ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6/2016 от 11.03.2016 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

<Номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<Дата><Адрес>

Лабинский районный суд <Адрес> в составе:

председательствующего судьи Подсытник В.Л.,

с участием помощника Лабинского межрайонного прокурора ФИО3,

ответчика ФИО1,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия по исполнению требований антитеррористического законодательства

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия по исполнению требований антитеррористического законодательства.

В обоснование своих требований истец указывает, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства на объектах топливно-энергетического комплекса. При проведении проверки автозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <Адрес>, автодорога «Лабинск-Ахметовская», 6+250 справа, согласно договору аренды имущества <Номер> от <Дата> находящегося в распоряжении ИП ФИО1, было выявлено отсутствие плана антитеррористической защищенности на 2015 год, перспективного плана антитеррористической защищенности, журнала проведения инструктажей с персоналом о действиях в случае проявления террористических посягательств, актов проведения тренировок по антитеррористической защищенности.

Устранение выявленных в ходе проверки нарушений позволит минимизировать угрозу антитеррористического посягательства либо минимизировать последствия такового, что дает гарантию неопределенному кругу лиц на безопасное нахождение на территории АЗС <Номер>,расположенной по адресу: <Адрес>, автодорога «Лабинск-Ахметовская», принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО1

На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по исполнению требований антитеррористического законодательства, обязать его устранить выявленные нарушения, а именно принять меры к составлению обязательной антитеррористической документации: плана антитеррористической защищенности на 2015 год, перспективного плана антитеррористической защищенности, журнала проведения инструктажей с персоналом, а так же обязать провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от <Дата> №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В судебном заседании помощник Лабинского межрайонного прокурора ФИО3 поддержал исковые требования, суду пояснил, что АЗС, принадлежащая ответчику, находится на трассе и в случае террористического акта количество жертв может быть большим.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании частично признал исковые требования, однако в части удовлетворения требования прокурора о проведении категорирования его АЗС суду возражал, суду пояснил, что в 2011 году законодательством РФ автозаправочные станции были исключены из категории опасных производственных объектов, и данное требование не обосновано и не законно.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что сотрудниками Лабинской межрайонной прокуратуры с привлечением представителя антитеррористической комиссии МО <Адрес> была проведена проверка автозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <Адрес>, автодорога «Лабинск-Ахметовская», 6+250 справа, принадлежащего ФИО1

Проверкой установлено и сторонами не оспаривалось, что категорирование вышеупомянутой АЗС, как объекта ТЭК, в соответствии с Федеральным законом от <Дата> №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не проводилось, на АЗС отсутствует план антитеррористической защищенности на 2015 год, перспективный план антитеррористической защищенности, журнал проведения инструктажей с персоналом о действиях в случае проявления террористических посягательств, актов проведения тренировок по антитеррористической защищенности.

Согласно ст.2 Закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении <Номер> к данному Закону. Согласно подпункту «в» пункта 1 названного приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, суд учитывает, что ИП ФИО1 эксплуатирует АЗС, на которой осуществляется розничная торговля бензином и дизтопливом, что не оспаривается Лабинским межрайонным прокурором и следует из материалов дела.

В соответствии с п.2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго РФ от <Дата> (ред. от <Дата>) <Номер> автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.

Понятие производственной деятельности содержит статья 209 Трудового кодекса РФ, определяющая её как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Таким образом, автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию, то есть с производственной деятельностью, поэтому автозаправочная станция ФИО1 не может быть отнесена к производственным объектам, а соответственно, и к опасным производственным объектам.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата><Номер> «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» установлено, что автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата><Номер> также определено, что отдельно стоящие автозаправочные станции как объекты розничной торговли нефтепродуктами не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Более того, Федеральным законом от <Дата> №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от <Дата> №225-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в части исключения автозаправочных станций жидкого моторного топлива, расположенных на территории РФ, из категории опасных производственных объектов.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от <Дата> №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Частью 3.1 ст.5 указанного Федерального закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации в целях предотвращения актов незаконного вмешательства установлены Федеральным законом от <Дата> №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Понятие объекта ТЭК приведено в п.9 ст.2 ФЗ <Номер> «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», таковыми являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Субъектами ТЭК являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (п. 13 ст. 2 ФЗ <Номер>).

Категорирование объектов ТЭК проводится для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (ч.1 ст.5 ФЗ <Номер>).

Согласно ч.4 ст.5 ФЗ <Номер> перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (ч.5 ст.5 ФЗ <Номер>).

Исходные данные для проведения категорирования объекта ТЭК, порядок его проведения и критерии категорирования установлены в соответствии с требованиями ч.3 ст.5 ФЗ <Номер> постановлением Правительства РФ от <Дата><Номер>.

Пунктами 3, 5-7 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, утвержденного указанным постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба.

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию, который рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.

Из указанных норм права следует, что категорированию подлежат только те объекты ТЭК, которые включены в соответствующий перечень, утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и в отношении которых субъектам ТЭК исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации направлены уведомления о включении объекта в перечень.

В материалах дела представлен перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории МО <Адрес> на 2015 год, АЗС, расположенная по адресу: <Адрес>, автодорога «Лабинск-Ахметовская», 6+250 справа, в данном перечне отсутствует.

Таким образом, истцом не представлено доказательств внесения АЗС принадлежащей ФИО1 в перечень объектов, подлежащих категорированию, утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законодательством РФ не предусмотрена обязанность ответчика, как субъекта ТЭК, вносить предложение о включении АЗС в указанный Перечень и проходить процедуру категорирования, в связи с чем, данное требование Лабинского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.ст. 2,5 Федерального закона от <Дата> №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов борьбы с ним. Целями противодействия терроризму является защита личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизация её последствий; выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от <Дата>, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства РФ от <Дата><Номер>-р установлены определения критически важных и потенциально опасных объектов. К потенциально опасным объектам относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, транспортируют или уничтожают пожаро-взрывоопасные, химические вещества.

Это, прежде всего, техногенно, взрыво и пожароопасные объекты, нарушение функционирования которых приводит к необратимому негативному изменению (или) разрушению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этой территории, на длительный период времени.

На основании Положений, утвержденных нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, для всех объектов, возможных террористических посягательств, разрабатываются планы (паспорта) антитеррористической защищенности.

Согласно требованиям раздела 3 Типовой инструкции по организации защиты объектов топливно-энергетического комплекса на территории <Адрес> от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанной антитеррористической комиссией <Адрес> по согласованию с ГУВД КК, УФСБ КК, Департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса КК, в целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь противодиверсионный (антитеррористический) паспорт, который утверждается руководителем учреждения (объекта), ответственным за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями УВД, ФСБ.

Паспорт является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма. Информация, включенная в Паспорт, предназначена только для служебного пользования органами государственной власти иными субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, при проведении контртеррористической операции, а также мероприятия по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма.

Таким образом, удовлетворению подлежит требование Лабинского межрайонного прокурора о наложении на ИП ФИО1 обязанности по составлению перспективного плана антитеррористической защищенности и ведению журнала инструктажей и тренировок с персоналом, требование о наложении на ИП ФИО1 обязанности по составлению плана антитеррористической защищенности на 2015 год не подлежит удовлетворению в связи с утерей актуальности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия по исполнению требований антитеррористического законодательства удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 составить перспективный план антитеррористической защищенности и журнал проведения инструктажей и тренировок с персоналом в случае проявления террористических посягательств.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <Адрес>вого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца.

Судья: