ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-701/2016 от 09.02.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-701/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2016 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Волошиной С.Э.,

при секретаре Малышевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Дудниковой Н.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Дудникова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Она воспитывает сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ сын был поставлен на учет в Комитете образования городского округа «город Чита». До настоящего времени место в МДОУ ребенку не предоставлено. На неоднократные обращения по вопросу обеспечения ее ребенка местом в дошкольном учреждении, получала отказа со ссылкой на отсутствие свободных мест. Своим бездействием ответчик ограничивает возможность получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в группе полного дня. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Чита», выразившееся в невозможности ее сыном ФИО2, реализовать право на общедоступное дошкольное образование, обязать ответчика выплачивать компенсацию в размере не менее одного МРОТ по Забайкальскому краю (8059 рублей) в месяц за не предоставленное место в ДОУ ее ребенку, повлекшее невозможность реализовать ее право на труд до момента предоставления места в ДОУ.

В судебном заседании Дудникова Н.А. требования поддержала.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Кудрявцева А.А. иск не признала по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» является структурным подразделением администрации городского округа «Город Чита» в области образования, осуществляет полномочия, в том числе по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и осуществления по поручению администрации городского округа «Город Чита» функций учредителя муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.

Аналогичное положение содержится в Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " (п. 1 ч. 1 ст. 9).

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).

При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного Закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

Во исполнение указанных требований закона Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» разработано Положение об организации деятельности комиссии по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита» по распределению детей в дошкольные образования г.Читы.

Пунктом 3.2 Положения об организации деятельности комиссии установлено, что при комплектовании детей возраст определяется на 01 сентября.

Главой 3 Положения об организации приема заявлений, постановке на учет и зачислению детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита», утвержденного Приказом председателя комитета образования № 246 от 25.04.2014, определено, что в МДОУ направляются дети в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом даты регистрации в региональном информационном ресурсе «Е-услуги. Образование», права внеочередного и первоочередного получения места в МДОУ и нормативной наполняемости групп.

Таким образом, предоставление ребенку места в детском саду осуществляется по результатам автоматизированного комплектования информационного ресурса «Е-услуги. Образование», производится в порядке очередности, с учетом перечисленных условий.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в региональной автоматизированной системе «Е-услуги. Образование», имеет статус «очередник».

Ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет.

По сведениям Комитета образования в 2015г. все направления были выданы детям, имеющим право на предоставление места во внеочередном и первоочередном порядке, а также поставленных на учет ранее ФИО2.

Таким образом, ФИО2 будет определен в одно из бюджетных дошкольных образовательных учреждений города в порядке очередности.

Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ не может быть расценено как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.

Отсутствие мест в группах полного дня ДОУ не указывает на то, что администрация города прекратила исполнение обязанности по организации предоставления дошкольного образования сыну истца и о незаконности, а также бездействии не свидетельствует.

Вместе с тем, все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация родителем несовершеннолетней конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ФИО2, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03, которыми определено допустимое количество детей в группах.

Доводы истца о неэффективной работе органов местного самоуправления не свидетельствует о бездействии муниципального органа в части своевременного обеспечения сына свободным местом в детском саду, а вопрос об оценке качества деятельности ответчика предметом разбирательства не является. Кроме того, на наличие действий направленных на исполнение обязанности по обеспечению доступности дошкольного образования указывает восстановление после реконструкции дошкольных учреждений, открытие групп за счет перепрофилирования помещений, развитие сети вариативных услуг дошкольного образования, строительство ДОУ, открытие дополнительных групп в детских садах.

Отсутствие мест в группах полного дня ДОУ не указывает на то, что Администрация города прекратила исполнение обязанности по организации предоставления дошкольного образования сыну истца.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что администрация городского округа «Город Чита» бездействует в части возможности реализации сыном истца дошкольного образования не имеется.

Суд также не принимает также доводы Дудниковой Н.А. о нарушении ответчиком ее трудовых прав, поскольку наличие или отсутствие места в детском саду для сына не находится в прямой причинной связи с реализацией истца права осуществлять трудовую деятельность. При этом, в силу ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Учитывая, что выплата компенсации за непредставление места в детском саду не предусмотрена действующим законодательством, оснований для удовлетворения не имеется.

Принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, при комплектовании мест в заявленные детские сады ограничения права истца на получение доступа к дошкольному образованию не было, требования истца удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Дудниковой Н.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья С.Э. Волошина

Копия верна С.Э. Волошина