ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-702 от 10.02.2011 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Советский районный суд г.Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г.Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-702/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Тарараевой Т.С.

при секретаре Самковой К.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в профессиональный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках отпуске, периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска с требованиями о включении в профессиональный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках, периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии. Требования мотивировала тем, что в соответствии с Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку не были приняты к зачету периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в ДС, а также периоды работы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что поскольку в соответствии с действующим на тот момент законодательством периоды нахождения в учебных отпусках подлежали включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости, с учетом Постановления КС РФ № 2-П она имеет право на включение указанных периодов в профессиональный стаж. Считает возможным включение в педагогический стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Просит обязать УПФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить указанные периоды нахождения в учебных отпусках, периоды работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В ходе судебного разбирательства представителем истицы ФИО1 – ФИО2 /действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ были уточнены исковые требования, дополнительно просит суд обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании представитель истицы ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ (ГУ) РФ в  ФИО3 / действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ / иск не признала.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что согласно сведений трудовой книжки ФИО1 Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность лаборанта флюорографического кабинета II поликлинического отделения в МБ Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица освобождена от занимаемой должности. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица принята в ГБ на должность медицинской сестры поликлиники. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. На основании приказа №-А от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность фельдшера в скорую помощь, откуда уволена по собственному желанию Приказом №А от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем ясельной группы ДС /с 1991 года преобразован в К.. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица принята переводом в ДОУ, где продолжает работать по настоящее время.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ (ГУ) РФ в Советском районе г.Красноярска ФИО1 было отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «»О трудовых пенсиях в РФ». В стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию не были включены периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем ДС, поскольку не выполнялась работа, предусмотренная пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», иного способа регулирования законодательно не предусмотрено.

Также в стаж работы по педагогической деятельности не включены периоды работы истицы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники ГБП 6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в городской больнице скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как работа не относится к работе по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», иного способа регулирования законодательно не предусмотрено.

Представитель истицы ФИО1 – ФИО2 пояснила, что с 1979 года по 1985 год истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, работала лаборантом МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ стала осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях для детей, данной деятельностью занимается по настоящее время. При обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии оценка ее пенсионных прав была осуществлена по педагогическому стажу на основании по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом ответчиком необоснованны не были включены периоды нахождения ФИО1 в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в ДС, а также периоды работы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники в ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ считает незаконным. В соответствии с действующим на тот момент законодательством- Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1059 года № 1397 периоды нахождения в учебных отпусках подлежали включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости. С учетом Постановления КС РФ № 2-П она имеет право на включение указанных периодов в профессиональный стаж. Считает, что ранее действующим законодательством, а именно Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусмотрена возможность суммирования времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня к Постановлению № 1394 от 17.12.1959 года, то есть по существу суммирование периодов педагогической деятельности в учреждениях для детей с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Считает, что данное инструктивное письмо неразрывно связано с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1059 года № 1397, разъясняет установленный Постановлением порядок назначения трудовых пенсий. Просит суд учесть, что издание такого инструктивного письма Минсоцобеспечением РСФСР входило в компетенцию данного органа, который осуществлял руководство работы по назначению и выплате пенсий. При этом не оспаривает, что Инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР по существу является подзаконным нормативно-правовым актом, имеющим разъяснительный характер. Просит обязать УПФ в Советском районе г.Красноярска включить указанные периоды нахождения ФИО1 в учебных отпусках, периоды работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.

Представитель ответчика суду пояснила, что при обращении истицы в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии оценка ее пенсионных прав была осуществлена по педагогическому стажу на основании по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Отказ Пенсионного фонда в принятии к зачету периодов нахождения в учебных отпусках, периодов работы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является обоснованным. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывается все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списками, согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановления Правительства от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения периодов нахождения в учебных отпусках в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1059 года № 1397 не может быть применено, поскольку на 01.10.1993 год у заявительницы отсутствовал требуемый 25 летний стаж и 2/3 требуемого стажа работы по специальности. Более того, как ранее действующим, так и действующим в настоящее время законодательством /ни законом, ни Списками, ни иными нормативно-правовыми актами/ не предусмотрена возможность суммирования времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня к Постановлению № 1394 от 17.12.1959 года, то есть по существу суммирование периодов педагогической деятельности в учреждениях для детей с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, Информационное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», указывающее на такую возможность применено быть не может, поскольку, оно по существу нормативно-правовым актом не является, обязательной силы к применению не имеет, носит разъяснительный и рекомендательный характер. Оснований для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку на момент обращения ФИО1 с заявлением о досрочном назначении пенсии, оснований для его удовлетворения не было.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в ДС подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19.п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 2 ст. 27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения ст. 6, ст. 15 ст. 17, ст. 18, 19 и ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимания правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Так, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (действовавший в период нахождения ФИО1 в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

Согласно подп. «4» п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии со ст. 196, 198 КЗоТ РСФСР, действовавшего в периоды обучения истицы в высшем учебном заведении, рабочим и служащим, обучающимся в высших и средних специальных заведениях по заочной и вечерней форме обучения, предоставлялись оплачиваемые в установленном порядке отпуска, на период выполнения лабораторных работ и сдачи зачетов и экзаменов. На первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней, а на период сдачи государственных экзаменов предоставлялся отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением за рабочими и служащими сохранялась заработная плата, и место работы.

Согласно сведений личной карточки работника ФИО1 в период работы в должности воспитателя ясельной группы ДС проходила обучение в педагогическом учебном заведении / в Педагогическом институте/, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учебных отпусках.

Истица, работая воспитателем ясельной группы в ДС, продолжала повышать свой образовательный уровень и квалификацию, обучаясь по специальности в Педагогическом институте, имеющего государственную аккредитацию, успешно закончила его. За период обучения ей были предоставлены дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка не свыше установленного законом периода, за указанные периоды ей начислялась заработная плата, удерживались взносы в пенсионный фонд.

Таким образом, учитывая, что на момент предоставления истице учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанное Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 являлось действующим, времени обучения ФИО1 в педагогическом учебном заведении непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность – работа в должности воспитателя ясельной группы в ДС, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, суд полагает, что данные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при соблюдении требования о наличии необходимого стажа.

Пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 определено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

При определении трудового стажа работы ФИО1 в должностях в учреждениях, указанных в Списке суд учитывает, что Управлением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска при включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работ, установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 00 месяцев 15 дней, что составляет более 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для включения периодов нахождения истицы в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в ДС в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При разрешении требований ФИО1 о включении в стаж работы по педагогической деятельности в учреждениях для детей по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники в ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

Согласно сведений трудовой книжки ФИО1 с 1979 года по 1985 год осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. С ДД.ММ.ГГГГ стала осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях для детей, данной деятельностью занимается по настоящее время. При обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии оценка ее пенсионных прав была осуществлена по педагогическому стажу на основании по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом, государственные пенсии устанавливаются законом.

Пунктом 1 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим ФЗ. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФЗ.

Таким образом, правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, в том числе, общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, должны быть определены законодателем в законе. Право определять порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан предоставлено Правительству РФ, которое разрабатывает и утверждает Списки работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых устанавливается досрочно назначаемая трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения названных пенсий.

При этом, для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей и для назначения пенсии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ» при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Постановлениями Правительства РФ утверждены различные Списки и Правила.

При анализе действующего пенсионного законодательство РФ, судом установлено, что ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни соответствующие Списки работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых устанавливается досрочно назначаемая трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения названных пенсий, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, ни иные действующие нормативно-правовые акты РФ в области пенсионного права, не предусматривают возможности суммирования периодов педагогической деятельности в учреждениях для детей с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Такая возможность также не предусмотрена законодательством, действующим в спорные периоды работы ФИО1, а именно ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 года, а также действующими в тот период времени соответствующими списками, в том числе Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

То обстоятельство, что Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» /п. 4.1./ установлено, что при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня, в этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения, в данном случае достаточным основанием для удовлетворения требований служить не может, поскольку данное Инструктивное письмо не является нормативно-правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

В Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 года № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» определено, что под нормативно-правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти принимаются в определенном порядке, регистрируются в Минюсте России согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009 года.

Так, данным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, Инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР носит рекомендательный и информационно- разъяснительный характер, не содержит каких-либо норм права, обязательной силы не имеет, в связи с чем, данным письмом не может быть определен порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, а также условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Таким образом, позиция Минсоцобеспечения РСФСР, выраженная в указанном письме не может быть использована в качестве основания для назначения трудовой пенсии, при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет путем суммирования времени работы в должностях, предусмотренных различными разделами Перечня.

Довод стороны истицы о том, что издание такого инструктивного письма Минсоцобеспечением РСФСР входило в компетенцию данного органа, который осуществлял руководство работы по назначению и выплаты пенсий также является необоснованным, поскольку данный орган не был наделен правом принятия нормативно-правовых документов, устанавливать основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Положением о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 20.09.1968 года № 654 /п. 3/ предусмотрены полномочия Минсоцобеспечения РСФСР по обеспечению правильного применения действующего законодательства в органах социального обеспечения, на предприятиях, в учреждениях и организациях системы, обобщению практики применения законодательства о социальном обеспечении, разработке предложений по его совершенствованию и внесению их на рассмотрение Совета Министров РСФСР.

При таких обстоятельствах, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований о включении в стаж работы по педагогической деятельности в учреждениях для детей по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы лаборантом в МБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой поликлиники в ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в ГБП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год не имеется.

Согласно ст. 19 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Управлением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска при включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работ, установлено, что на момент обращения истицы в ПФ у нее отсутствовал требуемый стаж на соответствующих видах работ. Поскольку для досрочного назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей необходимо не менее 25 лет стажа, а у истицы в настоящее время, с учетом включения в стаж периодов нахождения в учебных отпусках, отсутствует данный необходимые стаж, суд полагает, что на ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент вынесения решения право на досрочное назначение трудовой пенсии у ФИО1 не возникло, в связи с чем, считает необходимым в удовлетворении требований истицы о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда в РФ (ГУ) по Советскому району г.Красноярска назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить периоды нахождения ФИО1 в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в ДС.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Т.С.Тарараева