ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-700/20 от 03.11.2020 Крапивинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-700/20

УИД42RS0021-01-2019-000350-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Крапивинский районный суд Кемеровской области в составе судьи Кудряковой Л.И., при секретаре Кузнецовой Т.В., с участием помощника прокурора Крапивинского района Кемеровской области Трапило Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крапивинского района Кемеровской области Калинина А.А. к МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» и Администрации Крапивинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к финансированию и проведению мероприятий связанных с обеспечением антитеррористической защищенности,

У С Т А Н О В И Л :

В Крапивинский районный суд обратился прокурор Крапивинского района Кемеровской области с исковыми требованиями к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Борисовская средняя общеобразовательная школа» и Администрации Крапивинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении ответчиков к финансированию и выполнению антитеррористических мероприятий в образовательной организации МБОУ «Борисовская СОШ»:

  1. По доработке планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) ;
  2. Оборудованию техническими средствами автономной охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» в помещение охраны объекта на 1 этаже: приемной директора, кабинет завуча, кабинет «Точки Роста»;
  3. Разработке и изданию приказа «О мерах по защите информации», утверждающей Инструкцию о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения»;
  4. Дооборудовать системой видеонаблюдения критические элементы (актовый зал);
  5. Оснащению МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» дополнительными источниками уличного освещения в количестве 3 штук ;
  6. По обеспечению объекта охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации. Подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены нарушения законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа».

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья относится к компетенции образовательной организации.

Правительство Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно п.17 Раздела III Требований, утвержденных постановлением Правительства № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) им присваивается категория опасности и устанавливаются мероприятия направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Проведенной проверкой стало установлено, что объекту МБОУ «Борисовская СОШ» присвоена 3 категория опасности. Также установлено, что мероприятия, предусмотренные Требованиями, на объекте и территориях МБОУ «Борисовская СОШ» не исполнены в полном объеме.

Проверкой установлено, что акты обследования и категорирования объектов (территорий) МБОУ «Борисовская СОШ» утверждены.. . Также составлен и утвержден паспорт безопасности объекта.. г.

Согласно пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с частью 4 статьи 5.2. Федерального закона Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 1.5 Устава МБОУ «Борисовская СОШ», учредителем и собственником Учреждения является администрация Крапивинского муниципального района, который вправе передать часть полномочий управлению образования администрации Крапивинского муниципального района.

Поскольку МБОУ «Борисовская СОШ» является муниципальным учреждением, финансирование работ по обеспечению комплекса антитеррористической защищенности в образовательной организации является обязанностью органа местного самоуправления, как учредителя образовательного учреждения.

Непринятие администрацией Крапивинского муниципального округа мер по финансированию расходов на оборудование объекта и территории образовательной организации МБОУ «Борисовская СОШ»» комплексом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренных перечнем паспорта безопасности, а также непринятие МБОУ «Борисовская СОШ» мер по оборудованию объекта и территорий образовательной организации комплексом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренных перечнем паспорта безопасности, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Просит обязать ответчиков профинансировать и провести мероприятия антитеррористической направленности, предусмотренные утвержденным перечнем паспорта безопасности.

Помощник прокурора Трапило Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить с учетом сроков исполнения мероприятий, утвержденных в паспорте безопасности.

Представитель ответчика от Администрации Крапивинского муниципального района Кемеровской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснила, что исковые требования прокурора не признает, поскольку уже после прокурорской проверки утвержден новый паспорт безопасности объекта, в котором установлены мероприятия, указанные в уточненном исковом заявлении, а также утверждены сроки их выполнения.

Представитель ответчика- ФИО2, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав помощника прокурора Трапило Л.А., поддержавшую заявленные исковые требования, и изучив материалы дела суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующими основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а так же принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.09г., в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. К данным мерам профилактики отнесены мероприятия в сферах: политической, социально-экономической, правовой, информационной, культурно-образовательной и организационно-технической. Выбор конкретных мер противодействия терроризму зависит в каждом конкретном случае от уровня выявленных террористических угроз. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование данных мероприятий определяются каждым субъектом противодействия терроризму самостоятельно за счет собственных средств. Согласно Бюджетного кодекса РФ ( ст.11, ст.31, ст.14) бюджет муниципального образования ( местный бюджет- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. В основу бюджетной системы положен принцип самостоятельности бюджетов и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а так же право самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья относится к компетенции образовательной организации.

Правительство Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 были утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Указанное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 №1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно п.17 Раздела III Требований, утвержденных постановлением Правительства № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) им присваивается категория опасности и устанавливаются мероприятия направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В судебном заседании установлено, что объекту МБОУ «Борисовская СОШ» присвоена 3 категория опасности. Также установлено, что мероприятия, предусмотренные Требованиями, на объекте и территориях МБОУ «Борисовская СОШ» не исполнены в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что акты обследования и категорирования объектов (территорий) МБОУ «Борисовская СОШ» утверждены.. . ( л.д.231) Также составлен и утвержден паспорт безопасности объекта.. г.( л.д.216)

Согласно пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с частью 4 статьи 5.2. Федерального закона Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 1.5 Устава МБОУ «Борисовская СОШ», учредителем и собственником Учреждения является администрация Крапивинского муниципального района, который вправе передать часть полномочий управлению образования администрации Крапивинского муниципального района.

Поскольку МБОУ «Борисовская СОШ» является муниципальным учреждением, финансирование работ по обеспечению комплекса антитеррористической защищенности в образовательной организации является обязанностью органа местного самоуправления, как учредителя образовательного учреждения.

Непринятие администрацией Крапивинского муниципального округа мер по финансированию расходов на оборудование объекта и территории образовательной организации МБОУ «Борисовская СОШ»» комплексом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренных перечнем паспорта безопасности, а также непринятие МБОУ «Борисовская СОШ» мер по оборудованию объекта и территорий образовательной организации комплексом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренных перечнем паспорта безопасности, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрена возможность установления судом срока для исполнения решения суда, но не обязанность определять таковой. Поскольку при утверждении паспорта безопасности для указанных в исковом заявлении мероприятий установлены сроки выполнения, суд полагает нет оснований для установления отличных, либо аналогичных сроков исполнения решения суда. В отношении требований о разработке планов, должностных инструкций, возложении обязанностей на специалистов, осуществления текущего контроля за функционированием существующих режимов и т.п., суд также не считает необходимым устанавливать конкретные сроки исполнения решения суда, поскольку указанные мероприятия подлежат выполнению и мониторингу постоянно.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Крапивинского района Кемеровской области Калинина А.А. к МБОУ «Бориосвская средняя общеобразовательная школа» и Администрации Крапивинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к финансированию и проведению мероприятий связанных с обеспечением антитеррористической защищенности удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Крапивинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, как учредителя МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа», провести необходимое финансирование мероприятий в образовательной организации МБОУ «Борисовская СОШ»:

  1. По доработке планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) ;
  2. Оборудованию техническими средствами автономной охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» в помещение охраны объекта на 1 этаже: приемной директора, кабинет завуча, кабинет «Точки Роста»;
  3. Разработке и изданию приказа «О мерах по защите информации», утверждающей Инструкцию о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения»;
  4. Дооборудовать системой видеонаблюдения критические элементы (актовый зал);
  5. Оснащению МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» дополнительными источниками уличного освещения в количестве 3 штук ;
  6. По обеспечению объекта охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации. Подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» выполнить мероприятия:

  1. По доработке планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) ;
  2. Оборудованию техническими средствами автономной охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» в помещение охраны объекта на 1 этаже: приемной директора, кабинет завуча, кабинет «Точки Роста»;
  3. Разработке и изданию приказа «О мерах по защите информации», утверждающей Инструкцию о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения»;
  4. Дооборудовать системой видеонаблюдения критические элементы (актовый зал);
  5. Оснащению МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» дополнительными источниками уличного освещения в количестве 3 штук ;
  6. По обеспечению объекта охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации. Подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении месяца со дня вынесения через Крапивинский районный суд.

Судья Кудрякова Л.И.