ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-701/2021 от 26.08.2021 Богдановичского городского суда (Свердловская область)

66RS0021-01-2021-000942-22

Дело № 2-701/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 26 августа 2021 года

Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Антроповой Ю.Г.,

при секретаре Романюк А.С.,

с участием представителя истца – помощника Богдановичского городского прокурора Долина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора в защиту интересом муниципального образования Свердловской области - городской округ Богданович к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности восстановить бюджетные средства, израсходованные не по целевому назначению в бюджет городского округа Богданович,

у с т а н о в и л:

Богдановичский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - МОУ СОШ № 1, учреждение) о возложении обязанности восстановить бюджетные средства, израсходованные не по целевому назначению в бюджет городского округа Богданович

В обоснование своих доводов прокурор указал, что Счетной палатой городского округа Богданович проведена проверка МОУ СОШ № 1 по вопросу использования средств бюджета городского округа Богданович, выделенных в 2019 году в виде субсидий, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в направлении средств субсидии на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ, Порядка предоставления субсидии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» допустило нецелевое использование средств, выразившееся в расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не связанные с выполнением муниципального задания, что повлекло причинение ущерба бюджету городского округа Богданович в размере 663 309,20 рубля.

Просит обязать МОУ СОШ № 1 восстановить бюджетные средства в размере 663 309,20 руб., израсходованные не по целевому назначению, в бюджет городского округа Богданович не позднее пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Долин С.В. исковые требования и доводы истца поддержал.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 1 Дягилева М.В. в судебное заседание не явилась, согласно представленному отзыву исковые требования признала полностью, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации городского округа Богданович также в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица Счетной палаты городского округа Богданович в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, хотя был должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

Суд принимает признание иска ответчиком, считает, что закону это не противоречит, прав и законных интересов других лиц не нарушает, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании ч. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средствНецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Счетной палатой городского округа Богданович проведена проверка МОУ СОШ № 1 по вопросу использования средств бюджета городского округа Богданович, выделенных в 2019 году в виде субсидий (л.д. 11-32, 37-38, 39-44).

Субсидии из бюджета городского округа Богданович предоставлены в соответствии с Соглашением о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 18.01.2019 № 48, от 12.02.2019, дополнительным соглашением от 29.04.2019 № 2, от 08.07.2019 № 3, от 04.10.2019 № 4, от 28.10.2019 № 5. Пунктом 2.3.4 соглашения установлена обязанность учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг, определенных муниципальным заданием на 2019 год (л.д. 47-51).

Учреждение в соответствии с пунктом 2.4. Устава осуществляет приносящую доход деятельность. На основании приказа от 05.10.2018 № 213 «Об организации платных образовательных услуг на 2019-2020 учебный год» утверждена дополнительная платная образовательная услуга по программе «Университетские субботы в городском округе Богданович» для учащихся 8-10 классов образовательных организаций городского округа Богданович. Данная услуга предоставляюсь на основании заключения договоров гражданско-правового характера с преподавателями специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (далее - УФУ).

Учреждение направляло средства субсидии на муниципальное задание на оплату труда преподавателей УФУ, осуществляющих оказание услуг на платной основе, отсутствующих в муниципальном задании на 2019 год, в размере 190 442,20 руб., в том числе на выплату заработной платы — 162 000,00 руб., по начислениям на оплату труда — 28 442,20 руб., что повлекло причинение ущерба бюджету городского округа Богданович.

Помимо этого, на основании Предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Учреждению на осуществление мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных органами государственного надзора, была выделена целевая субсидия.

Учреждением были проведены и оплачены следующие работы: замена дверных блоков в цокольном этаже (противопожарные), ремонт помещения лыжной базы, монтаж пожарной сигнализации в подвальном помещении, установка модулей пожаротушения. Работы выполнены в полном объеме. Вышеуказанные работы оплачены в размере 850 000,00 руб. с целевой статьи 0620100800, кода цели 90105.

В нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Порядка предоставления субсидии на иные цели, пункта 3.2.1 Соглашения на иные цели муниципальные контракты, договоры на сумму 462 867,00 руб. оплачены с целевой статьи 0630100100, кода цели 90101 за счет средств целевой субсидии «капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются МОУ».

Помимо этого, средства целевой субсидии «осуществление мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных органами государственного надзора» в размере 10 000,00 руб. израсходованы на цели, не соответствующие целям ее предоставления - на оплату штрафа по постановлению Роспотребнадзора, вместо устранения нарушений, выявленных органами государственного надзора.

Таким образом, МОУ СОШ № 1 допустило нецелевое использование средств, выразившееся в расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не связанные с выполнением муниципального задания, что повлекло причинение ущерба бюджету городского округа Богданович в размере 663 309,20 рубля, который до настоящего времени не восстановлен.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Богдановичского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу восстановить бюджетные средства в размере 663 309,20 руб., израсходованные не по целевому назначению, в бюджет городского округа Богданович.

Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2021 года.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья Богдановичского

городского суда Антропова Ю.Г.