Дело № 2-6/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 10 января 2019 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре П.,
с участием заместителя прокурора Ординского района Меньшиковой Н.С.,
представителя ответчика – Ординское сельское поселение в лице администрации Ординского муниципального района Пермского края ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ординского района Пермского края к Ординскому сельскому поселению в лице администрации Ординского муниципального района Пермского края о возложении обязанности организовать в границах сельского поселения водоотведение в соответствии с экологическими и санитарно- эпидемиологическими нормами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к муниципальному образованию- Ординскому сельскому поселению в лице администрации поселения о возложении обязанности организовать водоотведение в с.Орда, путем строительства очистных сооружений. В дальнейшем прокурором подано уточненное исковое заявление, согласно которому требования, предъявленные к администрации Ординского сельского поселения, переадресованы муниципальному образованию - Ординское сельское поселение в лице администрации Ординского муниципального района Пермского края, просят возложить на ответчика обязанность организовать водоотведение в с.Орда в соответствии с экологическими и санитарно- эпидемиологическими нормами в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проверки было установлено отсутствие очистных сооружений в с.Орда. Сброс сточных, в том числе, канализационных вод, производится на рельеф местности, в соответствии с Распоряжением главы муниципального района от № северо-восточнее границы с.Орда в <данные изъяты> метрах от автодороги «Голдыри - Октябрьский», что не соответствует действующему природоохранному и санитарно- эпидемиологическому законодательству. Указанная ситуация создает угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу причинения вреда водным объектам и земле, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ординского муниципального района ФИО1, не оспаривая необходимость решения вопроса по водоотведению, пояснил, что действительно в настоящее время жидкие отходы вывозятся за территорию с.Орда, где сливаются в определенном распоряжением главы района месте. Какие-либо очистные сооружения на территории сельского поселения и муниципального района отсутствуют. Между тем, данный вопрос неоднократно поднимался. На сегодняшний день разработан проект по строительству очистных сооружений, стоимость его реализации составляет <данные изъяты> млн. рублей. Годовой бюджет поселения составляет <данные изъяты> млн. рублей. Строительство очистных сооружений возможно только за счет средств субсидии из краевого бюджета, которая составляет около <данные изъяты> млн. ежегодно. Каких-либо других средств для финансирования данного мероприятия не имеется. Полагает, что реальным сроком строительства очистных сооружений является ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В силу ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании ч.1 ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения определяются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
При этом, в силу ч.3 указанной выше статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 ??3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены, в том числе, вопросы организации в границах поселения водоотведения.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охраной окружающей среды является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
На основании ч.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно справке по проведенной прокуратурой Ординского района Пермского края проверке от ДД.ММ.ГГГГ года в части исполнения законодательства при утилизации жидких бытовых отходов из выгребных ям жилой застройки в с.Орда, жидкие отходы, выкачиваемые из выгребных ям, сливаются на участок местности, расположенный северо-восточнее границы п.Орда в <данные изъяты>. от автодороги «Голдыри-Октябрьский», не оборудованный в установленном порядке для этих целей, что не соответствует действующему законодательству в области охраны окружающей среды и санитарно- эпидемиологическому законодательству. (л.д. 5-7).
Согласно справке старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ года, в рамках совместной с прокуратурой Ординского района проверки законодательства при осуществлении деятельности по транспортировке, утилизации (сбросу) жидких бытовых отходов из выгребных ям жилой застройки с.Орда установлено, что место слива ЖБО- участок местности площадью около <данные изъяты> кв. м., расположенный северо-восточнее границы п.Орда в 2500м. от автодороги «Голдыри-Октябрьский». Место слива ЖБО расположено между земельными участками сельскохозяйственного назначения и отсутствует в государственном реестре объектов размещения отходов, что является недопустимым. В ходе проведения проверки были взяты пробы почвы и сточных вод. Установлено, что концентрации загрязняющих веществ в почве и сточных водах превышают нормативы предельно допустимых концентраций. К справе прилагается фототаблица, подтверждающая наличие выявленных нарушений и протоколы результатов отбора проб воды и почвы, а также протоколы результатов химического анализа воды и почвы, свидетельствующие о наличии загрязнения почвы и вод (л.д. 9-17).
Согласно Распоряжению главы Ординского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года местом слива хозяйственно- бытовых стоков определен участок, расположенный северо-восточнее от границы с.Орда в <данные изъяты> метрах от автодороги «Голдыри-Октябрьский» (л.д.20).
Факт сброса (слива) жидких хозяйственно- бытовых отходов на рельеф местности подтверждается также объяснениями ФИО2, ФИО3, полученными в ходе проведения проверки прокуратурой, справкой МП «Теплоплюс» ( л.д. 21, 22-23, 24).
Согласно решению Совета депутатов Ординского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года №, опубликованному ДД.ММ.ГГГГ года, в Устав поселения внесены изменения, в соответствии с которыми в структуре органов местного самоуправления поселения отсутствует местная администрация, ее полномочия исполняются администрацией Ординского муниципального района- п. 7 (л.д. 146-153, 154-157 ).
Согласно п.6 изменений в Устав Ординского муниципального района Пермского края, утвержденных Решением Земского Собрания Ординского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года №, на администрацию Ординского муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Ординского сельского поселения, являющегося административным центром Ординского муниципального района, по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ординского сельского поселения федеральными и краевыми законами. Решение зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2018 года, опубликовано 03.10.2018 года (л.д. 136-142, 143-145).
Следовательно, на день рассмотрения дела полномочия администрации Ординского сельского поселения по решению вопросов местного значения поселения исполняет администрация Ординского муниципального района Пермского края.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение указанных выше норм законодательства, вопрос, относящийся к ведению Ординского сельского поселения в лице администрации Ординского муниципального района Пермского края по организации водоотведения на момент вынесения решения суда не решен. Следовательно, исковые требования прокурора об организации водоотведения в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими нормами являются законными и обоснованными.
Как следует из заключения государственной экспертизы по объекту капитального строительства «Очистные сооружения биологической очистки сточных вод в с.Орда» стоимость строительства очистных сооружений в ценах ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты>. (л.д. 73-123).
Согласно представленным в материалы дела представителем ответчика проекту решения Совета депутатов Ординского сельского поселения о бюджете Ординского сельского поселения на 2019 год и плановый период- 2010-2021 годов, прогнозируемый объем доходов бюджета поселения составляет <данные изъяты> млн. рублей. (л.д. 53-61, 62-72). Исходя из этого, заслуживают внимания пояснения представителя ответчика о том, что только за счет средств бюджета поселения организация водоотведения путем строительства очистных сооружений в короткие сроки невозможна. Между тем, с учетом социальной значимости и необходимости организации водоотведения отложение решения данной проблемы может привести к значительному ухудшению санитарно- эпидемиологического благополучия населения. С учетом изложенного, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда- до 01.01.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ординского района удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование- Ординское сельское поселение Ординского муниципального района Пермского края в лице администрации Ординского муниципального района Пермского края обязанность организовать водоотведение в с.Орда Ординского района Пермского края в соответствии с экологическими и санитарно эпидемиологическими нормами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
Судья подпись Т.С. Вавикина
.
.