ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-701/20 от 03.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

56RS0019-01-2020-001144-47

№ 2-701/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 июля 2020 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Мирохиной Ю.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Агаповой К.И.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-701/2020 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» (далее – ООО «Уралцветметремонт»), в котором просил:

признать незаконной деятельность ответчика в сфере охраны атмосферного воздуха в отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, разработанной и утвержденной программы производственного контроля, а также не принятии мер по постановке на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и предоставлению сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля;

обязать ООО «Уралцветметремонт» в срок до 1 декабря 2020 года принять меры по постановке на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду,

по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля,

по организации и обеспечению производственного контроля за охраной атмосферного воздуха,

по предоставлению сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, либо об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результатов производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «Уралцветметремонт». Проверкой установлено, что основным видом деятельности ООО «Уралцветметремонт» является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительные виды деятельности: производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, ремонт машин и оборудования и иные виды деятельности. ООО «Уралцветметремонт» заключен договор аренды имущества №29/19 от 14.09.2019 г. с ЗАО «Орскцветметремонт», согласно которому, ООО «Уралцветметремонт» принимает в аренду следующее имущество: 1-3 этажное здание РММ, бытовые помещения, 1-3 этажное здание промбазы, здание цеха ТНП корпус 1, здание цеха ТНП корпус 2, земельный участок, одноэтажное здание гаража, одноэтажное здание РММ, квартира <адрес> Договор аренды заключен на 11 мес. с 14.09.2019 г. по 13.08.2020 г.

Приказом №ЛЧ-04-22/147 от 15.01.2016 г. управления Росприроднадзора по Оренбургской области установлены нормативы предельно допустимых выбросов на период с 15.01.2016 г. по 31.12.2020 г., норматив выбросов вредных веществ 4,79454 т/год. Согласно проекту нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Уралцветметремонт» эксплуатирует 10 стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, из низ 8 организованных и 2 неорганизованных источника: дымовые трубы котельных №1,2,3,4, вентиляционная труба цеха металлоконструкций, вентиляционная труба гаража, вентиляционная труба механического участка, вентиляционная труба аккумуляторной, открытая автостоянка, территория предприятия, от которой в атмосферу поступает 17 загрязняющих веществ: железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, серная кислота, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, фтористые соединения газообразные, фториды неорганические плохо растворимые, углероды С1 – С5, бензапирен, бензин, керосин, эмульсол, пыли неорганическая, пыли абразивная.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 67 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 22, 25, 30 ФЗ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Уралцветметремонт» не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля; производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется; лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха либо экологическая служба на объекте хозяйственной и иной деятельности отсутствует, результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль, не представлены.

В нарушение требований законодательства, в установленные законодательством сроки, ООО «Уралцветметремонт» не исполнило обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Невыполнение ответчиком указанных актов федерального законодательства нарушает интересы РФ как собственника природных ресурсов и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Оренбургской области, на жизнь, здоровье и благополучную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Агапова К.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Уралцветметремонт»» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования признала. Наличие нарушений природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха не оспаривала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Охрана атмосферного воздуха - это система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха").

Согласно п.п. 1,2 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха", при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020), производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 67).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (ст. 69).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 69.2, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Уралцветметремонт» является строительство жилых и нежилых зданий, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, ремонт машин и оборудования.

14 сентября 2019 года между ЗАО «Орскцветремонт» (арендодатель) и ООО «Уралцветметремонт» (арендатор) заключен договор аренды имущества №29/19, согласно которому, арендодатель сдает арендатору в аренду имущество, указанное в Приложениях №№1,2,3, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, для использования его в целях осуществления своих уставных задач. Срок аренды устанавливается на 11 месяцев, то есть, с 14 сентября 2019 года по 13 августа 2020 года.

23 марта 2020 года первым заместителем прокурора Ленинского района г. Орска Волковым А.П. вынесено решение о проведении проверки в отношении ООО «Уралцветметремонт» с целью выявления и пресечения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха. Срок проведения проверки установлен с 23.03.2020 г. по 23.04.2020 г.

С указанным решением ознакомлен директор ООО «Уралцветметремонт» ФИО2 24 марта 2020 г.

Согласно акту проверки деятельности ООО «Уралцветметремонт» от 12 мая 2020 года, установлено, что ООО «Уралцветметремонт» не проведена корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не представлена информация о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год; не представлена информация о направлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган исполнительной власти; не разработаны и не согласованы с МПР Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий; не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля; не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха – не назначены лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; не представлены сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль; не исполнена обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Возражений на исковое заявление представителем ответчика в судебном заседании не представлено, наличие нарушений природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха представитель ответчика не оспаривал.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Уралцветметремонт» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным согласиться с предложенным прокурором сроком устранения нарушений природоохранного законодательства - до 1 декабря 2020 года, полагая, что данный срок является разумным, с учетом характера и объема подлежащего исполнению ответчиком возлагаемых на него обязанностей.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ООО «Уралцветметремонт» в пользу муниципального бюджета «Город Орск» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требований прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» об обязании устранить нарушения в сфере охраны атмосферного воздуха, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» в сфере охраны атмосферного воздуха в отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, разработанной и утвержденной программы производственного контроля, а также не принятии мер по постановке на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и предоставлению сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» в срок до 1 декабря 2020 года принять меры:

по постановке на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду,

по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля,

по организации и обеспечению производственного контроля за охраной атмосферного воздуха,

по предоставлению сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, либо об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результатов производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Уралцветметремонт» государственную пошлину, в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования г.Орска.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.

Судья Сбитнева Ю.Д.