ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7022/2011 от 27.12.2011 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Р.В. Куликова,

при секретаре Е.В. Кощеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах Российской Федерации к Управлению о признании бесхозяйным и обращении в государственную собственность игровых автоматов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> совместно <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства об азартной деятельности по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу осуществлялась азартная деятельность. Так, в ходе осмотра помещения установлено, что в нем было размещено 55 единиц оборудования. По внешним признакам данное оборудование соответствует игровым автоматам, которые используются при организации и проведении азартной деятельности. Игровые автоматы состоят из монитора и клавишей, с установленными игровыми программами. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. По результатам проверки 55 единиц игровых автоматов, изъяты <данные изъяты> и находятся на хранении на базе <данные изъяты> По факту организации незаконной азартной деятельности сотрудниками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Также, в ходе проверки установлено, что в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется деятельность Общества директором которого является А.В..

Вместе с тем, в ходе проверки было установлено что, Общество зарегистрировано по адресу: <адрес>. В связи с чем, прокуратурой <данные изъяты> было направлено письмо прокуратуру <данные изъяты> об оказании содействия в уведомлении директора ОбществаА.В. о необходимости явке последнего в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, однако директор ОбществаА.В. до настоящего времени не явился. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за возвратом игрового оборудования <данные изъяты> и в прокуратуру <данные изъяты>А.В. не обращался. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Просит заявленные требования о признании имущества бесхозяйном и обращении в собственность Российской Федерации удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> ФИО1 заявление поддержала в полном объеме. Требования уточнила в части обращения игровых автоматов в собственность государства и передаче Управлению для уничтожения.

Представитель заинтересованного лица – Управления действующий на основании доверенности не возражала против удовлетворения заявления.

Заинтересованное лицо <данные изъяты>, представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении заявления в отсутствие представителя не заявляло.

Общество представителя в судебное заседание не направило. Почтовое извещение вернулось с отметкой «нет такой организации». Суд признает не явку не уважительной, а заинтересованное лицо надлежащим образом извещенным.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, считает установленными следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Из п.2 ст.226 ГК РФ следует, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Азартная игра определена как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии со ст. 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр, в игорных заведениях при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как следует из ст. 9 вышеуказанного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

Из ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Частями 2 и 4 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ определены игровые зоны, к числу которых <адрес> не отнесена, следовательно, любая деятельность по организации и проведению азартных игр с ДД.ММ.ГГГГ запрещена в соответствии с ч. 9 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> совместно <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства об азартной деятельности по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу осуществлялась азартная деятельность. Так, в ходе осмотра помещения установлено, что в нем было размещено 55 единиц оборудования. По результатам проверки 55 единиц игровых автоматов, изъяты <данные изъяты> и находятся на хранении на базе <данные изъяты>. По факту организации незаконной азартной деятельности сотрудниками <данные изъяты> по рапорту <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Также, в ходе проверки установлено, что в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется деятельность Общества директором которого является А.В..

В ходе проверки установлено что, Общество зарегистрировано по адресу: <адрес>. В связи с чем, прокуратурой <адрес> было направлено письмо прокуратуру <адрес> об оказании содействия в уведомлении директора ОбществаА.В. о необходимости явке последнего в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Однако директор ОбществаА.В. до настоящего времени не явился. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за возвратом игрового оборудования <данные изъяты> и в прокуратуру <данные изъяты>А.В. не обращался. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Учитывая, что игровые автоматы, изъятые в ходе проведения проверки игрового клуба по адресу: <адрес>, собственника не имеют, находятся на территории базе <данные изъяты>, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанные игровые автоматы подлежат обращению в собственность Российской Федерации.

В соответствии со ст.293 ГПК РФ, принимая решение относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 432, полномочия, ранее осуществляемые специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в настоящее время осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Согласно п. 1 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 432), оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов. которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, судом установлено, что лицо, владеющее игровыми автоматами до его помещения <данные изъяты>, мер к возвращению собственности не предпринимало, то есть фактически отказалось от своего права собственности на него, поэтому указанное движимое имущество – игровые автоматы, изъятые в ходе проведения проверки игрового клуба по адресу: <адрес>, следует признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № 311, утверждено Положение учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства (далее Положение), которое определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством РФ в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, и кладами.

Согласно п. 2 указанного Положения, за определенным исключением, в который игровое оборудование не подпадает, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

В целях принятия на учет и дальнейшей реализации обращенного в доход государства имущества, необходимо соблюдение определенной процедуры, установленной указанным Положением, в том числе учет, определение учетной стоимости, оценка, экспертиза, сертификация, маркировка имущества, при этом, при определенных обстоятельствах, изложенных в п. 8 Положения, имущество, обращенное в собственность государства подлежит переработке (утилизации) или уничтожению.

В связи с чем суд находит обоснованными требования прокурора <адрес> об уничтожении изъятого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах Российской Федерации к Территориальному управлению Росимущества по <адрес> о признании бесхозяйным и обращении в государственную собственность игровых автоматов - удовлетворить.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Абаканский городской суд.

Председательствующий Р.В. Куликов

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Абаканского городского суда Р.В. Куликов