выплату на приобретение жилья гражданин заполняет заявление о принятии им решения получить единовременную денежную выплату и предъявляет его органу местного самоуправления.
ФИО8 предъявила в администрацию Барабинского района заявление о принятии ею решения получить единовременную денежную выплату, что подтверждается заявлением, представленным ответчиком( л.д. 149).
Согласно п.13 п.п. 2 указанного Положения орган местного самоуправления после поступления субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области в срок до 10 рабочих дней направляет гражданину письменное уведомление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения общей площадью не менее 36 квадратных метров для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Администрацией Барабинского района 14.07.2011г. направлено ФИО8 письменное уведомление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 36 квадратных метров № что подтверждается уведомлением.
В п.п.3 п.13 указанного Положения определено, что в срок до 3 месяцев со дня направления органом местного самоуправления гражданину письменного уведомления о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин предоставляет в орган местного самоуправления: оригинал договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; оригинал документа, подтверждающего оплату разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и выделенной единовременной денежной выплатой (в случае превышения стоимости жилого помещения над размером единовременной денежной выплаты).
ФИО8 в администрацию Барабинского района были представлены договор купли- продажи от 16.08.2011 г., заключенный между ФИО8 и ФИО6, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 46.7 кв.м., договор купли- продажи от 28.09.2011 г., заключенного между ФИО8 и ФИО9, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права ФИО8 на указанное имущество, что подтверждается указанными документами( л.д. 156-166).
В п.п.4 п.13 указанного Положения определено, что после получения указанных в подпункте 3 пункта 13 настоящего Положения документов орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней предоставляет единовременную денежную выплату гражданину в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение, приобретаемое на территории Российской Федерации, на счет продавца жилого помещения.
Администрация Барабинского района, рассмотрев представленные ФИО8 документы в подтверждение приобретения жилого помещения, приведенные выше, приняла решение об отказе ей в выплате единовременной денежной выплаты согласно уведомления администрация Барабинского района от 14.07.2011г. №, о чем уведомила ФИО8 письмом от 01.11.2011г. №, что подтверждается указанным документом( л.д. 21-22)
ФИО8 обжаловала отказ администрации Барабинского района ей в выплате единовременной денежной выплаты согласно уведомления администрации Барабинского района от 14.07.2011г. №, а также решение муниципального образования - <данные изъяты> сельского совета <адрес> от 08.11.2011г. № о снятии с учета граждан нуждающихся в улучшении в жилом помещении, оспорила договор купли- продажи от 16.08.2011 г., заключенный между ФИО8 и ФИО6, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., в Дзержинском районном суде г. Новосибирска, которым 24.08.2012 г. было вынесено решение о признании недействительным договора купли- продажи от 16.08.2011 г., заключенного между ФИО8 и ФИО7 жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., о признании незаконным решения администрации Барабинского района от 01.11.2011г. № об отказе
в предоставлении ФИО8 субсидии в сумме <данные изъяты> для приобретения жилья и обязании администрации Барабинского района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО8, о признании незаконным решения муниципального образования - <данные изъяты> сельского совета <адрес> от 08.11.2011г. № о снятии с учета граждан нуждающихся в улучшении в жилом помещении и обязании <данные изъяты> сельского совета <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО8
Приведенное обстоятельство подтверждается решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24.08.2012( л.д. 24-26), а также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20.12.2012г., которым указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Барабинского района без удовлетворения( л.д. 27-28)
На основании приведенного решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска судом был выдан исполнительный лист серия № с предметом исполнения « Признать незаконным решение администрации Барабинского района от 01.11.2011г. № об отказе
в предоставлении ФИО8 субсидии в сумме <данные изъяты> для приобретения жилья и обязать администрацию Барабинского района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО8», что подтверждается копией исполнительного листа( л.д. 29-32), на основании которого судебным приставом – исполнителем ОСП по Барабинскому району 30.01.2013г. было возбуждено исполнительное производство № что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства( л.д. 33-34)
Судом также установлено, что решением Дзержинского районного суда <адрес> судом от 21.10.2013г. по иску ФИО6 к ФИО8 были применены последствия недействительности договора купли- продажи от 16.08.2011 г., заключенного между ФИО8 и ФИО6, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., ФИО8 была обязана возвратить ФИО6 указанное жилое помещение, восстановлено право ФИО6 на 1\2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., что подтверждается указанным решением( л.д. 100-101)
В исполнение решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24.08.2012 г. распоряжением главы <данные изъяты> сельского совета <адрес> от 01.04.2013 № ФИО8 была восстановлена в списках очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, что следует из данного распоряжения( л.д. 154)
В тоже время администрация Барабинского района в целях исполнения решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24.08.2012 г. уведомила судебного пристава – исполнителя ОСП по Барабинскому району, ФИО8 о том, что отменяет решение администрации Барабинского района от 01.11.2011г. № и предложила ей представить договор купли -продажи жилого помещения, отвечающего требованиям законодательств, что следует из писем администрации Барабинского района в адрес ФИО8 от 31.05.2013г. №( л.д. 46), в адрес Барабинского отдела ССП от 31.05.2013 №( л.д. 44)
Из пояснений представителя ФИО8 и представителя администрации следует, что администрация не предоставила единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения ФИО8 в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение, приобретаемое на территории <адрес>, на счет продавца до настоящего времени, предлагая ФИО8 представить договор купли -продажи жилого помещения общей площадью не менее 36 квадратных метров, считая, что предоставленный ФИО8 договор купли- продажи жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., заключенный 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированный 03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, не подтверждает приобретение жилого помещения в целях реализации права на такую меру социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, как получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, т.к. общая площадь приобретенного жилого помещения меньше 36 кв.м.,с чем не согласна ФИО8
Как указано выше ФИО8 в администрацию Барабинского района представлен договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ФИО8 и ФИО9, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м.( л.д. 160-162)
В указанном договоре имеются специальные регистрационные надписи, выражающие содержание сделки: произведена регистрация договора купли- продажи, произведена регистрация права собственности, произведена регистрация ипотека в силу закона, совершенные в соответствии с ст. 14 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 07.1997г. №
Согласно п.2 ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть квартиры относится к жилым помещениям.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО8 приобрела в собственность жилое помещение- часть квартиры <адрес> общей площадью 46.7 кв.м., в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности, что соответствует 23,35 кв.м. общей площади, в целях реализации права на такую меру социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, как получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и представила в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оригинал договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п.п.3 п.13 Положения о порядке расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Так как ФИО8 приобретено жилое помещение меньшей площади, чем предусмотрено пунктом 3.1 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах», ст.1 ч.1.2 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», и предоставлен оригинал договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, администрация Барабинского района в течение 5 рабочих дней должна была предоставить единовременную денежную выплату ФИО8 в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение, приобретаемое на территории <адрес>, на счет продавца жилого помещения, исходя из площади приобретенного жилого помещения- 23, 35 кв.м., и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Новосибирской области -субъекту Российской Федерации, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации согласно указанных выше правовых актов.
Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Новосибирской области на момент приобретения ФИО8 жилого помещения установлена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № от 30.09.2010г. « О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации на 4 квартал 2010г.», которая составляет 32100 кв.м.
Согласно п.3 договора купли- продажи от 28.09.2011 г., заключенного между ФИО8 и ФИО9, жилого помещения в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., ФИО9 продала ФИО8 вышеуказанный объект за 1155000руб. ( л.д. 160-162)
Следовательно, ФИО8 имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в сумме <данные изъяты>( исходя из площади приобретенного жилого помещения- 23, 35 кв.м., и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Новосибирской области), которую администрация Барабинского района должна была предоставить в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение на счет продавца жилого помещения- ФИО9, в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ № структурное подразделение №, сведения о котором указаны в договоре купли-продажи, в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. №
Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие ему гражданские права.
ФИО8 по своему выбору реализовала предоставленное ей ФЗ « О ветеранах» право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, выбрав по своему усмотрению категорию жилья, его площадь, иные характеристики.
ФЗ « О ветеранах», Закон Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» обязывает орган местного самоуправления, в данном случае Барабинского района, обеспечить указанную категорию граждан жильем определенной площади. Однако, граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащим им правом и могут реализовать его на иных условиях по сравнению с тем, которые определены законом, если это не выходит за рамки и находится в пределах объема предоставленного права.
Приобретение жилого помещения меньшей площади, чем та, которая установлена законом, не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и не предоставление администрацией Барабинского района единовременной денежной выплаты ФИО8 в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение, приобретаемое на территории <адрес>, на счет продавца жилого помещения ФИО9 в сумме <данные изъяты> является неправомерным.
В тоже время довод ФИО8 о том, что единовременная денежная выплата на приобретение жилья администрацией Барабинского района должна быть предоставлена в сумме <данные изъяты> является не состоятельным в виду приведенных выше обстоятельств и правовых норм.
Из представленных администрацией Барабинского района документов, следует, что ФИО8 документ, подтверждающий оплату разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и выделенной единовременной денежной выплатой (в случае превышения стоимости жилого помещения над размером единовременной денежной выплаты) в соответствии с п.п.3 п.13 Положения о порядке расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, в администрацию не представлен.
Однако, в указанном Положении, а также Законе Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» не предусмотрено право органа местного самоуправления отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в случае непредставления документа, подтверждающего оплату разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и выделенной единовременной денежной выплатой (в случае превышения стоимости жилого помещения над размером единовременной денежной выплаты).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что первое исковое требование истца подлежит частичному удовлетворению.
Учитывая, что предоставление единовременной денежной выплаты гражданину производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств за жилое помещение на счет продавца жилого помещения, администрация Барабинского района подлежит обязыванию перечислить субсидию за приобретенное ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ уроженкой <адрес>, жилое помещение в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного 03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, в сумме <данные изъяты> на расчетный счет №, открытый на имя продавца ФИО9 в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ №, структурное подразделение №, в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. № что не выходит за пределы заявленного ФИО8 требования, которое по его смыслу направлено на восстановление нарушенного права путем перечисления единовременной денежной выплаты на счет продавца жилого помещения- ФИО9
Требование ФИО9 о взыскании процентов за пользования чужими денежные средствами не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Согласно ч.1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
По смыслу ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах», ст.1 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» ФИО8 имеет право на меру социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма либо в собственность или приобретение жилого помещения путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение, что не является денежным обязательством администрации Барабинского района перед ФИО8
Следовательно, предусмотренного законом основания для удовлетворения требования ФИО9 о взыскании процентов за пользования чужими денежные средствами нет.
Заявленное требование ФИО9 не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Иные основания указаны в ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданские обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
ФЗ « О ветеранах», Закон Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», Положение о порядке расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года не содержат норм в соответствии, с которыми у администрации Барабинского района могло возникнуть обязательство перед ФИО9 на предоставление указанной выше единовременной денежной выплаты.
Администрация Барабинского района не является стороной по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, вследствие чего по смыслу ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации у администрации не возникло перед ФИО9 обязанности по оплате приобретенного имущества.
Оценивая представленный администрацией Барабинского района протокол комиссии по проверке учетных дел от 18.11.2013г. № 4( л.д. 115-117) об исключении ФИО8 из списка ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. по Барабинскому району, постановление администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> от 26.11.2013г. № « О снятии с учета граждан принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» о снятии с учета ФИО8( л.д. 169) в совокупности с приведенными выше обстоятельствами и правовыми нормами, суд приходит к мнению, что решение комиссии, постановление администрации не основаны на законе- ФЗ « О ветеранах», Законе Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», Жилищного кодекса Российской Федерации, вследствие чего являются незаконными и не могут повлиять на решение суда.
Решая вопрос о возмещении судебных расходов, суд руководствуется ст.88, ст.98, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как ответчиком по настоящему гражданскому делу является орган местного самоуправления, то в соответствии с п.19ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты государственной пошлины при участии по делу в качестве истца и ответчика в суде.
Руководствуясь ст. 194-ст.199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО8 удовлетворить частично.
Обязать администрации Барабинского района перечислить субсидию за приобретенное ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ уроженкой <адрес>, жилое помещение в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 46.7 кв.м., по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного 03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, в сумме <данные изъяты> на расчетный счет №, открытый на имя продавца ФИО9, в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ №, структурное подразделение №, в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. №
Отказать ФИО8 в удовлетворении искового требования о взыскании с администрации Барабинского района процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>
Отказать ФИО9 в удовлетворении искового требования о взыскании с администрации Барабинского района стоимости 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 46.7 кв.м., по договору купли- продажи, заключенному 28.09.2011г. между ФИО8 и ФИО9, зарегистрированного 03.10.2011г. Управлением Росреестра по Новосибирской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет №, открытый на имя продавца ФИО9, в ОАО « Сбербанк России», филиал Центральное ОСБ № структурное подразделение №, в соответствии с Уведомлением от 14.07.2011г. №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме составлено 16.01.2014г.
судья