ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-70 от 18.01.2011 Брянского районного суда (Брянская область)

                                                                                    Брянский районный суд Брянской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Брянский районный суд Брянской области — Судебные акты

Дело № 2-70

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шелеминой Г.В.,

при секретаре Бугакиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области дело по заявлению Сироткина В.А.   об установлении факта, имеющего юридическое значение,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Сироткин В.А. первоначально обратился с заявлением, в котором просил суд установить юридический факт своего участия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в населенных пунктах <адрес>, поскольку занимался вывозом известковых удобрений в больших количествах для дезактивации почвы, а также перевозками различных грузов, оборудования и помощью местному населению в связи с эвакуацией. Установление факта необходимо для получения статуса «чернобыльца».

В ходе слушания дела Сироткин В.А. заявление уточнил: просит суд установить факт своего участия в агротехнических, агрохимических работах, связанных со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции по п. 11 Списка, в зоне отчуждения <адрес>, по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с сентября по октябрь включительно 1986 года.

В судебном заседании Сироткин В.А. пояснил суду, что в ином порядке он не может установить факт. Обратившись в «чернобыльский» комитет с заявлением о выдаче удостоверения как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, получил отказ со ссылкой на отсутствие доказательств. Заявитель просит суд удовлетворить его заявление, в доказательство представил трудовую книжку, архивные документы, свидетельские пояснения.

Представитель заинтересованного лица Департамента по строительству Брянской области в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен, ходатайств об отложении дела не заявлял. В порядке ст. 167 ГПК РФ, с согласия участника процесса, суд принял решение в его отсутствие.

Выслушав доводы участников процесса, свидетельские пояснения ФИО4, ФИО5, ФИО3, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления.

Судом установил следующие обстоятельства.

В период с сентября по октябрь включительно 1986 года заявитель Сироткин В.А. по направлению государственных органов исполнительной власти, во исполнение постановления государственного органа исполнительной власти, бюро Брянского обкома КПСС и областного Совета народных депутатов № 14/3-413 от 07.08.1986 г., на основании приказа работодателя автобаза «<данные изъяты>» о командировке выполнял агротехнические, агрохимические работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то есть работы, связанные со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции, в зоне отчуждения <адрес>.

Так, из материалов дела следует, что за предприятиями «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» отдела химизации облагропрома был закреплены прирельсовые склады удобрений. В связи с интенсивным поступлением вагонов в районы с радиоактивным загрязнением на прирельсовых складах и тупиках скопилось большое количество известковых минералов, минеральных удобрений и других грузов отделу химизации облагропрома для оказания помощи были направлены 10 автомобилей-самосвалов автобазы «<данные изъяты>».

В период с сентября по октябрь 1986 года командированный в числе механизированной бригады Сироткин В..А. проживал в <адрес>. Водитель автомашины марки <данные изъяты> Сироткин В.А.. вывозил с прирельсовых складов минеральные, известковые удобрения на сельскохозяйственные поля и приусадебные участки населенных пунктов <адрес> с целью дезактивации земель, для снижения уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции, что подтверждают доказательства: записи в трудовой книжке заявителя - факт его работы водителем в автобазе «<данные изъяты>» Агропромышленного комитета Брянской области. Из приказа Агропромышленного комитета Брянской области от 26.09.1986 года следует, что для оказания практической помощи в вывозке с прирельсового склада «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» и путей общего пользования, отделу химизации облагропрома направить сроком на месяц с ДД.ММ.ГГГГ в Новозыбковский район 20 и в Гордеевский район 10 автомобилей-самосвалов из районных предприятий «<данные изъяты>» и автобазы «<данные изъяты>», согласно приложению к данному приказу из автобазы «<данные изъяты>» было направлено 15 машин.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 определен перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Приказами МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006 утверждены порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», устанавливающие единые и обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи указанных удостоверений.

В порядке ст. 267 ГПК РФ заявитель привел суду доказательства невозможности получения надлежащих документов.

У заявителя отсутствуют командировочное удостоверение с отметкой о пребывании в населенных пунктах, находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работы в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах; трудовая книжка с записью о работе в зоне отчуждения, табель учета рабочего времени в зоне отчуждения и справка о праве на повышенный размер оплаты труда за работу в зоне отчуждения. Сроки хранения приказов о командировках и авансовых платежах 3 года, табеля рабочего времени 1 год. Следовательно, начиная с 1986 года, срок хранения требуемых заинтересованными лицами документов для заявителя истек.

Заявитель доказал невозможность предоставления документов по независящим от него причинам. В справке Государственного архива Брянской области указанно, что в архивном фонде «Управление сельского хозяйства и продовольствия Брянского облисполкома» в приказах по производственной деятельности Агропромышленного комитета за июнь-декабрь 1986 года приказов о командировании сотрудников автобазы «<данные изъяты>», в том числе и заявителя в Красногорский район Брянской области не имеется. Согласно справке <адрес> архивные документы о факте пребывания и работы Сироткина В.А. в <адрес> с августа 1986 года по март 1987 года не сохранились. Архивные документы ОАО «<данные изъяты>» за 1976-2006 годы отсутствуют. На хранение в архив администрации <адрес> документы о работе водителей автобазы «<данные изъяты>» за 1986-10987 годы не поступали. Работодатель истца автобаза «<данные изъяты>» ликвидирован; документы по автобазе в архиве Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области отсутствуют. В архивном фонде «<данные изъяты>» приказов агропромышленного комитета о направлении сотрудников автобазы «<данные изъяты>» в <адрес> не имеется.

Постановлением ВС РФ от 13.08.1993 года № 5625-1 был утвержден Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отчуждения Российской Федерации, в том числе по п. 11 агротехнические, агрохимические, мелиоративные, лесотехнические и гидротехнические работы, связанные со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. N 237-р (в редакции распоряжений Правительства РФ от 25 февраля 1992 г. N 363-р, от 5 апреля 1993 г. N 557-р) <адрес> - вошел в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне отчуждения <адрес>.

Однако доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств. Ст. 55 ГПК РФ. Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 года за № 35 в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав…» факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе; он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ). Факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей. Вместе с тем, если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный выше факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что они с заявителем Сироткиным В.А. вместе работали водителями механизированной бригады как командированные; вместе проживали вместе в <адрес> где их разместили местные власти на период выполнения указаний органов власти в связи с «чернобыльской катастрофой». В августе-октябре 1986 года вместе с Сироткиным В.А. были направлены для устранения последствий аварии на ЧАЭС проводить дезактивацию сельхозугодий и приусадебных участков жителей в <адрес>. Заявитель вывозил на автомашине марки <данные изъяты> на поля минеральные удобрения для уменьшения радиационного фона в сельскохозяйственной продукции.

Свидетель ФИО4 пояснил суду, что с Сироткиным В.А. вместе работали в АТП объединения «<данные изъяты>» автобаза «<данные изъяты>». Он был бригадиром, а заявитель находился в его подчинении и работал водителем. В целях ликвидации последствий аварии они были направлены по указанию работодателя и органа власти в «чернобыльскую»зону. Заявитель в период с августа 1986 года по март 1987 года вывозил с прирельсовых складов удобрения на поля хозяйств и на приусадебные участки местных жителей в <адрес> для уменьшения радиационного фона земли и урожая. Работникам автобазы «<данные изъяты>» всем выписывались командировочные удостоверения, платили повышенную зарплату. Ему это известно, поскольку он участвовал в оформлении документов на имя командированных лиц.

Свидетель Буянов В.А. в судебном заседании пояснил, что они с заявителем вместе работали в августе-октябре 1986 года; были направлены органом государственной власти, по командировкам работодателя автобазы «<данные изъяты>» для устранения последствий аварии на ЧАЭС проводить дезактивацию сельхозугодий и приусадебных участков жителей в <адрес>

Свидетельские пояснения суд оценивает в совокупности с архивными документами как логичные и последовательные, не противоречащие материалам делам. Свидетели представили суду свои трудовые книжки с отметками о работе в автобазе, удостоверения «чернобыльцев». Кроме того, ФИО7 представлен суду документ о его нахождении в командировке в <адрес>, входившим в третью зону радиоактивной зараженности на срок пять месяцев. Оснований не доверять свидетелям у суда нет.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. П. 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" далее по тексту Закона). Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Ст. 15 Закона.

Поскольку заинтересованное лицо отказало заявителю в установлении статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, установить факт, имеющий для него значение иным путем, кроме как в судебном порядке, он не может. Установление юридического факта ему необходимо для получения соответствующего удостоверения. Спор о праве отсутствует. Таким образом, заявление подлежит удовлетворению, подтверждено совокупностью представленных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Сироткина В.А. удовлетворить.

Установить юридический факт его участия в работах в зоне отчуждения по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с сентября по октябрь включительно 1986 года.

На решение суда в течение 10ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд.

Председательствующий

Судья

Брянского райсуда Г.В. Шелемина