Дело № 2-6/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тиличики Камчатского края | 5 марта 2018 года |
Олюторский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре Дроздовой А.А.,
с участием:
представителя ответчика, третьего лица - руководителя филиала в Олюторском районе КГКУ «Центр выплат» Чирвы Ю.Ю.
представителя органов опеки и попечительства администрации Олюторского муниципального района Кангиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Япкийниной Людмилы Васильевны к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о восстановлении срока выплат детского пособия и иных ежемесячных социальных выплат с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года, взыскании денежной суммы и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Япкийнина Л.В. обратилась в Олюторский районный суд с исковым заявлением к КГКУ «Центр выплат» о восстановлении срока выплат детского пособия и иных ежемесячных социальных выплат с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года, взыскании денежной суммы в размере 88751 рублей 60 копеек, судебных расходов в размере 2862 рублей 55 копеек.
Свои требования истец мотивировал тем, что с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года ей прекратили выплачивать детское пособие и иные причитающиеся выплаты, в связи с отсутствием регистрации у нее, ее мужа ФИО11 и ее детей, а именно: ФИО12, ФИО13, ФИО14, при этом регистрация у ФИО12 на тот момент имелась. Учитывая, что на тот момент отдел УФМС России по Камчатского краю в Олюторском районе не работал, регистрация по месту жительства была осуществлена только 18 мая 2017 года. Вместе с тем, адрес проживания вышеперечисленных граждан был указан в договоре социального найма № 54 от 01.06.2010 года, поквартирной карточке, справке о месте проживания и составе семьи, выданной администрацией муниципального образования сельского поселения «село Средние Пахачи». В связи с чем, просит восстановить выплату детского пособия и выплат, полагающихся истцу по категории «Многодетная мать» за период с 01 июля 2016 года по 01 июля 2017 года, а именно: 28 620 рублей – по категории «Ребенок многодетной семьи» на ФИО12, ФИО13, ФИО14; 7200 рублей – ежемесячная денежная выплата детям из многодетных семей на оплату проезда общественным транспортом; 5119 рублей 2 копейки - ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги региональным льготникам; 4 800 рублей – ежемесячная социальная выплата многодетным родителям на дополнительное лекарственное обеспечение; 20 012 рублей 40 копеек - ежегодная денежная компенсация платы за твердое топливо (дрова и /или уголь) и платы за транспортные услуги для его доставке; 20 000 рублей - ежегодная денежная выплата на покупку комплекта школьной и спортивной одежды и ежегодная денежная выплата на приобретение школьно- письменных принадлежностей по категории «многодетная семья»; 3000 рублей - ежегодная денежная выплата на приобретение новогодних подарков, а всего 88 751 рубль 60 копеек, а также уплаченную истцом государственную пошлину в размере 2862 рублей 55 копеек.
Определением суда от 16 января 2018 года из числа к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», филиал в Олюторском районе КГКУ «Центр выплат» из числа ответчиков исключен и привлечен в качестве третьего лица.
Определением суда от 20 февраля 2018 года числа к участию в деле в качестве третьего лица привлечены органы опеки и попечительства администрации Олюторского муниципального района.
В судебном заседании истец Япкийнина Л.В. участия не принимала, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик КГКУ «Центр выплат» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель КГКУ «Центр выплат» Стогниенко Л.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что у истца и ее несовершеннолетних детей отсутствует регистрация в Камчатском крае, влияющая на право предоставления мер социальной поддержки.
Представитель ответчика, третьего лица руководитель Олюторского филиала КГКУ «Центр выплат» Чирва Ю.Ю. в судебном заседании возражала против заявленных требований, ввиду того, что в спорный период у истца отсутствовали документы, подтверждающие факт регистрации истца и ее детей на территории Камчатского края.
Представитель органов опеки и попечительства администрации Олюторского муниципального района Кангина О.Ю. полагала требования истца законными и подлежащими удовлетворению. При этом предоставила ряд документов, подтверждающих совместное проживание истца со своими детьми.
Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещённых в установленном ГПК РФ порядке о времени и месте рассмотрения дела, поскольку неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец Япкийнина Л.В. имеет несовершеннолетних детей ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении №, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении №, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении №.
7 ноября 2016 года истец обратилась в Олюторский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением от 10 октября 2016 года о назначении мер социальной поддержки многодетным семьям в виде предоставления с 1 сентября 2016 года следующих пособий: ежемесячную социальную выплату на детей: ФИО12, ФИО13, ФИО14ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги региональным льготникам; ежегодная денежная компенсация платы за твердое топливо (дрова и /или уголь) и платы за транспортные услуги для его доставке; ежегодная денежная выплата на приобретение школьно- письменных принадлежностей и на покупку комплекта школьной и спортивной одежды по категории «многодетная семья»; ежегодная денежная выплата на приобретение новогодних подарков; ежемесячная социальная выплата многодетным родителям на дополнительное лекарственное обеспечение по категории «Многодетная мать», приложив к заявлению, копию своего паспорта, копию свидетельства о рождении ФИО12, ФИО13, ФИО14, копию удостоверения многодетной семьи, копии поквартирной карточки, копию документа, подтверждающие смену фамилии, свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, а также реквизиты банковского счета для перечисления денежной выплаты.
Решением Олюторского филиала КГКУ «Центр выплат» от 18.07.2016 года истцу было отказано в назначении вышеназванных выплат, в связи с отсутствием действующей регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей, о чем истцу Япкийниной Л.В. было направлено уведомление № 533 от 18.07.2016.
Рассматривая вопрос о законности оспариваемого решения Олюторского филиала КГКУ «Центр выплат» от 18.07.2016, суд приходит к следующему.
Многодетной семьей признается семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ (анализ положений ГОСТ Р 52495-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).
Согласно копии удостоверения № 9/1112, выданного 17 марта 2009 года, семья истца признана многодетной.
В соответствии Законом Камчатского края от 16.12.2009 N 352 (ред. от 06.03.2017) "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 10.12.2009 N 661) в Камчатском крае установлены меры социальной поддержки многодетных семей, а именно:
- ежемесячной социальной выплаты на оплату проезда на общественном транспорте городского, пригородного и межмуниципального сообщения на каждого обучающегося в общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в размере 200,0 рублей;
В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 23.08.2012 N 385-П (ред. от 04.12.2017) "Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае" предоставлять ежегодную денежную выплату на приобретение новогодних подарков за счет средств краевого бюджета в размере 500,0 рублей, а проживающим в Корякском округе и Алеутском муниципальном районе - в размере 600,0 рублей следующим категориям граждан, проживающим в Камчатском крае: из многодетных семей.
Постановлением Правительства Камчатского края от 12.10.2012 N 466-П "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае":
- ежегодной социальной выплаты на приобретение школьной и спортивной одежды, школьно-письменных принадлежностей на каждого ребенка многодетной семьи, обучающегося в общеобразовательной организации в Камчатском крае (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении), - в размере 4 500,0 рублей с учетом величины муниципального коэффициента, предусмотренного Законом Камчатского края от 05.03.2008 N 14 "О прожиточном минимуме в Камчатском крае", утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края на момент обращения;
Законом Камчатского края от 04.07.2008 N 84 (ред. от 28.04.2016) "О пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 19.06.2008 N 206) установлено пособие на ребенка в размере 150 рублей, который увеличивается на 20 процентов в случае проживания ребенка на территории Корякского округа. Размер пособия на ребенка, увеличивается на 50 процентов на детей многодетных семей, в которых родители воспитывают трех и более детей. Размер пособия на ребенка лицам, проживающим в Камчатском крае, назначается с применением районного коэффициента 1,8, проживающим на территории Алеутского муниципального района - с применением районного коэффициента 2,0.
В соответствии с приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24.11.2016 N 1283-п "Об утверждении Порядка предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае" многодетным семьям устанавливаются: ежемесячная денежная компенсация - ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом регионального стандарта, указанная в пункте 1 части 3 Постановления N 565-П; ежегодная компенсация - ежегодная денежная компенсация платы за твердое топливо (дрова и /или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, указанная пункте 1 части 4 Постановления N 565-П.
Постановлением Правительства Камчатского края от 12.10.2012 N 466-П "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае": ежемесячной социальной выплаты на дополнительное лекарственное обеспечение многодетным родителям (иным законным представителям детей многодетной семьи) - в размере 400,0 рублей.
Как установлено в судебном заседании и на основании представленных суду документов истец является многодетной матерью. В состав семьи истца входят муж – ФИО11, дети ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15
Основанием к принятию оспариваемого решения явились сведения, содержащиеся в ответах на межведомственные запросы от 23 ноября 2016 года и 28 ноября 2016 года, из которых следует, что ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным не значится; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по состоянию на 28.11.2016 года зарегистрированным не значится.
Иных обстоятельств и доказательств, объективно свидетельствующих об отсутствии оснований для назначения и выплаты заявителю пособий, а именно о непроживании матери и детей на территории <адрес>, ответчиком суду не представлено и при рассмотрении дела судом не установлено.
Оценив представленные суду доказательства, принимая во внимание принципы распределения между сторонами бремени доказывания определенных обстоятельств, согласно которым в рассматриваемом споре обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на ответчика, проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о незаконности принятого ответчиком решения об отказе Япкийниной Л.В. в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям.
В соответствии с федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно статьей 1, действие вышеназванного закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 19.07.2016 N 792-п утвержден Порядок предоставления отдельных денежных выплат гражданам, проживающим в Камчатском крае". Действие настоящего Порядка распространяется на граждан, проживающих в Камчатском крае, являющихся получателями следующих ежемесячных денежных выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края (далее - ежемесячные денежные выплаты): государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; пособия на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения, до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в соответствии с Законом Камчатского края от 04.07.2008 N 84 "О пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае"; ежемесячного пособия многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае, в случае одновременного рождения (усыновления) трех и более детей в соответствии с Законом Камчатского края от 16.12.2009 N 352 "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих в Камчатском крае"; ежемесячной социальной выплаты на оплату проезда на общественном транспорте городского, пригородного и межмуниципального сообщения многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае, в соответствии с Законом Камчатского края от 16.12.2009 N 352 "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих в Камчатском крае";ежемесячной социальной выплаты многодетным родителям (иным законным представителям детей многодетной семьи), проживающим в Камчатском крае, на дополнительное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 12.10.2012 N 466-П "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае".
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.06.2016 N 711-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной социальной выплаты на оплату проезда на общественном транспорте городского, пригородного и межмуниципального сообщения многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае.
Согласно п. 3 административного регламента право на получение государственной услуги имеют многодетные родители, имеющие детей, обучающихся в общеобразовательной организации, организации начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Камчатском крае.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.06.2016 N 710-п "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной социальной выплаты многодетным родителям (иным законным представителям детей многодетной семьи), проживающим в Камчатском крае, на дополнительное лекарственное обеспечение"Согласно п. 3 административного регламента право на получение государственной услуги имеет каждый многодетный родитель (иной законный представитель детей многодетной семьи), проживающий по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае совместно с детьми в возрасте не старше 18 лет (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении) и имеющий действующее удостоверение многодетной семьи (далее - заявитель). Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.06.2016 N 720-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (региональные льготники)" Согласно п. 5 п.3 административного регламента к кругу заявителей имеющих право на получение государственной услуги относятся граждане, проживающие в Камчатском крае из многодетных семей. Приказ Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.06.2016 N 727-п (ред. от 04.07.2017) "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, ежегодной денежной выплаты на приобретение новогодних подарков". Согласно п. «д» п.3 административного регламента к кругу заявителей имеющих право на получение государственной услуги относятся граждане проживающие в Камчатском крае из многодетных семей. Вместе с тем, вышеуказанные регламенты для получения государственной услуги определяют перечень документов, необходимых для предъявления а именно: паспорта гражданина Российской Федерации либо вида на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации) либо иного документа, удостоверяющего личность; свидетельства о рождении ребенка (детей); паспорта гражданина Российской Федерации, для ребенка (детей) старше 14 лет; удостоверения многодетной семьи; документов, подтверждающих полномочия опекунов, усыновителей, родителей приемной семьи (для опекунов, усыновителей, приемных родителей); документов, подтверждающих смену фамилии (имени, отчества) (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени (в случае смены фамилии, имени, отчества); справки с места учебы детей (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), при этом срок предоставления справки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее выдачи, а в случаях проживания заявителя в отдаленных населенных пунктах этот срок не должен превышать 60 календарных дней со дня выдачи; документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя); копии поквартирной карточки с места жительства (места пребывания) лиц; домовой книги (в случае если заявитель проживает в индивидуальном жилом доме); судебного решения об определении места жительства в Камчатском крае.Так, из содержания положений Административных регламентов, ответчику в целях соблюдения требований законности отказа в назначении выплат необходимо установить факт отсутствие документов (сведений), подтверждающих проживание заявителя, обратившегося за назначением соответствующего пособия по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае. Таких оснований, как отсутствие в представленных документах сведений о регистрации родителя и детей на территории Камчатского края, Административные регламенты в качестве оснований для отказа в назначении выплат не содержит. Согласно ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями), закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В силу ст. 3 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713». Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с пунктами Административных регламентов позволяет суду прийти к выводу, что юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом случае является именно факт проживания родителя и ребенка на территории Камчатского края в одном жилом помещении, а не факт их регистрации по определенному адресу на территории Камчатского края. В соответствии со свидетельством № 387 о государственной регистрации ФИО13 зарегистрирован в ФИО5<адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии паспорта с оттиском о регистрации ФИО12 зарегистрирован по адресу: ФИО5<адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям Врио главного специалиста – эксперта миграционного пункта ОП №16 МО МВД России «Корякский» ФИО16, от 22 июня 2017 года следует, что ФИО3, ФИО13, ФИО14 зарегистрированы по адресу: <адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о составе семьи от 21 октября 2016 года, выданной главой администрации муниципального образования сельского поселения «село Средние Пахачи» ФИО17, в состав семьи Япкийниной Л.В. входит муж: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГФИО11 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: с. <адрес>. Согласно п.3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО3, сын ФИО15; сын ФИО12, сын ФИО13, сын ФИО14 Из представленных документов также следует, что родители детей работают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты><данные изъяты> в с. <адрес>, сами дети закреплены на фельдшерско-акушерском пункте с. ФИО2, обучаются в <данные изъяты> школе», внесены все вместе в домовую книгу по указанному ими месту жительства. Также из заявления истца следует, что произвести регистрацию по месту жительства, ей помешал факт отсутствия сотрудника миграционного пункта ОП №16 в селе Тиличики, осуществляющего указанные выше мероприятия. Данный факт не оспаривался представителем ответчика и третьим лицом. Доказательств, достоверно свидетельствующих о проживании истца и ее несовершеннолетних детей за пределами территории Камчатского края, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о доказанности факта проживания истца и ее несовершеннолетних детей на территории Камчатского края, а именно в <адрес>. стороной ответчика данное обстоятельство не опровергнуто. Сам по себе факт отсутствия регистрации заявителя ФИО3 по месту жительства на территории Олюторского района, в рассматриваемом случае не может являться единственным и безусловным основанием к отказу в назначении ей выплат, однако ответчик, принимая оспариваемое решение, никаких иных мер, направленных на подтверждение факта раздельного проживания заявителя и ее сына на территории Камчатского края, до принятия оспариваемого решения, не принимал, вывод о раздельном проживании был основан только на сведениях о регистрации мамы и сына, что говорит о его необоснованности и формальном подходе к разрешению вопросов входящих в компетенцию ответчика. Между тем, согласно п.п. 1.3, 2.1 Устава КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Учреждение является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, с основной целью деятельности обеспечение реализации прав граждан на получение государственных, муниципальных услуг по мерам социальной поддержки на территории Камчатского края, на что уполномочено Правительством Камчатского края.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сформулированы объективные критерии взаимодействия государственных и муниципальных органов и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В силу пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственные и муниципальные органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных органов. Исключение составляют документы, представляемые заявителем самостоятельно; их перечень приведен в ч.6 ст. 7 указанного Федерального закона, все они по своей сути относятся к персональным данным. Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, к таковым не относятся, на что указывает утративший силу п. 4 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.
Законодатель позволяет заявителю представить в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, документы и информацию, указанные в п.2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, однако это может быть сделано по собственной инициативе заявителя, и, следовательно, это не тождественно обязанности.
В судебном заседании, а также пояснений представителя ответчика, третьего лица, занимающей должность руководителя Олюторского филиала КГКУ «Центр выплат», установлено, что при рассмотрении заявления Япкийниной Л.В., поданного 7 ноября 2016 года, о назначении мер социальной поддержки многодетным семьям, какие-либо запросы в рамках межведомственного взаимодействия для выяснения вопроса о фактическом совместном или раздельном проживании истца и ее несовершеннолетних детей, кроме как 28 ноября 2016 года не направлялись, поскольку представленные истцом документы содержали достаточные для ответчика сведения об отсутствие регистрации по месту жительства истца и ее несовершеннолетних детей, а также сведениями на запрос от 12 июля 2016 года (до подачи истцом заявления) в связи с чем, уже 28 ноября 2016 года было вынесено решение об отказе в назначении Япкийниной Л.В. вышеуказанной ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, подтверждение факта проживания родителя, обратившегося за назначением выплат мер социальной поддержки многодетным семьям исполнительным органом поставлено в прямую зависимость от документов регистрационного учета, исходящих от органов государственного учета, что снижает уровень правовых гарантий гражданина на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги, который, в свою очередь, диктует необходимость определения в регламенте исчерпывающего перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Следовательно, сам по себе факт отсутствия в Административных регламентах (на момент обращения Япкийниной Л.В.) указаний о необходимости предоставления иных документов, подтверждающих фактическое проживание заявителя на территории Камчатского края, не может являться основанием для отказа в назначении причитающихся выплат.
Доводы стороны ответчика о возможности предоставления заявителем решения суда об установлении юридического факта о проживании истца и его членов семьи, суд находит несостоятельным.
На основании вышеизложенного, учитывая, что отсутствие регистрации заявителя и ее несовершеннолетних детей, не может лишать Япкийнину Л.В. права на получение государственных пособий полагающихся истцу по категории «Многодетная мать», а именно: по категории «Ребенок многодетной семьи», ежемесячной денежной выплаты детям из многодетных семей на оплату проезда общественным транспортом; ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги региональным льготникам; ежемесячной социальной выплаты многодетным родителям на дополнительное лекарственное обеспечение; ежегодной денежной компенсации платы за твердое топливо (дрова и /или уголь) и платы за транспортные услуги для его доставке; ежегодной денежной выплаты на покупку комплекта школьной и спортивной одежды и ежегодная денежная выплата на приобретение школьно- письменных принадлежностей по категории «многодетная семья»; ежегодной денежной выплаты на приобретение новогодних подарков, и принимая во внимание, что факт проживания истца и ее несовершеннолетних детей на территории Камчатского края, а именно в Олюторском районе, нашел подтверждения в судебном заседании, суд приходит к выводу, что требования Япкийниной Л.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.
В целях восстановления нарушенных прав истца на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению и выплате Япкийниной Л.В. детского пособия и иных ежемесячных социальных выплат с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года.
Вместе с тем, истцом к исковому заявлению приложен расчет причитающихся пособий, который, является не точным, а именно:
Согласно п. 1 истец просит взыскать сумму пособия на ребенка многодетной семьи из расчета 795 рублей на ребенка x 3 детей x 12 месяцев=28 620 рублей. Вместе с тем с учетом увеличения размера пособия в 2017 году сумма на одного ребенка стала составлять 834 рубля, поэтому общая сумма: (795 рублей на ребенка x 3 детей x 6 месяцев) + (834 рублей на ребенка x 3 детей x 6 месяцев) = 29 322 рубля. Однако суд, руководствуясь волей стороны истца, выраженной в исковом заявлении, считает возможным взыскать с ответчика сумму 28 620 рублей, поскольку это не нарушает права ответчика. Оснований для выхода за пределы заявленных требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, у суда не имеется.
По пунктам 2, 3, 4, 5 просительной части искового заявления представитель ответчика не соглашаясь с исковыми требованиями, сами суммы не оспаривал, поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика по п. 2 - 7200 рублей в качестве ежемесячной денежной выплаты детям из многодетных семей на оплату проезда общественным транспортом; по п. 3 - 5119 рублей 2 копейки в качестве ежемесячной денежной компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги региональным льготникам; по п. 4 - 4 800 рублей в качестве ежемесячной социальной выплаты многодетным родителям на дополнительное лекарственное обеспечение; по п. 5 - 20 012 рублей 40 копеек в качестве ежегодной денежной компенсации платы за твердое топливо (дрова и /или уголь) и платы за транспортные услуги для его доставки.
Согласно п. 6 истец просит взыскать 20 000 рублей в качестве ежегодной денежной выплаты на покупку комплекта школьной и спортивной одежды и ежегодной денежной выплаты на приобретение школьно- письменных принадлежностей по категории «многодетная семья». Вместе с тем сумма на одного ребенка составляет 7245 рубля, поэтому общая сумма: (7245 рубля на ребенка x 3 детей) = 21 735 рублей. Однако суд, руководствуясь волей стороны истца, выраженной в исковом заявлении, считает возможным взыскать с ответчика сумму 20 000 рублей, поскольку это не нарушает права ответчика. Оснований для выхода за пределы заявленных требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, у суда не имеется.
Согласно п. 7 истец просит взыскать 3000 рублей в качестве ежегодной денежной выплаты на приобретение новогодних подарков. Вместе с тем сумма на одного ребенка составляет 600 рублей, поэтому общая сумма: (600 рублей на ребенка x 3 детей) = 1 800 рублей. Данная сумма в размере 1 800 рублей и подлежит взысканию.
С учетом вышеизложенного общая сумма подлежащая взысканию с ответчика составляет 87 551 рубля 60 копеек.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Япкийниной Людмилы Васильевны к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о восстановлении срока выплат детского пособия и иных ежемесячных социальных выплат с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года, взыскании денежной суммы и судебных расходов, - удовлетворить частично.
Восстановить срок выплат детского пособия и иных ежемесячных социальных выплат Япкийниной Людмиле Васильевне с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года.
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» выплатить Япкийниной Людмиле Васильевне детское пособие и иные ежемесячные социальные выплаты с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года в размере 87 551 рубль 60 копеек, государственную пошлину в размере 2 826 рублей 55 копеек, а всего 90 378 рублей 15 копеек.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года.
Председательствующий А.В. Орлов