ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6/2012 от 27.01.2012 Мценского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2012 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

при секретаре Тарасовой С.В.,

с участием истца ФИО1, представителя истца - адвоката Билык В.П., представившей ордер и удостоверение , представителя ответчика администрации города Мценска Орловской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Мценска Орловской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Мценска Орловской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований она ссылается на то, что до Дата работала в финансовом управлении администрации города Мценска в должности <...>, откуда была уволена в связи с выходом на пенсию. На момент увольнения ее муниципальный стаж составил <...> лет, из которых <...> лет она замещала высшие муниципальные должности. С Дата к ранее назначенной трудовой пенсии по старости ей была установлена доплата в соответствии с действовавшим в тот период Законом Орловской области от 14.08.1997 года № 46-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» и Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 20.05.1999 года № 33 (320-ГС).

9 января 2008 года был принят Закон Орловской области № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», частью 5. ст. 35 которого гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, предоставлено право перехода от ранее назначенных доплат к государственным пенсиям на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом. Воспользовавшись этим правом, 9 июня 2008 года она обратилась в администрацию города Мценска с соответствующим заявлением. Размер пенсии муниципальных служащих на тот период исчислялся исходя из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения, и не превышающего 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы. В соответствии с данной нормой размер пенсии за выслугу лет был рассчитан по схеме: должностной оклад (<...> умножили на коэффициент 2,3, умножили на <...>%, и полученную сумму <...> уменьшили на размер трудовой пенсии <...>. Таким образом, по состоянию на Дата ее пенсия за выслугу лет на муниципальной службе составила <...> рублей.

25 декабря 2008 года Законом Орловской области № 858-ОЗ внесены изменения в ст. 23 Закона «О муниципальной службе в Орловской области», согласно которым на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области».

В свою очередь ч. 4 ст. 53 Закона Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему Орловской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области. Во исполнение данного правого акта 23 марта 2009 года Мценским городским Советом народных депутатов принято Решение № 219-МПА «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске». Согласно данным изменениям, изложенная в новой редакции ст. 3 Положения предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. При этом, размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. Однако ч. 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов № 219-МПА предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие только на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года. Таким образом, муниципальные служащие, являющиеся получателями пенсии за выслугу в соответствии с Законом Орловской области № 736-ОЗ и ушедшие на пенсию до 10 января 2010 года, были лишены права на перерасчет размера пенсии в соответствии с новым порядком, применяемым для расчета пенсии за выслугу лет лицам, ушедшим на пенсию после 10 января 2010 года.

Решением Мценского районного суда Орловской области от Дата, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от Дата, часть 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года № 219-МПА «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» признана противоречащей Закону Орловской области № 487-ОЗ и недействующей со дня принятия муниципального правового акта. Таким образом, изменения, внесенные Решением Мценского городского Совета народных депутатов № 219-МПА, распространяются на муниципальных служащих, вышедших на пенсию до его принятия, что дает истице право на перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 140-МПА (в ред. Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 № 219-МПА) «О Положении «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске». Однако, не смотря на решение суда о признании муниципального правового акта недействующим в части, Решение Мценского городского Совета народных депутатов № 219-МПА до настоящего времени не приведено в соответствие с действующим областным законодательством.

Так как указанный муниципальный правовой акт не содержит информации, необходимой для определения ежемесячного денежного содержания истицы для перерасчета пенсии размера пенсии за выслугу лет, а ее обращение в администрацию города Мценска по данному вопросу оставлено без ответа, руководствуясь положениями федерального и областного законодательства, она определила размер своего ежемесячного денежного содержания в <...> рублей, исходя из которого размер ее пенсии за выслугу лет должен составлять <...> рублей. Однако до настоящего времени размер ее пенсии за выслугу лет определяется в размере 2,3 от должностного оклада и составляет в месяц <...> рублей, ежемесячная недоплата муниципальной пенсии составляет <...> рубля, а сумма недоплаты за период с 10 января 2009 года по ноябрь 2011 года - <...> рублей.

Поскольку, по мнению истца, прежний порядок расчета пенсии за выслугу лет нарушает и ущемляет ее права, ставит в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими города Мценска, которым данная пенсия назначена с 10 января 2009 года, а отказ администрации города Мценска в удовлетворении ее заявления о перерасчете пенсии за выслугу лет противоречит федеральному и областному законодательству, просит признать действия администрации города Мценска неправомерными и нарушающими ее права, просит обязать администрацию города Мценска внести изменения в Решение Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 140-МПА (в ред. Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 25.10.2010 № 364-МПА), обеспечивающее его соответствие Конституции РФ, федеральному и областному законодательству в части соблюдения принципа равенства при осуществлении пенсионных прав при перерасчете пенсии за выслугу лет бывшим муниципальным служащим, а также просит обязать администрацию города Мценска произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 10 января 2009 года, исходя из ежемесячного денежного содержания, рассчитанного в соответствии с Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 № 136-МПА «О Положении «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», и взыскать в ее пользу с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет с 10 января 2009 года по 30 ноября 2011 года в размере <...> рубля с применением индекса роста потребительских цен.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 уточнила исковые требования, просит признать действия администрации города Мценска, заключающиеся в отказе ей перерасчета пенсии за выслугу лет, неправомерными и нарушающими ее права, просит обязать администрацию города Мценска произвести ей перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года, исходя из ежемесячного денежного содержания, определенного в соответствии с Положением «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», утвержденным Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 № 136-МПА по соответствующей замещавшейся должности муниципальной службы города Мценска (согласно Реестра должностей муниципальной службы в Орловской области), а также просит взыскать в ее пользу с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года (за <...> месяца) в сумме <...> рублей с применением индекса потребительских цен в Орловской области. Кроме того, просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <...> рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям, а так же пояснила, что поскольку она на момент увольнения (Дата год) занимала должность <...> администрации г. Мценска, то ежемесячное денежное содержание <...> администрации г. Мценска на 1 апреля 2009 года составляло <...> рубля, и включало четыре составляющих: 1) должностной оклад - <...> рублей; 2) ежемесячная надбавка за выслугу лет (30% от должностного оклада) - <...> рублей; 3) надбавка за особые условия труда (<...>% от должностного оклада) <...>; 4) ежемесячное денежное поощрение (в размере должностного оклада) - <...> рублей. В связи с чем ее пенсия за выслугу лет с 1 апреля 2009 года должна быть рассчитана в следующем порядке: <...> рублей за минусом трудовой пенсии по состоянию на 1 апреля 2009 года - <...> рублей, и составила бы <...>. А ей с 1 апреля 2009 года ответчиком производилась выплата пенсии за выслугу лет из расчета: должностной оклад по соответствующей должности - <...> рублей х 2,3 = <...> х 75 % = <...> - за минусом трудовой пенсии <...> рублей = <...> рублей. Таким образом, разница в выплате пенсии с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года составила <...> рублей, что с учетом индексации составит <...> рублей. Поэтому она просит обязать администрацию произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2009 года исходя из размера ежемесячного денежного содержания муниципального служащего по соответствующей должности, а именно из <...> рублей, и взыскать с ответчика недовыплаченную пенсию с учетом индексации - <...> рублей.

Представитель истца ФИО1 - Билык В.П. исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО1 является бывшим муниципальным служащим со стажем <...> лет. На основании Закона Орловской области от 14.08.1997 года № 46-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» ФИО1 имела право на доплату к государственной пенсии. Данная доплата была ей установлена с Дата. В связи с принятием Закона Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» истице было предоставлено право перехода от ранее назначенных доплат к государственной пенсии на назначение пенсии за выслугу лет. Дата ей была назначена указанная пенсия за выслугу лет из расчета среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения, при этом размер среднемесячного заработка не мог превышать 2,3 должностного оклада. С Дата Законом Орловской области № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» был определен новый порядок расчета пенсии за выслугу лет, а Законом Орловской области № 858-ОЗ, внесены изменения в Закон № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», которым установлено, что на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. Во исполнение данных правовых актов Мценским городским Советом народных депутатов принято Решение № 219-МПА «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске», и согласно указанным изменениям п. 4 ст. 3 данного Положения предусматривает исчисление размера пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исходя из их среднемесячного заработка за последние полных 12 месяцев. При этом, размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. Однако ч. 2 Решения № 219-МПА было установлено, что оно вступает в силу с момента его опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года. Таким образом, бывшие и будущие пенсионеры поставлены в неравное положение. Данный муниципальный правовой акт был оспорен в суде, и суд принял решение о признании п. 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов № 219-МПА недействующим с момента его принятия. Поскольку условие, которое препятствовало назначению ФИО1 пенсии по новому расчету отменено, то ФИО1 полностью подпадает под новый расчет пенсии за выслугу лет. В связи с чем и ей должна быть назначена пенсия с 1 апреля 2009 года исходя из ежемесячного денежного содержания, рассчитанного в соответствии с Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 № 136-МПА «О Положении «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», то есть из среднемесячного заработка за последние 12 месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. При этом размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. В связи с чем просит взыскать в пользу ФИО1 с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2009 года по 30 ноября 2011 года в размере <...> рублей с применением индекса роста потребительских цен.

Представитель ответчика администрации города Мценска Орловской области ФИО2 иск не признала и пояснила, что по ранее действовавшему Закону Орловской области от 14.08.1997 года № 46-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» ФИО1 с Дата года получала доплату к государственной пенсии. 15 января 2008 года вступил в силу Закон Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», который изменил порядок выплаты заработной платы муниципальным служащим и исчисления пенсии за выслугу лет, предоставив возможность органам местного самоуправления самостоятельно определять условия предоставления права на пенсию, то есть пенсионерам было предоставлено право выбора - получать пенсию за выслугу лет или доплату к государственной пенсии.

ФИО1 в Дата года обратилась к главе администрации города Мценска с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, отказавшись от доплаты к государственной пенсии. В связи с чем ей с Дата была назначена пенсия за выслугу лет.

Данная пенсия за выслугу лет начислена ФИО1 в соответствии с Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденным Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 года № 140-МПА. Указанным документом предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Мценска в соответствии с Законом Орловской области от 9.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области». А в ч. 4 ст. 23 указанного Закона указано, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы. В связи с чем расчет пенсии ФИО1 в Дата был произведен следующим образом: должностной оклад по соответствующей должности - <...> рублей х 2,3 = <...> рублей х 75 % = <...> рублей - за минусом трудовой пенсии <...> рублей = <...> рублей.

В декабре 2008 года были приняты изменения в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе». В ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе» (в ред. Закона Орловской области от 25.12.2008 года №858-ОЗ) указано, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с чем Мценским городским Советом народных депутатов было принято решение № 219-МПА «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске». Однако общий порядок исчисления пенсии за выслугу лет не менялся, изменился только верхний предел для расчета пенсии: ранее расчет производился исходя из среднемесячного денежного содержания, но не более 2,3 должностного оклада, а внесенные в Положение изменения предусматривают верхний предел, из которого рассчитывается пенсия за выслугу лет - не более установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Заявленные ФИО1 исковые требования не основаны на законе, поскольку законодательство о государственной гражданской службе в части расчета пенсии за выслугу лет не распространяется на порядок и условия начисления пенсии муниципальным служащим. Определение порядка начисления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим относится к полномочиям органов местного самоуправления и не может быть аналогичен порядку начисления пенсии государственным гражданским служащим. Это право предоставлено органам местного самоуправления Орловской области Законом Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» (в ред. Закона Орловской области от 25.12.2008 года № 858-ОЗ), также подтверждается определениями Конституционного суда и сложившейся практикой, так как в районах города Орла порядок начисления пенсии за выслугу лет отличается от порядка начисления пенсии муниципальным служащим Мценского района и города Ливны.

Выслушав стороны, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005 года № 487-ОЗ (в ред. от 1.04.2010 года) «О государственной гражданской службе в Орловской области» пенсии за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачивается одновременно с ней.

Исходя из содержания п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Орловской области от 09.01.2008 года № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» (в редакции Закона Орловской области от 03.03.2010 года) муниципальному служащему гарантируется дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, осуществляемое за счет средств органов местного самоуправления.

Порядок и условия пенсионного обеспечения муниципального служащего определены ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 03.03.2010 года), которая действует в редакции Закона от 25.12.2008 года №858-ОЗ и устанавливает, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».

Указанный Закон вступил в действие через 10 дней с момента официального его опубликования.

Статьей 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», в редакции действующей на момент назначения пенсии истице за выслугу лет, предусматривалось, что муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы, в том числе при увольнении по собственному желанию по одному из оснований, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 данной статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Пункт 5 указанной нормы предусматривает, что Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Право муниципальных служащих органов местного самоуправления города Мценска Орловской области на выплату пенсии за выслугу лет, порядок ее назначения, перерасчета и индексации были определены Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденным Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 года № 140-МПА.

Статей 3 указанного Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Мценска, в соответствии с Законом Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», то есть размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Как установлено из материалов дела, истица работала в администрации города Мценска Орловской области в должности <...>, и была уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию Дата. При этом стаж муниципальной службы ФИО1 на момент увольнения составил <...> лет. Данные обстоятельства подтверждаются приказом по финансовому управлению администрации города Мценска от Дата (л.д. 7) и справкой <...> от Дата (л.д. 8). Ежемесячное денежное содержание <...> в Дата году, то есть на момент увольнения ФИО1, составляло <...> рублей и состояло из 5 составляющих: должностной оклад - <...> рублей; надбавка за особые условия муниципальной службы - <...> рублей (35% от должностного оклада); надбавка за квалификационный разряд - <...> рублей (<...>); надбавка за класс квалификационного разряда - <...> рублей (<...>) (л.д. ).

После увольнения с муниципальной службы ФИО1 на основании действовавшего на тот период Закона Орловской области от 14.08.1997 года № 46-03 «О муниципальной службе в Орловской области» была установлена доплата к государственной пенсии (л.д. ).

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом.

Согласно заявления ФИО1 от Дата, решением главы города Мценска от Дата, исходя из стажа муниципальной службы <...> лет, ей с Дата была назначена пенсия за выслугу лет, составляющая 75% от 2,3 должностного оклада по замещаемой должности, в размере <...> рублей (л.д. 18). Расчет пенсии производился следующим образом: должностной оклад <...> администрации г. Мценска на Дата - <...> рублей, умножался на коэффициент 2,3 и умножался на 75%. Полученную сумму - <...> рублей уменьшили на размер трудовой пенсии - <...> рублей, в результате ее пенсия за выслугу лет на муниципальной службе составила <...> рублей. Данный порядок расчета соответствовал требованиям действовавшего законодательства и устраивал истицу.

В настоящее время пенсия по выслуге лет ФИО1 составляет <...> рублей (<...>. (сумма валоризации) (л.д. ).

Согласно ч. 4 ст. 53 Закона Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области», размер среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему Орловской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области.

В связи с внесением Законом Орловской области от 25.12.2008 года № 858-ОЗ изменений в ст. 23 Закона Орловской области №736-ОЗ от 09.01.2008 года «О муниципальной службе в Орловской области», часть 1 ст. 23 Закона была изложена в новой редакции, где предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе в Орловской области».

Однако ч. 3 ст. 23 указанного Закона предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть положения указанной нормы остались в прежней редакции (должностной оклад, умноженный на 2,3).

Статьей 2 Закона Орловской области от 25.12.2008 года № 858-ОЗ было предусмотрено, что он вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования, то есть изменения вступили в силу с 10 января 2009 года - после назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет.

23 марта 2009 года Мценским городским Советом народных депутатов принято Решение № 219-МПА «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске». Согласно принятым изменениям, п. 4 ст. 3 данного Положения предусматривает исчисление размера пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исходя из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Принятыми Законом Орловской области от 25.12.2008 года № 858-ОЗ изменениями в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» №736-ОЗ от 09.01.2008 года, не предусматривался перерасчет ранее назначенных пенсий за выслугу лет.

Не вносились такие изменения и в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденное Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 года № 140-МПА. Изменения, внесенные Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года № 219-МПА, установили новый предел для начисления пенсии за выслугу лет, так как ранее расчет производился исходя из среднемесячного денежного содержания, но не более 2,3 должностного оклада, а внесенные в Положение изменения предусматривают верхний предел - не более установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Так, статьей 4 Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденного Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 года № 140-МПА (ред. от 23.03.2009), предусматривалось, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится только в двух случаях: изменения размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) и при принятии Мценским городским Советом народных депутатов решения об индексации, или изменении должностного оклада муниципального служащего по замещавшейся должности муниципальной службы.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с момента назначения истице пенсии за выслугу лет в Дата году и до настоящего времени решения об изменении должностного оклада муниципального служащего по замещавшейся должности муниципальной службы Мценским городским Советом народных депутатов не принималось, должностные оклады муниципальных служащих не повышались с 2007 года.

При этом Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (ч. 2 ст. 53).

Согласно Закону Орловской области от 09.01.2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 08.02.2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» (ч. 1 и ч. 3 ст. 23).

В свою очередь Законом Орловской области от 08.02.2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Орловской области (применимое и к муниципальным служащим) урегулировано лишь в части выплаты им пенсии за выслугу лет.

Из смысла закона следует, что законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления пенсии за счет собственных средств лицам, замещавшим должности гражданской службы в данном субъекте РФ, т.е. дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает. Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим. В этой связи перерасчет ранее установленных размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, не может рассматриваться как нарушение прав граждан на пенсионное обеспечение. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия предоставления соответствующих пенсий исходя из финансово-экономических возможностей бюджета соответствующего муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Мценска, оснований для перерасчета ранее назначенной истцу ФИО1 пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2009 года (как истица требует) в связи с повышением установленного предела среднемесячного заработка для исчисления пенсии, не имелось.

По данным основаниям суд считает несостоятельным довод истицы о том, что были нарушены ее права и она была поставлена в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими города Мценска, которым такая пенсия была назначена после 10 января 2009 года.

Кроме этого, порядок назначения пенсии за выслугу лет, установленный статьей 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» (в ред. от 04.04.2008 года), который истица просит применить к ней, начиная с 10 января 2009 года в силу того, что муниципальных служащих приравняли в пенсионных правах к государственным служащим области в связи с изменениями в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», изменился лишь в части увеличения предела размера среднемесячного заработка, исходя из которого начисляется пенсия. Ранее данный предел был установлен - 2,3 должностных оклада, а теперь - оклад месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами. А сам порядок определения пенсии остался прежним: пенсия исчисляется, исходя из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, который не может превышать установленного предела.

Как следует из показаний свидетеля ФИО3, <...> администрации города Мценска, муниципальным служащим, которым пенсия за выслугу лет была назначена после 10 января 2009 года, расчет производился из верхнего предела среднемесячной заработной платы, которая ограничивается верхним пределом ежемесячного денежного содержания. Среднемесячное денежное содержание умножается на 75 %, и из полученной суммы вычитается страховая часть трудовой пенсии по старости, получившаяся разница и представляет собой пенсию за выслугу лет. Таким образом, при увеличении трудовой пенсии по старости размер пенсии за выслугу лет уменьшается.

Свидетель ФИО4, <...> администрации Мценского района Орловской области, суду пояснила, что до 1 сентября 2010 года действовало решение Мценского районного Совета народных депутатов от 30.05.2008 года № 169 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе». По данному решению пенсия за выслугу лет начислялась в зависимости от стажа за последние 12 полных месяцев пред увольнением. Должностной оклад умножался на коэффициент 2,3 и умножался на 75 %. Из этой суммы вычиталась трудовая пенсия по старости. Этот порядок действовал до 1 сентября 2010 года, то есть до момента принятия Мценским районным Советом народных депутатов решения, согласно которому был отменен 75% предел размера среднемесячного заработка, исходя из которого начисляется пенсия, и введен новый - оклад месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами. Однако данное решение было принято представительным органом местного самоуправления в связи с неоднократными обращениями пенсионеров к главе Мценского района, при этом следует учитывать, что указанная доплата за выслугу лет осуществляется за счет средств местного бюджета, и определение условий ее назначения является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Размер среднемесячного денежного содержания ФИО1 на дату увольнения (Дата) составлял - <...> рублей (л.д. 15). Данная сумма не превышает как верхнего предела в размере 2,3 оклада по соответствующей замещавшейся ею должности, так и верхнего предела в размере оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами. Поэтому изменение порядка определения пенсии не должно было повлиять на размер среднемесячного заработка, исходя из которого начисляется пенсия за выслугу лет, и привести к ее перерасчету.

При таких обстоятельствах истица ФИО1 в рассматриваемый период не была поставлена в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими города Мценска, которым такая пенсия была назначена после 10 января 2009 года, так как им пенсия также должна была исчисляться, исходя из среднемесячного заработка за последние 12 месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, с учетом установленного предела.

Кроме этого, определить среднемесячное содержание ФИО1 на 1 апреля 2009 года невозможно, поскольку на тот момент она не работала по данной должности - <...> администрации г. Мценска (была уволена <...>), а набавка за особые условия труда, которая является одной из составляющих денежного содержания, определяется каждому муниципальному служащему главой г. Мценска и является индивидуальной величиной.

При этом утверждения ФИО1 о том, что в связи с признанием недействующим со дня принятия п. 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области от 23.03.2009 года № 219-МПА, ответчик обязан ей произвести перерасчет пенсии, суд считает несостоятельными, так как данным решением не вносились изменения в Решение Мценского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 года № 140-МПА, касающиеся перерасчета ранее назначенных пенсий за выслугу лет.

Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к администрации города Мценска Орловской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в месячный срок с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий В.Н. Наумкина