ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-700/2022 от 11.08.2022 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Городец 11 августа 2022года

Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Самарина М.Д., при секретаре Горшковой Т.А.., с участием представителя ответчика ТСЖ "Пономарева-2" по доверенности Илларионова С.Л., третьего лица Орехова И.А., третьего лица Калягина Е.П. рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции ....... к ТСЖ "Пономарева-2" об обязании исполнить предписание,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция ....... обратилась в суд с иском к ТСЖ "Пономарева-2" об обязании исполнить предписание от ****, а именно: устранить выявленные нарушения в многоквартирном доме по адресу: ........

Истец свои требования мотивировал тем, что*** на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки *, *** в отношении Товарищество собственников жилья «Пономарева-2» (далее - Общество) проведена внеплановая выездная проверка по содержанию общего имущества многоквартирного ....... (далее - МКД). Актом внеплановой выездной проверки от **** по указанному адресу было установлено, При наружной температуре воздуха -10°С, произведены замеры температуры воздуха в нежилом помещении ПЗ, расположенной на 1 этаже. Температура в нежилом помещении ПЗ составила +16,8°С., температура внутренней поверхности наружной торцевой стены в данной жилой комнате составляет +12,4°С, разница температур составила 4,4°С, Данные показатели не соответствует нормируемому (температурный перепад должен составлять не более 4°С). Данные показатели свидетельствуют о нарушении теплопроводности наружной стены здания, что стало причиной промерзания стены.

Замеры температуры воздуха произведены контактным цифровым термометром (з/н 2096497, ТК5.06, свидетельство о поверке № ***), принадлежащим Государственной жилищной инспекции ........

*** Обществу, в рамках жилищного контроля, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений и принять меры по содержанию общего имущества МКД *, конечный срок исполнения которого ***

*** на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки * от *** в отношении Общества проведена проверка общего имущества МКД. Актом внеплановой выездной проверки от **** по указанному адресу было установлено, что не выполнен п. 1 предписания * от ***, а именно не приняты меры по устранению выявленных нарушений.

Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и положением о государственной жилищной инспекции ......., утвержденным постановлением ....... от **** (далее - Положение) государственная жилищная инспекция ....... (далее - инспекция) входит в систему органов исполнительной власти ....... и является органом исполнительной власти ......., осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от ее формы собственности, законодательством РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, соблюдением требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетически ресурсов, а также за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.

В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции ......., (далее - Госжилинспекция), утвержденным постановлением ....... от **** (далее - Положение *), Госжилинспекция является органом исполнительной власти ......., осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Госжилинспекция в целях выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 4.1.1. Положения *).

Таким образом, Госжилинспекцией приняты исчерпывающие меры административного воздействия по стимулированию Общество содержать общее имущество МКД в надлежащем состоянии.

Учитывая то, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля просит суд обязать ТСЖ "Пономарева-2" исполнить предписание * от ***, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения..

Определением суда от *** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен ИП Калягин Е. П..

Определением суда от *** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Орехов И. А..

Представитель истца Государственной жилищной инспекции ....... не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика ТСЖ "Пономарева-2" Илларионов С.Л в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал что 24.03.2021г. по результатам внеплановой выездной проверки ГЖИ НО от 12.03.2021г. было выдано предписание * об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым было установлено требование устранить выявленные нарушения.

На момент проведения 12.03.2021г. в 09 часов 20 минут обследования жилищного фонда по адресу: ......., главным специалистом Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции ....... - государственным жилищным инспектором .......Сметаниной И.В. выявлено, что имея возможность по соблюдению «правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ от ****, далее «Правила», председатель правления ТСЖ «Пономарева-2» Фролова А.И. не приняла надлежащих мер по содержанию и ремонту указанного жилого дома, в результате чего в ходе указанной проверки было выявлено: при наружной температуре воздуха - 10°С, произведены замеры температуры воздуха в нежилом помещении ПЗ, расположенном на 1 этаже дома. Температура в нежилом помещении ПЗ составила +16,8°С, температура внутренней поверхности наружной торцевой стены в данной комнате составляет +12,4°С, разница температур составила 4,4"С. Данные температуры не соответствуют нормируемому температурному перепаду в жилых зданиях и помещениях для наружных стен, согласно п.1 табл.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (Температурный перепад должен составлять не более 4,0*"С). Данные показатели свидетельствуют о нарушении теплопроводности наружной стены здания, что стало причиной промерзания стены. Таким образом, был якобы нарушен п.1 таб.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита здания».

С выявленными нарушениями ТСЖ «Пономарева-2» было не согласно по следующим основаниям:

1. ТСЖ «Пономарева-2» является некоммерческой организаций, чья деятельность направлена на удовлетворение жилищных прав собственников данного МКД. Лицензией по управлению МКД не обладает, а потому и лицензионные требования нарушить не могло.

2. ТСЖ «Пономарева-2» считает что нарушение температурного режима в помещении вызвано не промерзанием стены, а неисправностью системы отопления, т.к.

отклонение температурного режима всего на 0,4°С, что скорее всего является погрешностью измерительного прибора (ТК 5.06, погрешность которого составляет 0,5 °С - из открытых источников в «Интернете»),

3. Система отопления данного нежилого помещения не относится с общему имущества МКД, и ответственность за её работоспособность несет собственник. Она уже несколько лет находится в неисправном состоянии, о чем собственнику известно (не промывается, не ремонтируется запорная арматура). Собственник (или арендатор) данного пристроя видимо с целью экономии электроэнергии отключил электрические насосы, им же установленные для улучшения работоспособности системы отопления, что также не способствовало работоспособности. Данная система обслуживает исключительно только это помещение а точнее Пристрой 1 к МКД. Кроме того, проект системы отопления данного жилого помещения в ТСЖ «Пономарева-2» отсутствует (несмотря на то, что МКД ТСЖ управляет с 2008г.).

4. Также стоит отметить, что при обследовании данного нежилого помещения все отопительные приборы были заставлены товаром - межкомнатными дверями, что исключало нормальную циркуляцию воздуха в помещении.

5. Из объяснений сотрудников арендатора, находившихся на момент проверки в помещении ПЗ, выяснилось, что действительно температурный режим неудовлетворительный, но приходя на работу в 9-00 (проверка проводилась в 9-20) они включают мощный электрический тепловой конвектор, что приводит к быстрому повышению воздуха в помещении. Именно в результате этого разница температур между температурой воздуха и температурой стены оказалась в пределах границ нормативов.

6. Наружная стена помещения также как и система отопления не является общим имуществом МКД по следующим основаниям. Данное нежилое помещение является встроенным. По факту независимо от собственников помещений дома данное помещение образовалось в результате обкладки кирпичом (в нарушении СПиП по толщине) свободного пространства в полости первого этажа 12-ти этажного дома. В проекте данного дома данного помещения не имеется, а потому оснований утеплять ее за счет всех собственников не имеется. ТСЖ считает образование данного помещения, пристроенного (встроенного) в общее имущество МКД незаконной перепланировкой. В связи с чем, у ГЖИ НО есть все основания требовать сноса данного нежилого помещения. Кроме того, действующая редакция ст. 15 ЖК РФ дополнена п.6 гласящей, что «Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.» Таким образом данное помещение, точнее пристрой неотъемлемой частью МКД не является, а следовательно и спорная наружная стена не может быть отнесена к общему имуществу МКД.

7. Также стоит отметить, что в соответствии с п.2.2.2. соглашения о компенсации расходов на тепловую энергию, заключенного *** между ТСЖ «Пономарева-2» и арендатора данного нежилого помещения ИП Калягиным Е.П., арендатор принял на себя обязанность «утеплить помещения во избежание необоснованной утечки тепла», однако до настоящего времени этого не сделал.

В тоже время ТСЖ «Пономарева-2» сделал все возможное для исполнение данного предписания ГЖИ НО, а именно выдал собственнику помещения технические условия, необходимые для проектирования и монтажа системы отопления, которые на сегодняшний день не исполнены. Таким образом, в иске просит отказать в полном объеме.

Дополнительной пояснил, собственником помещения ранее был АО "ЗМЗ", который и построил встроенное помещение, пристроив к многоквартирному дому три стены. Согласно представленного плана многоквартирного дома, из общей собственности многоквартирного имеются только четыре колонны, которые фактически находятся внутри помещения, а ограждающая стена в состав общего имущества никогда не входила, поскольку не является несущей, и не входит в проект дома. Данное помещение было сдано в аренду ИП Калягину Е.П. ТСЖ и ИП Калягин заключили договор о компенсации расходов при подаче тепловой энергии, тем самым Калягин был подключен к отоплению дома, в соответствии с п.2.2.2. соглашения о компенсации расходов на тепловую энергию, заключенного *** между ТСЖ «Пономарева-2» и арендатора данного нежилого помещения ИП Калягиным Е.П., арендатор принял на себя обязанность соблюдать права пользования тепловой энергией и утеплять помещение во избежание необоснованной утечки тепла, однако до настоящего времени этого не сделал. В январе 2012г. данное помещение приобрел Орехов И.А., длительное время никаких претензий он не предъявлял, поскольку система отопления данного помещения и три стены принадлежат собственнику помещения, поскольку они не входят в состав общего имущества, и обслуживают только одно данное помещение, согласно Жилищного кодекса РФ. Когда провели осмотр данного помещения, то выяснилось, что нет проекта на данную систему отопления. Технические условия на систему отопления ТСЖ были выданы в августе, до сих пор не исполнены. *** в отношении ТСЖ «Пономарева-2» проведена внеплановая выездная проверка по содержанию общего имущества многоквартирного ....... г. В результате чего в ходе указанной проверки было выявлено: что при наружной температуре воздуха - 10°С, произведены замеры температуры воздуха в нежилом помещении ПЗ, расположенном на 1 этаже дома. Температура в нежилом помещении ПЗ составила +16,8°С, температура внутренней поверхности наружной торцевой стены в данной комнате составляет +12,4°С, разница температур составила 4,4°С.Данные температуры не соответствуют нормируемому температурному перепаду в жилых зданиях и помещениях для наружных стен, согласно п.1 табл.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (Температурный перепад должен составлять не более 4,0°С). Истец ссылается, что данные показатели свидетельствуют о нарушении теплопроводности наружной стены здания, что стало причиной промерзания стены. Таким образом, был якобы нарушен п.1 таб.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита здания», согласно СНИПу нормативная толщина стены соответствует, также отклонение температурного режима всего на 0,4°С, что скорее всего является погрешностью измерительного прибора (ТК 5.06, погрешность которого составляет 0,5 °С - из открытых источников в «Интернете»), данное отклонение превышает норму от СНиПА, мы обращали внимание на это ГЖИ, но предписание оставили в силе. Кроме того, система отопления данного нежилого помещения не относится с общему имущества МКД, и ответственность за её работоспособность несет собственник, у ТСЖ нет оснований выполнять ремонт частного имущества, поскольку денежные средства направляются на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома. Собственник данного помещения не предпринимает ни каких мер к нормализации системы отопления. Ответчик обращался в ГЖИ с целью разъяснения каким образом должны исполнить данное предписание, но ответа не получено. В тоже время ТСЖ «Пономарева-2» сделал все возможное для исполнение данного предписания, а именно выдал собственнику помещения технические условия, необходимые для проектирования и монтажа системы отопления, которые на сегодняшний день не исполнены.

Считает, что причина нарушения температурного режима в помещении Орехова И.А. состоит в ненадлежащей работе системы отопления. Поменять систему отопления ответчик не может, система отопления данного нежилого помещения не относится к общему имуществу МКД, и ответственность за её работоспособность несет собственник. Указанное предписании ГЖИ ответчик не обжаловал, к административной ответственности привлекался председатель ТСЖ. В предписание не указано, что ТСЖ должно утеплить стену данного помещения. Считает, что сделали все возможное для исполнение данного предписания, а именно выдали собственнику помещения технические условия в августе 2021г., необходимые для проектирования и монтажа системы отопления, которые на сегодняшний день не исполнены. Жилищное законодательство четко определяет, что собственник несет бремя содержания своего имущества и ремонта. Стена является капитальной, но не является несущей.

Третье лицо Орехов И.А. в судебном заседании исковые требования считал подлежащими удовлетворению, пояснил, что в 2012 году он приобрел помещение № П3 ........ у АО "ЗМЗ". В 2012 году был заключен договор с ТСЖ, поскольку в 2015г. руководство ТСЖ сменилось со мной заключили новый договор. Согласно справки БТИ "Нижтехинвентаризация", данное помещение является составной частью многоквартирного дома. Данное помещение было построено в 1996г., в 2006 году организовалось ТСЖ, данное помещение П3 и помещение П4 уже были. Коммунальные услуги он оплачивает ежемесячно, в том, числе и содержание помещения, капитальный ремонт. ТСЖ проводились работы по утеплению стен, однако стену его помещения не утеплили. ТСЖ ссылается на соглашение 2011г. заключенное с ИП Калягиным Е.П., но он стал собственником в 2012 году, таким образом, данное соглашение уже не действует. В 2014 году он поставил новые батареи в помещении, его подключили к общедомовой системе отопления. В самом помещении, он сделал ремонт и добавил дополнительные батареи.

В 2014г. он обращался в ГЖИ, где ему сообщили, что данную стену должны утеплять ТСЖ. В 2020г. на общем собрании вопрос по утеплению наружной стены помещения П3 не поднимался. В 2021г. он вновь обратился в ГЖИ, сотрудниками ГЖИ была проведена проверка, по результатам которой ТСЖ было выдано предписание. Ему предложили предоставить проект системы отопления, он согласен предоставить проект существующей системы отопления, но переделывать систему отопления не готов. Про соглашение, которое заключено между Калягиным Е.П. в 2011г. он не знал. Согласно документов помещение П3 является встроенным помещением, составной частью МКД.

Третье лицо Калягин Е.П. в судебном заседании исковые требования оставил на разрешение суда, пояснил деятельность в помещении П3 ....... осуществляет с 2010г. Ранее владельцем указанного помещения был АО "ЗМЗ". Заключались ли договора с ТСЖ он не помнит. Сотрудниками ГЖИ проводилась проверка, он участие в проверке не принимал, но со слов супруги ему известно, что измеряли температуру наружных стен. В данном помещении находится мебельный магазин, сотрудники мебельного магазина жаловались на низкие температуры в помещении. К собственнику данного помещения также обращались, в результате была поменяна система отопления, внутри помещения добавлены дополнительные радиаторы, вставлена пластиковая дверь, температура стала чуть выше.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пункту 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу п. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3, 4, 4.1, 4.2 ст. 20 ЖК РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановления Правительства РФ от *** N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, - созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (подп. "а", "б" п. 3.1. Положения).

Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях. Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции ....... следует из прямого указания ст. 25 Федерального Закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. п. 2, 3.1, 3.5 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением ....... от *** N 885.

В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию ремонту общего имущества в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от **** (далее - Правила *).

В соответствии с пп. "в" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с пп "г" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", в состав общего имущества включаются также ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Согласно п. п. 8, 24 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от *** N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, которая должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе - безопасность для жизни и здоровья граждан (пп. "б").

В соответствии с п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от *** N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Согласно таблице 5 в пункте 5.2 СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003, утв. Приказом Минрегиона России от *** N 265 (далее - СП 50.13330.2012), в жилых зданиях и помещениях нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции (наружных стен) не может быть более 4.0 °C.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** на основании приказа * от *** о проведении внеплановой выездной проверки в Товарищество собственников жилья «Пономарева-2» проведена проверка с обследованием многоквартирного ....... на основании обращения о нарушении обязательных требований ТСЖ "Пономарева-2"по управлению многоквартирным домом, а именно

В результате которой выявлены следующие нарушения: при наружной температуре воздуха -10°С, произведены замеры температуры воздуха в нежилом помещении ПЗ, расположенной на 1 этаже. Температура в нежилом помещении ПЗ составила +16,8°С., температура внутренней поверхности наружной торцевой стены в данной жилой комнате составляет +12,4°С, разница температур составила 4,4°С, Данные показатели не соответствует нормируемому (температурный перепад должен составлять не более 4°С). Данные показатели свидетельствуют о нарушении теплопроводности наружной ТСЖ не приняты меры по надлежащему содержанию жилого дома, что привело к нарушению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ****, СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита здания».

*** ТСЖ "Пономарева-2" в рамках лицензионного контроля, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг *, конечный срок исполнения которого ***

Указанное предписание ответчиком в установленном законом порядке не оспорено.

*** на основании приказа * от *** о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Пономарева-2" проведена проверка с обследованием многоквартирного ......., в результате которой выявлены следующие нарушения: не выполнено предписания * от ***

Как следует из материалов дела управлением многоквартирными жилым домом * по ....... осуществляет ТСЖ «Пономарева-2», на осовании Устава.

Согласно инвентаризационного плана МКД, жилой дом состоит из основного здания 1101 кв.м., и двух пристроев А1 (90,2 кв.м.) и А2 (90,6 кв.м).

Согласно справки */з от *** ГП "Нижтехинвентаризация" в составе жилого дома находится нежилое встроенное помещение П3, являющееся составной частью объекта капитального строительства.

Согласно распоряжению главы Администрации ....... от ***, АО "ЗМЗ" разрешена застройка сквозных пролетов в жилом ....... для размещения магазинов для обсаживания населения.

На основании акта технической приемки и сдачи в эксплуатацию зданий и сооружений от *** произведена техническая приемка помещения в эксплуатацию.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** собственником помещения П3 ....... является Орехов И.А.

*** между Ореховым И.А. и ТСЖ "Пономарева-2" заключен договор о содержании и ремонте общего имущества МКД и предоставлении коммунальных услуг. Согласно указанном договору собственник помещения вносит плату за содержание и ремонт помещения и коммунальные услуги, установлен размер платы за содержание и ремонт общего и имущества в МКД.

Согласно представленным квитанциям, Орехов И.А. оплачивает коммунальные услуги и содержание и ремонт помещения, ответчиком указанное не оспаривается.

Кроме того, с *** статья 15 ЖК РФ дополнена частью 6, согласно которой многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ****-П (далее - Постановление *-П), сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 Гражданского кодекса и статья 36 Жилищного кодекса).

С учетом вышеизложенного, доводы ответчика о том, что наружная стена помещения также как и система отопления не является общим имуществом МКД так как данное помещение, неотъемлемой частью МКД не является, а следовательно и спорная наружная стена не может быть отнесена к общему имуществу МКД судом не принимаются.

Таким образом, наличие элементов общего имущества, перечисленных в пункте 2 Правил *, а также установленные по делу обстоятельства, связанные с возведением многоквартирного дома со встроенными помещениями как одного строительного объекта не позволяют сделать вывод об отсутствии у многоквартирного дома и здания, принадлежащего Орехову И.А, общего имущества.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1. Правил Госстроя N 170).

В нарушении требований ст.56 ГПК РФ, ответчиком доказательств исполнения предписании ГЖИ .......* от ***, суду не представлено.

Ответчик не оспаривал, что указанные предписание в установленный в них срок не исполнены. Данные предписания ответчиком не обжаловались.

Таким образом, Государственной жилищной инспекцией приняты исчерпывающие меры административного воздействия по стимулированию ТСЖ "Пономарева-2"устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

При этом судом принято во внимание, что предписание Государственной жилищной инспекции ....... незаконным признано не было, в связи с чем, в соответствии с нормами материального права констатировал, что оно является обязательным для исполнения ответчиком, которым в силу императивного указания законодателем (п. 1 ст. 161 ЖК РФ) в процессе управления многоквартирным домом должны обеспечиваться благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также постоянная готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При установлении факта выполнения предписания ТСЖ "Пономарева-2" необходимо предметно установить объем мероприятий (работ), которые подлежат выполнению в целях устранения выявленных нарушений. При этом ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ применительно к рассматриваемому спору должен представить доказательства, объективно подтверждающие выполнение всех мероприятий, направленных на устранение нарушений.

Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом. (ст. 401 ГК РФ).

В судебном заседании представителем ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, свидетельствующих о выполнении требований предписаний суду в нарушении ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что в предписание не указано, что ТСЖ должна быть проведена работа по наружному утеплению стен многоквартирного дома данного помещения, а также что указная наружная стена не является общим имуществом МКД, в связи с чем их выполнение не является компетенцией управляющей организации, судом отвергаются. Так, указанное предписание не содержит требования об устранении выявленных нарушений путем утепления наружных стен дома. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от *** N 170, теплозащита дефектных участков стен, помимо утепления стен, осуществляется просушкой отсыревших участков стен; восстановлением герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен.

Довод представителя ответчика о том, что ТСЖ сделало все возможное для исполнение данного предписания, а именно выдали собственнику помещения П3 технические условия в августе 2021 года необходимые для проектирования и монтажа системы отопления, которые на сегодняшний день не исполнены, данные меры должного результата не дали, судом не принимаются. В данном случае доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для исполнения предписания, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному его выполнению, в материалах дела не имеется.

Довод представителя ответчика о том, что в соответствии с п.2.2.2. соглашения о компенсации расходов на тепловую энергию, заключенного *** между ТСЖ «Пономарева-2» и ИП Калягиным Е.П., арендатор ИП Калягиным Е.П принял на себя обязанность соблюдать права пользования тепловой энергией и утеплять помещение во избежание необоснованной утечки тепла, не имеют правового значения при разрешении настоящего дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент разрешения спора судом ответчик неправомерно уклоняется от выполнения предписания Госжилинспекции, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения заявленных Государственной жилищной инспекцией требований.

В данном случае действия Государственной жилищной инспекции ....... были осуществлены на основании обращения собственника помещения многоквартирного .......Орехова И.А. по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества дома.

Указанные действия соответствовали вышеизложенным положениям правовых норм и были осуществлены истцом как органом муниципального жилищного надзора в целях пресечения нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг.

Поскольку законные предписания истца выполнены ответчиком в установленный срок не были, истец в целях выполнения возложенных на нее задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая во внимание положения вышеизложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что обращение истца в суд с требованием ТСЖ "Пономарева-2" о возложении обязанности исполнить предписания осуществлено в пределах компетенции истца.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает срок исполнения настоящего решения. В связи с тем, что невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, ответчик имеет возможность к настоящему времени исполнять указанные предписания, но не исполнил их, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - один месяц с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в сумме 6000 рублей, от уплаты которой при подаче иска истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции ....... (ИНН *) к ТСЖ "Пономарева-2" (ИНН *) об обязании исполнить предписание, удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья "Пономарева-2" (ИНН *) исполнить предписания государственной жилищной инспекции ....... от ****, а именно: устранить выявленные нарушения в многоквартирном доме по адресу: ........

Установить Товариществу собственников жилья "Пономарева-2" срок для выполнения указанных действий – один месяц с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Товарищества собственников жилья "Пономарева-2" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Городецкий городской суд ........

Судья М.Д. Самарина