Ярославский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ярославский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-70/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года город Ярославль
Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Дерепко С.С., при секретаре Мавриной Н.Г., с участием заявителя Вахрушева В.В., представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, подполковника Дубова В.В., а также представителя заинтересованного лица Кошлева Д.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть № (далее – войсковая часть №) капитана 3 ранга Вахрушева Вячеслава Викторовича об оспаривании действий командира названного учреждения, связанных с непроизводством дополнительной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Вахрушев обратился в военный суд с заявлением, в котором указывает, что командир войсковой части № вопреки действующему законодательству не разрешил надлежащим образом вопрос о производстве в ДД.ММ.ГГГГ выплаты для оплаты стоимости путевки его ребенка в организациях отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации. С учетом изложенного, полагая, что воинское должностное лицо нарушило его права, заявитель просит суд признать указанные действия незаконными, в связи с чем возложить на командира части обязанности издать соответствующий приказ и обеспечить производство причитающейся выплаты, а также взыскать с воинской части судебные расходы в сумме 200 рублей.
В судебном заседании, предварительно уточнив свои требования, Вахрушев просит удовлетворить заявление, а в объяснениях указывает, что неоднократно обращался к командованию части с просьбой о производстве оспариваемой выплаты, в чем первоначально ему было отказано по причине возраста ребенка со ссылкой на имеющуюся в законодательстве неопределенность и указания вышестоящего довольствующего органа. Вместе с тем, указывает далее заявитель, позднее командир части давал разъяснения по поводу возникновения права на выплату ввиду изменения законодательства, в связи с чем рекомендовал вновь обратиться с соответствующим рапортом, однако к тому времени в воинской части был упразднен финансовый орган, а функции финансового обеспечения переданы в другое учреждение, что не позволило своевременно осуществить причитающуюся выплату.
С учетом изложенного заявитель просит суд действия командира войсковой части №, выразившиеся в непроизводстве ему оспариваемой выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными, в связи с чем восстановить нарушенное право путем возложения на должностное лицо обязанностей по изданию приказа о выплате причитающихся денег в сумме 10800 рублей и направления решения во вновь образованный финансовый орган, на руководителя которого также возложить обязанность по реализации этого решения. Кроме того, Вахрушев просит возместить ему за счет финансового органа судебные расходы, возникшие в связи с обращением в суд, в сумме 200 рублей.
Представитель Дубов требования Вахрушева признает и полагает возможным удовлетворить заявление, а в своих объяснениях указывает, что после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство у заявителя возникли достаточные основания для производства ему оспариваемой выплаты, однако по не зависящим от военнослужащего причинам его право на выплату в ДД.ММ.ГГГГ не было реализовано. При таких обстоятельствах, полагая, что Вахрушев обратился в суд своевременно, и его заявление является обоснованными, Дубов, будучи наделенный соответствующими полномочиями, просит суд принять признание им требований заявителя с учетом их уточнения, поскольку в настоящее время после проведения организационных мероприятий представляемый им командир воинской части лишен возможности самостоятельно восстановить нарушенное право Вахрушева в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 Кошлев в удовлетворении заявления просит отказать, а в объяснениях указывает, что основанием для такого решения, по его мнению, является пропуск Вахрушевым без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, а также необоснованность его требований относительно возложения на начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 обязанности произвести причитающуюся выплату, поскольку представляемое им учреждение приступило к осуществлению функций финансового обеспечения войсковой части № только с ДД.ММ.ГГГГ, а потому не должно отвечать по её обязательствам, возникшим в ДД.ММ.ГГГГ, так как не является правопреемником ликвидированного финансового органа.
Заслушав стороны, а также изучив материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производилась выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (далее – Выплата). Указанные выплаты производились исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 312) утверждались Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее – Правила), которые определяли порядок осуществления один раз в год выплаты денежных средств военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации; для получения указанной выплаты военнослужащим устанавливался срок представления необходимых документов - до 1 мая текущего года.
Между тем, в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 № 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (вступил в законную силу 1 января 2010 года) действие положений статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части оплаты стоимости путевок детей военнослужащих в организации отдыха и оздоровления было приостановлено до 1 января 2011 года.
В тоже время, как это следует из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, заявитель обращался с просьбой о производстве ему в установленном порядке Выплаты, однако ввиду недостижения его ребенком возраста 6 лет и 6 месяцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обращение Вахрушева фактически было оставлено командиром войсковой части № без удовлетворения.
При таких данных, оценив вышеизложенное, суд находит решение командира части по рапорту заявителя не соответствующим требованиям закона, так как правовых оснований для разрешения обращения по существу по причине приостановления действия нормы, предоставляющей социальную гарантию, у должностного лица не имелось.
Вместе с тем, на основании ст.ст. 4 и 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие положений пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» признаны утратившими силу.
Более того, этим же Федеральным законом статья 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 4.1, действие положений которого закон распространил на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом в соответствии с п. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее – Выплата), в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме этого, во исполнение названного выше Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 983 (постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года) внесены изменения в Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911.
Согласно упомянутым Правилам военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», один раз в год осуществляется выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Выплата производится в размере до 10800 рублей, которая осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации. Размер Выплаты ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Военнослужащим Выплата осуществляется по месту получения ими денежного довольствия, для чего в текущем году ими представляются соответствующие перечню документы.
Как это видно из содержания акта Министра обороны Российской Федерации от 2 декабря 2010 года № 1650 (вступил в законную силу после официального опубликования 30 января 2011 года), в соответствии с пунктом 4.1 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в 2010 году приказано осуществить выплату денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере 10 800 рублей на одного ребенка.
Анализ приведенного выше законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что военнослужащие, отнесенные к соответствующей категории, имеющие детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно, в результате изменений и дополнений закона, начиная с 1 января 2010 года, независимо от предоставления путевок приобрели право на выплату по месту получения денежного довольствия один раз в текущем году денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере 10 800 рублей на одного ребенка.
При этом свой вывод суд основывает на положениях ст. 4 ГК РФ, поскольку в упомянутых выше нормах имеется прямое указание на распространение действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно указаниям командира Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть № от ДД.ММ.ГГГГ, №, поступившим ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части №, последнему в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено обеспечить представление в довольствующий орган сведений о количестве детей военнослужащих школьного возраста (от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно), проходящим военную службу по контракту, офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» по состоянию на 1 января 2010 года.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», директивы Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2010 года № Д-60 дсп «Об организационных мероприятиях, направленных на совершенствование финансовой деятельности Министерства обороны Российской Федерации», указаний Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 201 года №205/2/795, а также приказа командующего войсками Западного военного округа от 16 декабря 2010 года финансовое обеспечение деятельности войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется через УЧРЕЖДЕНИЕ1
Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обращался с просьбой о производстве ему оспариваемой Выплаты, однако обращение также не разрешено положительно по причине изменения порядка финансирования.
Из исследованных в суде обращения от ДД.ММ.ГГГГ № и ответа на него от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что командир войсковой части №, сославшись на положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 декабря 2010 года № 1650, просил начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 разрешить в установленном порядке вопрос о производстве заявителю Выплаты, в связи с чем ему были даны разъяснения о том, что воинская часть зачислена на финансовое обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ, а потому денежные выплаты за прошедший год могут быть произведены только при условии отражения кредиторской задолженности в балансе за ДД.ММ.ГГГГ
По изложенным выше обстоятельствам представитель Дубов в суде пояснил, что до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, издания Министром обороны Российской Федерации приказа от 2 декабря 2010 года № 1650, а также с учетом указаний вышестоящего довольствующего органа имелась неопределенность относительно порядка назначения оспариваемой Выплаты, что лишало командира части возможности принять правильное и обоснованное решение по рапорту подчиненного. Однако после устранения на законодательном уровне всех неясностей заявителю было рекомендовано вновь поставить вопрос о выплате, но по причине ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ в воинской части финансового органа, право Вахрушева до истечения ДД.ММ.ГГГГ без достаточных оснований осталось нереализованным.
В соответствии со свидетельством о рождении, а также справкой, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 - дочь заявителя посещает класс муниципального образовательного учреждения –
Таким образом, в суде установлено, что ребенок заявителя, достигнув к ДД.ММ.ГГГГ возраста 6 лет и 8 месяцев, был зачислен в общеобразовательное учреждение для обучения по образовательным программам начального общего образования, и потому с учетом изменений норм, регулирующих спорные правоотношения, у заявителя возникло право на получение оспариваемой Выплаты с возможностью его реализации вплоть до окончания текущего года, а у должностного лица – обязанность разрешить по существу просьбу заявителя в соответствии с вновь установленным порядком.
При таких данных, принимая во внимание, что командир воинской части до окончания ДД.ММ.ГГГГ по рапорту заявителя обоснованное решение не принял и причитающуюся подчиненному Выплату не произвел, в том числе по причине упразднения финансового органа, суд, учитывая длящийся характер допущенных нарушений, полагает необходимым исчислять установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение Вахрушева в суд с заявлением с даты, следующей за днем, когда заявитель узнал о нарушении своих прав в результате невыплаты ему положенных денежных средств, на которые он мог рассчитывать до окончания ДД.ММ.ГГГГ, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, определив в судебном заседании согласно отметке на почтовом отправлении факт обращения Вахрушева в суд ДД.ММ.ГГГГ, имеются все основания считать, что установленный законом срок заявителем соблюден, а значит доводы представителя Кошлева об отказе в удовлетворении заявления по причине пропуска такового суд находит ошибочными и отвергает.
С учетом вышеизложенного, оценив и проанализировав приведенные нормы закона, а также доказательства в их совокупности, военный суд приходит к выводу о том, что требования Вахрушева о признании незаконными действий воинского должностного лица, связанных с непроизводстом ему в ДД.ММ.ГГГГ причитающейся Выплаты, являются обоснованными, поскольку в результате оспариваемых действий фактически были созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его права, которое может быть восстановлено путем возложения на командира воинской части обязанностей по изданию соответствующего приказа и направления этого решения в уполномоченный финансовый орган для реализации.
Таким образом, суд полагает необходимым принять признание должностным лицом этих требований и удовлетворить заявление, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
Вместе с тем, разрешая вопрос о порядке восстановления нарушенного права, суд считает, что помимо указанного выше в данной конкретной ситуации имеется необходимость возложить на начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 обязанность произвести Вахрушеву причитающуюся выплату по поступлении из войсковая часть № соответствующего приказа, поскольку с учетом положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации непринятие судом должных мер может создать препятствия для обеспечения правильного и своевременного исполнения решения суда.
При этом, основываясь на положениях пунктов 18 и 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд исходит из того, что обязанность возлагается на начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 не в порядке правопреемства, как ошибочно считает представитель Кошлев, а как на должностное лицо, в компетенции которого после состоявшихся организационных мероприятий находятся вопросы восстановления нарушенных прав заявителя в части, касающейся производства оспариваемой выплаты, а также возмещения судебных расходов.
С учетом изложенного, разрешая требование Вахрушева о понесенных судебных расходах, с учетом результатов рассмотрения заявления и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств на основании ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным присудить их заявителю за счет УЧРЕЖДЕНИЕ1.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
заявление Вахрушева Вячеслава Викторовича удовлетворить.
Признать действия командира Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть №, связанные с непроизводством Вахрушеву В.В. выплаты для оплаты стоимости путевки его ребенка в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, за ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Обязать командира Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть № издать приказ о производстве Вахрушеву В.В. выплаты для оплаты стоимости путевки его ребенка в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10800 (десять тысяч восемьсот) рублей и направить его для реализации в УЧРЕЖДЕНИЕ1
Обязать начальника УЧРЕЖДЕНИЕ1 по поступлению из Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть № соответствующего приказа произвести Вахрушеву В.В. причитающуюся выплату для оплаты стоимости путевки его ребенка в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10800 (десять тысяч восемьсот) рублей.
Взыскать с УЧРЕЖДЕНИЕ1 в пользу Вахрушева В.В. в счет возмещения судебных расходов 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Подпись.
Верно.
Судья Ярославского
гарнизонного военного суда Дерепко С.С.
Секретарь судебного заседания
Ярославского гарнизонного военного суда Маврина Н.Г.