ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-701/2022 от 06.10.2022 Солецкого районного суда (Новгородская область)

№2-701/2022

УИД 53RS0015-01-2022-000867-33

Решение

Именем Российской Федерации

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Масловой С.В.,

при секретаре Корныльевой О.С.,

с участием заместителя прокурора Волотовского района Домошонкина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области к МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа, Администрации Волотовского муниципального округа об обязании привести автомобильную дорогу в д. Парник Волотовского района Новгородской области в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017,

установил:

Прокурор Волотовского района обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование исковых требований указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которой в деятельности МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере. Прокуратурой Волотовского района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Шимский» проведена проверка с обследованием автомобильной дороги в д. Парник Волотовского района Новгородской области, в ходе которой установлено, что дорожное полотно дороги в указанном населенном пункте не соответствует п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: на участке автодороги с км 00+005 по км 00+340, расположенной в д. Парник, на покрытии проезжей части имеются дефекты дорожного полотна в виде многочисленных провалов дорожной одежды, по своим параметрам превышающее предельно допустимые значения, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более; на автомобильной дороге местного значения в д. Парник с км 00+340 по км 01+000 проезд невозможен ввиду отсутствия сформированного дорожного полотна для движения транспортных средств.

Просит обязать МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу в д. Парник Волотовского района Новгородской в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. При недостаточности денежных средств у МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа возложить субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения на Администрацию Волотовского муниципального округа.

Определением Солецкого районного суда от 02 сентября 2022 года на основании ч.4 ст. 123.22 ГК РФ, ч.7 ст. 161 БК РФ в качестве соответчика привлечена Администрация Волотовского муниципального округа Новгородской области (л.д.3).

Представители ответчиков - Ратицкого территориального отдела администрации Волотовского муниципального округа и Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании заместитель прокурора Волотовского района Новгородской области Домошонкин Д.В. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд пришел к следующему.

Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ч.5 Федерального закона №196-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ регламентировано, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Частью 9 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Пунктами 1, 6, 11 ст. 13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона №257-ФЗ, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ч.1 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ).

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В силу пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, указанных в таблице А.1 приложения А, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Отдельное повреждение (выбоина, просадка или пролом) не должно превышать глубину 5 см и более и иметь площадь менее 0,06 м2.

Из материалов дела следует, что 22 августа 2022 года прокуратурой Волотовского района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Шимский» проведена проверка с обследованием автомобильной дороги, проходящей в д. Парник Волотовского района Новгородской области, в ходе которой установлено, что дорожное полотно не соответствует п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно:

- на автомобильной дороге местного значения по д. Парник Волотовского округа, с км 00+005 по км 00+340 на покрытии проезжей части имеются дефекты дорожного полотна в виде многочисленных провалов дорожной одежды, по своим параметрам превышающее предельно допустимые значения, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более;

- на автомобильной дороге местного значения в д. Парник с км 00+340 по км 01+000 проезд невозможен ввиду отсутствия сформированного дорожного полотна для движения транспортных средств.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 8 Устава Волотовского муниципального округа, принятого решением Думы Волотовского муниципального округа №35 от 12 ноября 2020 года, полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Волотовского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Волотовского муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет администрация Волотовского муниципального округа.

Согласно решению Думы Волотовского муниципального округа от 23.09.2020 №4 «О правопреемстве органов местного самоуправления Волотовского муниципального округа Новгородской области», Администрация Волотовского муниципального округа является правопреемником, в том числе, Администрации Волотовского муниципального района.

Решением Думы Волотовского муниципального округа от 18 декабря 2020 года №66 учрежден Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области в форме муниципального казенного учреждения (л.д. 17-20).

Согласно п.1.3 Положения, Ратицкий территориальный отдел относится к типу казенных учреждений, является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется в том числе, Уставом Волотовского муниципального округа.

В силу п.п.1 Положения, Ратицкий территориальный отдел является территориальным органом Администрации Волотовского муниципального округа, созданным для реализации исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Волотовский муниципальный округ, в том числе, на территории деревни Парник (л.д.17, оборот).

В соответствии с п.1.6 Положения, Ратицкий территориальный отдел от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Администрации Волотовского муниципального округа №144 от 04 марта 2021 года «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления», автомобильная дорога в д. Парник закреплена на праве оперативного управления за Ратицким территориальным отделом Администрации Волотовского муниципального округа (п.5, л.д. 14-16).

Согласно п. 13 Положения о Ратицком территориальном отделе Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, к полномочиям отдела отнесены полномочия по организация дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в том числе, реализация мероприятий, направленных на ремонт и содержание дорог.

Следовательно, обязанность по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения на указанной дороге местного значения, расположенной в д. Парник Волотовского района Новгородской области, лежит на Ратицком территориальном отделе Администрации Волотовского муниципального округа.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).

В силу ч.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Аналогичные положения закреплены в п. 6.6 Положения о Ратицком территориальном отделе, в соответствии с которыми Ратицкий территориальный отдел отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств Ратицкого территориального отдела субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет Администрация Волотовского муниципального округа.

В силу п.1.7 Положения о Ратицком территориальном отделе Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, его учредителем является Волотовский муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Волотовского муниципального округа.

Согласно ч.7 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании факт нарушения законодательства в области содержания автомобильной дороги, поскольку дорожное полотно автомобильной дороги в д. Парник не соответствует п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушаются права граждан, проживающих на этой территории.

Таким образом, факт нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии указанной автомобильной дороги лежит на Ратицком территориальном отделе Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, которому указанная дорога передана на праве оперативного управления, и который должным образом не исполняет возложенные на него обязанности по содержанию и ремонту данной дороги, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом суд также принимает во внимание положения бюджетного и гражданского законодательства относительно казенных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. В связи с этим суд полагает необходимым при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения в части исполнения решения суда возложить на собственника его имущества - Администрацию Волотовского муниципального округа.

Поскольку исковые требования прокурора Волотовского района направлены на защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют затрат времени и средств, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда - один год со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области (ИНН ) - удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа (ИНН ) привести автомобильную дорогу д. Парник Волотовского района Новгородской области в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017, а именно, с км 00+005 по км 00+340 и с км 0+340 по км 01+000, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения, вытекающим из настоящего решения суда, возложить на Администрацию Волотовского муниципального округа (ИНН ).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.

Председательствующий С.В. Маслова