ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-700/2016 от 10.11.2016 Тандинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-700/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Бай-Хаак 10 ноября 2016 года

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Бадыраа Ш.Х.,

при секретаре Оюн А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах ОСВ, ДАА, ЧСП к ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капительного строительства» о возложении обязанности по установлению водоколонок,

установил:

Прокурор Тандинского района Республики Тыва Куулар В.В. обратился в суд с иском в интересах ОСВ, ДАА, ЧСП к ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капительного строительства» о возложении обязанности по установлению водоколонок в домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по <адрес>, а именно в двухквартирных жилых домах <адрес>, <адрес>, <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, ссылаясь на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка по обращению ОСВ в социальной сети «В Контакте» в группе «Новости Тувы+ » о нарушении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившиеся в проживании в жилом доме, в котором отсутствует электроэнергия и водоснабжение. По результатам проверки установлено, что доме ОСВ, ДАА, ЧСП, являющимися сиротами отсутствует водоснабжение, а также с ними проживают их малолетние дети.

В целях исполнения требований законодательства по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ГБУ РТ «Управление капитального строительства» заключили Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.1 госконтракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работу по строительству жилых домов для детей-сирот в Тандинском районе. Качество квартир должно соответствовать проектной документации, строительным, противопожарным и другим нормам и правилам, в соответствии с действующим законодательством. Работы должны быть выполнены в полном объеме и в установленные Контрактом сроки. Согласно п.6.2 Госконтракта подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы в полном объеме, в том числе и провести собственными силами комплексные инженерные изыскания. Также согласно техническому заданию структура цены контракта включает в том числе расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения).

По результатам проверки установлено, что в 2-х квартирных домах вышеуказанных детей-сирот по <адрес> отсутствует водоснабжение.

Просит суд обязать ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капитального строительства» обеспечить и установить водоколонки в 2-х квартирных жилых домах , <адрес>, <адрес>, <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тандинского района Ооржак А.Х. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ГБУ РТ «Управление капитального строительства», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.

Представителем ГКУ РТ «Госстройзаказ» КСЧВ., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, подал отзыв на исковое заявление. В отзыве и.о. директора МДА указал, что в техническом задании на выполнение работ Госконтракта , а также в соответствии с проектно-сметной документацией, работы по установке водоколонки не предусмотрены. Обязанность установить водоколонки возложены законом на органы местного самоуправления субъектов РФ, в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». А также в соответствии с ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа от исполнения своих обязательств. Считает, что администрация муниципального района обязана обеспечить организацию условий для жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований, в частности установить водоколонки в зависимости от расстояния и схемы расположения иных водозаборных станций. Дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес> построены полностью, переданы в соответствии с планом мероприятий и переданы в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для последующей передачи в Агентство по делам семьи и детей. Просит прекратить производство по делу в связи я тем, что они не являются надлежащими ответчиками.

Выслушав прокурора, и изучив отзыв и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 №918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ под жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлено, что ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ГБУ РТ «Управление капитального строительства» заключили Государственный контракт № 64 от 12.09.2014 года на строительство жилых домой на территории Республики Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ОСВ, ДАА, ЧСП являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которым выделены жилые помещения.

Согласно Государственного контракта от 12 сентября 2014 года за № 64 Заказчик в лице ГКУ РТ «Госстройзаказ» и Подрядчик в лице ГБУ РТ «Управление капитального строительства» заключили контракт по строительству жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик обязался построить жилые дома и после завершения строительства и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в срок установленный Контрактом, передать Заказчику жилые помещения, а Заказчик обязуется принять по акту приема передачи и уплатить согласно Контракту.

Неотъемлемыми частями контракта является, приложенное Техническое задание на выполнение работ.

Согласно п.10 раздела 1 Технического задания цена контракта включает, в том числе расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и т.п.).

Согласно п.14 раздела 2.2 Технического задания в инженерное обеспечение в соответствии с выданными техническими условиями включается холодное водоснабжение- водяная скважина.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Поскольку Заказчиком проекта согласно Государственного контракта является ГКУ РТ «Госстройзаказ», а Подрядчиком ГБУ РТ «Управление капитального строительства», и п.1.9 Контракта источником финансирования является средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республики Тыва в качестве субсидий и республиканский бюджет, кроме этого согласно п.10 Технического задания, цена контракта включает, в том числе расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и т.п.), то суд считает, что обязанность установки водоколонок возложены на ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ГБУ РТ «Управление капитального строительства».

Непринятие ответчиками мер по водоснабжению – установке водоколонок в домах нарушает права детей-сирот на своевременное их вселение в построенные дома и проживание в них, пригодных для этого условиях.

Согласно объяснению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и членов их семей: ОСВ, супруги ООК, супруги ОИК, супруги ЧСП, ОСВ проживающих в <адрес> следует, что что в 2-х квартирных домах отсутствует водоснабжение, а также электричество.

Таким образом, проверкой установлено, что условия Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ни подрядчиком, ни заказчиком не исполнены. В двух квартирных домах вышеуказанных детей-сирот по <адрес> отсутствует водоснабжение.

Согласно п.29 ст.2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является - охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения и обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению. (ст.3 ФЗ № 416)

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О водоснабжении о водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ст.18 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что жилые дома для детей-сирот предоставляются из специализированного жилищного фонда, ответчиками построенные дома будут переданы актом приема-передачи в Министерство земельных и имущественных отношений РТ для последующей передачи в Агентство по делам детей и семьи РТ и заключение договоров предоставления жилых домов с детьми-сиротами и фактическими правообладателями построенных домов являются ответчики обязанность по обеспечению водоснабжением путем подачи заявки и заключения договора технологического присоединения и его оплату возлагается на ответчиков.

Из материалов дела следует, что вышеуказанные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и их малолетние дети проживают в домах без водоснабжения.

Доводы представителя ГКУ РТ «Госстройзаказ» о том, что организация водоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района, т.е администрации Тандинского кожууна, суд считает несостоятельными, поскольку он основан в неверном толковании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"

Неоказание услуг по водоснабжению населения существенно нарушает права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их малолетних детей. Отсутствие холодного водоснабжения не реализует законное право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их детей на благоустроенное жилое помещение.

Таким образом, из исследованных выше доказательствах следует, что действительно в 2-хквартирных домах вышеуказанных детей-сирот отсутствует холодное водоснабжение. Судом установлено, что со стороны ответчиков усматривается непринятие мер по организации водоснабжения в домах, нарушаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их детей, на проживание в них, пригодных для этого условиях.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит обоснованными требования прокурора Тандинского района Куулар В.В. в интересах несовершеннолетних детей о возложении обязанности на ответчиков осуществить установку водоколонки в 2-хквартирных жилых домах по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан в случае поступления к нему обращений граждан об обеспечении права на жилище.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд устанавливает срок исполнения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить установку водоколонок в 2-хквартирных жилых домах по адресу: <адрес>,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах ОСВ, ДАА, ЧСП к ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капительного строительства» о возложении обязанности по установлению водоколонок удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" и Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Управление капитального строительства» обеспечить и установить водоколонки в двухквартирных домах по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2016 года.

Судья Бадыраа Ш.Х.