ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7016/2016 от 15.02.2017 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-706/2017

Заочное решение

Именем Российской Федерации

15 февраля 2017 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Ивановой Е.О.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Техком» о защите прав потребителей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Техком» (далее по тексту ООО «Техком») о защите прав потребителя. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что <Дата>. он приобрел у ответчика квадрокоптер торговой марки <данные изъяты>, серийный <№>, стоимостью <данные изъяты> руб. В процессе эксплуатации в товаре выявлены недостатки: не запускается двигатель, не работает <данные изъяты>, не реагирует на команду <данные изъяты>». <Дата> истец обратился к ответчику с претензией в которой потребовал расторгнуть договор купли-продажи, вернуть уплаченную за квадрокоптер денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. На что <Дата>. получил ответ, где требования указанные в претензии не выполнены. Полагает поскольку при эксплуатации товара выявлено несколько недостатков, а именно: не запускается двигатель, не реагировал на команду «<данные изъяты>», не работал <данные изъяты>, они являются существенными. Указал, что обнаружением в товаре существенных недостатков ему причинен моральный вред. На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика ООО «Техком» в свою пользу денежные средства уплаченные за квадрокоптер <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб., неустойку за просрочку выполнения требований потребителя за период с <Дата> по день вынесения судом решения, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штраф в размере 50% от суммы присужденной в пользу потребителя, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причин неявки, суду не сообщил, отзыва и возражений на иск не представил.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, имея согласие истца рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства и пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от <Дата> N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ч. 2 ст. 4 указанного Закона РФ при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных данным Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

Под существенным недостатком товара (работы, услуги), согласно Закону РФ "О защите прав потребителей", понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов и затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Согласно п. 6 Перечню технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 924, технически сложным товарам является, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

В соответствии с чем квадрокоптер, согласно указанному Перечню, является технически сложным товарам.

Введение законодателем нормы о праве потребителя на предъявление вышеуказанных требований в случае обнаружения существенного недостатка товара обусловлено необходимостью достижения баланса интересов между изготовителями (продавцами) и потребителями при регламентации вопросов качества (безопасности) товара. Данное правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности гражданского оборота.

На основании абз. 2 ч. 5 ст. 18 указанного Закона РФ продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Согласно абз. 3 ч. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные данным Законом РФ. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

На основании ч. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В силу ч. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.

Согласно ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (ч. 1); в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (ч. 2). Данная норма соответствует абз. 2 ч. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В судебном заседании установлено, что <Дата>. ФИО1 заключил с ООО «Техком» договор купли-продажи квадрокоптера <данные изъяты>, серийный <№>, стоимостью <данные изъяты> руб.

В процессе эксплуатации в товаре выявился недостаток: не запускается двигатель, не работает <данные изъяты>, не реагирует на команду <данные изъяты>».

<Дата> истцом указанный товар был сдан ответчику, что следует из заказ-наряда <№> от <Дата>. В указанном документе отражены заявленные истцом дефекты товара. При этом спора между сторонами о причинах возникновения недостатков товара не возникало, доказательств обратного суду не представлено.

<Дата> истец обратился к ответчику с письменной претензией в которой потребовал вернуть уплаченную за товар денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. Ответчиком <Дата>г., в установленный законом срок, направлен ответ на претензию в котором последний сообщил, что <Дата>. товар был сдан истцом на ремонт. В связи с тем, что истцом изначально не заявлялось требований о возврате денежных средств, по итогам технической диагностики сервисным центром был произведен гарантийный ремонт устройства, в результате которого заявленный недостаток устранен, также разъяснен порядок выдачи товара.

Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества закреплены в ст. 503 ГК РФ, п. 3 которой установлено, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.

Статьей 9 Федерального закона от <Дата> N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от <Дата> N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных данным законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 1).

Таким образом, из представленных суду доказательств невозможно определить ни одно из предусмотренных законом оснований для расторжения договора купли-продажи технически сложного товара, повлекшее за собой возврат уплаченных за товар денежных средств.

Истцом в исковом заявлении, в качестве основания обращения в суд указано на существенный недостаток в товаре. При этом, доказательств подтверждающих заявленный довод суду не представлено.

Из представленного заказ-наряда от <Дата>. следует, что действительно в товаре квадрокоптер торговой марки <данные изъяты>, серийный <№>, имелись заявленные истцом недостатки, при этом ФИО1 воспользовался своим правом и сдал указанный товар на ремонт. Спора относительно причин возникновения недостатков товара между сторонами не возникало. Из сообщения ответчика следует, что товар отремонтирован и истец может его забрать в магазине.

Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исходя из чего оснований для удовлетворения иска у суда не имеется, поскольку допустимых доказательств, достоверно подтверждающих наличие в товаре существенного недостатка суду не представлено. Иных оснований позволяющих возвратить технический сложный товар продавцу, истцом не заявлено.

Поскольку требования о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда являются производными от основного, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из того, что в удовлетворении исковых требований ФИО1, отказано, требования о взыскании расходов по оплате услуг представителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Техком» о возврате уплаченных за товар денежных средств, взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда, отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья