ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7 от 31.12.9999 Дновского районного суда (Псковская область)

                                                                                    Дновский районный суд Псковской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Дновский районный суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                              Дело № 2-7/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой О.С.,

с участием прокурора прокуратуры Дновского района Сергеева К.А.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дновского района о признании незаконным бездействия по обеспечению дорожного сообщения между населенными пунктами деревнями П***, Г***, К***, М*** Д*** района и по организации транспортного обслуживания жителей, обязании поставить на учет и по истечении календарного года со дня постановки на учет поставить на муниципальный баланс автомобильную дорогу, соединяющую населенные пункты И*** и ПЕ*** и автомобильные дороги – подъезды к деревням П***, К***, М*** и обеспечить надлежащее их состояние; к Администрации Дновского района и Администрации сельского поселения «Искровская волость» об обязании обеспечить реконструкцию (ремонт) моста в д. П***,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дновского района о признании незаконным бездействия по обеспечению дорожного сообщения между населенными пунктами деревнями П***, Г***, К***, М*** Д*** района и по организации транспортного обслуживания жителей, обязании принять в муниципальную собственность дорогу И***-ДУ***-Г***-ПЕ***-К***-П*** и обеспечить надлежащее ее состояние; к Администрации Дновского района и Администрации сельского поселения «Искровская волость» об обязании обеспечить реконструкцию (ремонт) моста в д. П***.

В обоснование иска указано, что дорога, соединяющая деревни П***, Г***, К*** и М*** сельского поселения «Искровская волость»              района ПС*** области не находится ни на балансе муниципального образования «Дновский район», ни на балансе муниципального образования сельское поселение «Искровская волость», не состоит на кадастровом учете, не обслуживается, не ремонтируется в течение многих лет. Законом Псковской области от 05 декабря 2005 года № 40 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы» в муниципальную собственность муниципального образования «Искровская волость» передан мост, расположенный в д. П***              района. Мост находится в ветхом состоянии.

Состояние дороги является аварийным, проезд по ней автотранспорта, в том числе специальной техники затруднен. Даннное положение лишает жителей деревень П***, Г***, К***, М*** Д*** района возможности осуществлять свои социальные права, получать своевременную медицинскую помощь, бездействие органов местного самоуправления муниципального района и сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку не позволяет обеспечить проезд машин «Скорой помощи», пожарной техники, автолавок.

Прокурор просил:

- признать бездействие Администрации муниципального образования «Дновский район» по обеспечению дорожного сообщения между населенными пунктами в деревнях П***, Г***, К***, М*** Д*** района и по организации транспортного обслуживания указанных деревень незаконным;

- обязать Администрацию Дновского района принять в состав муниципальной собственности (поставить на муниципальный баланс) дорогу И***-ДУ***-Г***-ПЕ***-К***-П***;

- обязать Администрацию Дновского района обеспечить надлежащее состояние дороги И***-П***              района;

- обязать Администрацию Дновского района и Администрацию сельского поселения «Искровская волость» обеспечить реконструкцию (ремонт) моста, расположенного в д. П***, обеспечивающую беспрепятственный проезд машин «скорой помощи», пожарной техники, автолавок.

В судебном заседании прокурор Сергеев К.А. исковые требования уточнил, просил:

- признать бездействие Администрации муниципального образования «Дновский район» по обеспечению дорожного сообщения между населенными пунктами в деревнях П***, Г***, К*** М*** Д*** района и по организации транспортного обслуживания указанных деревень незаконным;

- обязать Администрацию Дновского района принять на учет и по истечении календарного года со дня постановки на учет поставить на муниципальный баланс автомобильную дорогу между населенными пунктами И*** и ПЕ*** и автомобильные дороги – подъезды к населенным пунктам К***, П***, М***;

- обязать Администрацию Дновского района обеспечить надлежащее состояние данных дорог;

- обязать Администрацию Дновского района и Администрацию сельского поселения «Искровская волость» обеспечить реконструкцию (ремонт) моста, расположенного в д. П***, обеспечивающую беспрепятственный проезд машин «скорой помощи», пожарной техники, автолавок.

Представитель ответчика Администрации Дновского района Кондратьева М.В. иск не признала и пояснила, что населенные пункты Г***, М***, К***, распложенные на правом берегу реки ПО*** связаны между собой внутрихозяйственной грунтовой дорогой, которая находилась на балансе совхоза «Искра», в дальнейшем СПК «Искра», ликвидированного в 2005 году. С течением времени дорога превратилась в лесную. Дороги до д. П*** не было никогда, в том числе и в бытность совхоза. Дорога между населенными пунктами И*** и ПЕ*** пригодна для проезда специального транспорта. Оба берега реки ПО*** имеют очень крутые склоны, что не позволяет использовать дорожную технику для профилирования дороги. Грунт берегов очень глинистый и в период выпадения осадков движение по дороге даже специальной техники затруднено. Строительство дороги длиной около 5 километров является затратным мероприятием. Бюджетные средства на данные мероприятия отсутствуют.

Мост в д. П*** построен в советские времена. Собственностью муниципального образования Дновский район он никогда не был, хотя в Законе Псковской области от 05 декабря 2005 года № 40 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы» указано, что он передан в муниципальную собственность муниципального образования «Искровская волость» из муниципальной собственности муниципального образования «Дновский район». При подготовке данного закона было разрешено включать в перечень передаваемого имущества выявленное на территории сельского поселения бесхозяйное имущество, перечни данного имущества готовили органы местного самоуправления поселения. Таким образом, мост и оказался в собственности сельского поселения. Ремонт моста является мероприятием, не посильным для бюджета как муниципального района, так и сельского поселения.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Искровская волость» Молотков В.В. иск не признал, подтвердил пояснения представителя ответчика от Администрации Дновского района об обстоятельствах передачи в муниципальную собственность сельского поселения «Искровская волость» моста в д. П***, и пояснил, что данный мост был построен в советские времена, представлял собой два бетонных основания и деревянный настил на металлических швеллерах. Мост был пригоден для проезда легких тракторов и легкового транспорта, однако со временем ветшал, так как постоянно подмывался рекой. Тяжелая техника использовала для проезда брод через реку, расположенный недалеко от моста. С момента передачи моста в муниципальную собственность его ремонт за счет бюджетных средств не производился. В 2010 года разливом реки мост унесло. Река ПО*** в данном месте очень узкая, в половодье разливается очень широко, полностью заливает пойму перед мостом со стороны деревни, поэтому весной в половодье жители деревни были отрезаны и при наличии моста. В 2010 и 2011 годах за бюджетный счет через реку строились пешеходные мосты. Мост, построенный в 2010 году, снесло половодьем в 2011 году. Для проезда пожарной техники и в настоящее время возможно использование брода. Строительство полноценного автомобильного моста через реку за счет средств бюджета невозможно, поскольку любой мост является гидротехническим сооружением, поэтому требуется изготовление проектно-сметной документации, в связи с чем строительство обойдется как минимум в 2,5 млн. рублей. На содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в бюджете сельского поселения на 2012 год заложено 18750 рублей.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями ответчиков, что дорога, соединяющая деревни И*** и ПЕ***              района, а также автомобильные дороги – подъезды к деревням П***, М***, Г***, ДУ***  находятся в аварийном состоянии.

Согласно сведениям, представленным комитетом Псковской области по дорожному хозяйству № *** от дд.мм.гг. через деревню Г*** проходит автомобильная дорога от автодороги Д***И*** км 6+750 – дер. ПЕ***, которая относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения              района. Автомобильные дороги до деревень К***, П***, М*** являются подъездами к данной дороге, которые также относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения              района (л.д. 76).

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района (ст. 15 ч. 1 п. 5); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения - к вопросам местного значения поселения (ст. 14 ч. 1 п. 5).

Согласно ст. 50 ч. 1 п. 1 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (ст. 50 ч. 2 п. 2).

Согласно пп. 5 п. 4.1 ст. 4 Устава Дновского района, принятого Решением Собрания депутатов Дновского района от 14 мая 2005 года дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом под дорожной деятельностью в рамках данного закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст. 3 п. 6).

В силу ст. 15 ч. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, осуществление ремонт и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах              района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям Администрации Дновского района.

Формирование муниципальной собственности осуществляется в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность.

Приобретение права собственности муниципальным образованием возможно и по иным основаниям, предусмотренным главой 14 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 218 п. 3 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст. 225 п. 1 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В силу абзаца первого п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Абзацем вторым п. 3 предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, абзац первый п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предписывает органам местного самоуправления принятие мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Объяснениями представителей ответчиков в судебном заседании установлено, что данная дорога являлась внутрихозяйственной дорогой СПК «Искра», ликвидированного на основании решения суда, о чем сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц дд.мм.гг.. При ликвидации СПК «Искра» в муниципальную собственность был передан лишь жилищный фонд.

Таким образом, данная автомобильная дорога действительно является бесхозяйным имуществом, подлежащим принятию на учет органом местного самоуправления, а с учетом назначения данного недвижимого имущества, связанного с осуществлением органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального района, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию Дновского района обязанности по принятию мер по постановке данного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и по истечении года со дня постановки его на учет принять его на муниципальный баланс.

Оценивая доводы представителя ответчика Администрации Дновского района о том, что фактически спорная дорога признакам автомобильной дороги не отвечает, а до деревни П*** дорога как таковая вообще никогда не существовала, суд находит их несостоятельными, поскольку согласно сообщению Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству через деревню Г*** проходит автомобильная дорога от автомобильной дороги Д***-И*** км 6+750 – дер. ПЕ***, которая относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения              района. Автомобильные дороги до деревень К***, П***, М*** являются подъездами к данной дороге, которые также относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения              района.

Свидетели Ч***, У***, С***, К*** и другие показали суду, что автомобильная дорога сообщение И*** – П*** и подъезды к деревням К***, М***, П*** имеет гравийно-песчаное покрытие, оканавлена, автомобильная дорога - подъезд к деревне П***, построен с коллекторами, последний из которых лежит у моста.

С учетом положений Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, Устава Дновского района, относящих дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района к вопросам местного значения муниципального района суд находит требование прокурора об обязании Администрации Дновского района обеспечить надлежащее состояние дороги сообщением И***-ПЕ*** автомобильных дорог – подъездов к деревням П***, М***, К*** обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора Дновского района относительно реконструкции (ремонта) моста в д. П***              района, суд приходит к следующему.

Мост, расположенный в д. П***              района, передан в муниципальную собственность муниципального образования «Искровская волость» Законом Псковской области от 05 декабря 2005 года № 40 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы».

Как следует из пояснений представителя ответчика от Администрации сельского поселения «Искровская волость» за годы нахождения моста в муниципальной собственности какой-либо его ремонт органами местного самоуправления не производился, из чего суд делает вывод о том, что бесхозяйственное отношение к данному имущество в значительной мере способствовало его разрушению.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств на выполнение ремонтных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления ремонта моста.

Суд полагает возможным возложить обязанность по ремонту моста не только на собственника данного имущества, но и на администрацию Дновского района по следующим основаниям.

Статьей 3 Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности автомобильная дорога определяется как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. При этом искусственные дорожные сооружения определяются названным Федеральным законом как - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения), таким образом, мост является частью автомобильной дороги.

При этом, как уже указывалось, судом установлено, что автомобильная дорога – подъезд к деревне П*** является автомобильной дорогой местного значения              района, мост находится вне границ населенного пункта П***, а Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района (ст. 15 ч. 1 п. 5).

Оценивая, доводы представителя ответчика от Администрации сельского поселения «Искровская волость» о том, что в д. П*** практически отсутствуют постоянные жители, поскольку из пяти постоянно зарегистрированных по месту жительства человек, фактически проживает один, в связи с чем строительство моста нецелесообразно, суд приходит к следующему.

Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К населению муниципального образования, обеспечивать жизнедеятельность которого призваны органы местного самоуправления, относятся лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеющие соответствующую регистрацию. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 6 ноября 1998 года № 151-О и от 27 мая 2004 года № 180-О, именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения.

Таким образом, при наличии граждан, постоянно зарегистрированных по месту жительства в д. П***, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни мала была их численность.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд с учетом объема необходимых мероприятий по выполнению решения суда в части реконструкции (ремонта) моста устанавливает срок исполнения решения в указанной части – до 01 января 2015 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Дновского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Дновский район» по обеспечению дорожного сообщения между населенными пунктами деревнями П***, Г***, К***, М*** Д*** района и по организации транспортного обслуживания указанных деревень.

Обязать Администрацию Дновского района принять меры по постановке на учет и по истечении календарного кода со дня постановки на учет поставить на муниципальный баланс автомобильную дорогу между населенными пунктами И*** и ПЕ*** и автомобильные дороги – подъезды к населенным пунктам К***, П***, М***.

Обязать Администрацию Дновского района обеспечить надлежащее состояние данных дорог.

Обязать Администрацию Дновского района и Администрацию сельского поселения «Искровская волость» обеспечить реконструкцию (ремонт) моста, расположенного в д. П***, обеспечивающую беспрепятственный проезд машин «скорой помощи», пожарной техники, автолавок, в срок до 01 января 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий:    О.С. Русакова.

    Решение  в апелляционном порядке не  обжаловалось, вступило в законную  силу.