ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7028/14 от 22.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 Дело № 2-7028/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 22 июля 2014 г. Ульяновск

 Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

 председательствующего судьи Петровой И.И.,

 при секретаре Акимовой О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска в согласовании схемы планировочной организации земельного участка в части,

 УСТАНОВИЛ:

     Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требование Администрации г.Ульяновска о согласовании схемы планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный», в обоснование указав следующее.

 ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ.

 В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Администрацию г. Ульяновска с заявлением и приложенными к нему документами о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

 ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был получен отказ № в выдаче разрешения на строительство. Основанием для отказа послужило расположение на земельном участке объекта капитального строительства за границами зоны допустимого размещения объекта и указание, что данный земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, а также в шумовой зоне аэродрома и зоне воздушного подхода к аэродрому. Также в отказе Администрация г.Ульяновска сочла необходимым условие согласования ФИО1 схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный».

 В соответствии п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, 2) градостроительный план земельного участка 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Согласно п.1 ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

 Согласно ст.ст. 40, 41 ЗК РФ собственник имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов

 В соответствии со ст.263.1 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении участка.

 В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешений на строительство относится к компетенции органов местного самоуправления.

 Частью 4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ так же предусмотрено, что разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. При этом в соответствии с п.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на индивидуальное строительство, за исключением указанных в п.9 настоящей статьи документов.

 Так как заявитель надлежащим образом исполнила свои обязательства по предоставлению документов необходимых для получения разрешения на строительство, а также является законным арендатором земельного участка, разрешенное использование которого позволяет получить разрешение на строительство на нем жилого дома, она считаем отказ местного органа самоуправления не законным.

 В судебное заседание заявитель не явилась, о дне рассмотрения дела извещена.

 Представители заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, привели в обоснование доводы. аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснили следующее. Полагает, что отказ администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части необходимости согласования схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный» является незаконным, поскольку закон требует в данной ситуации лишь согласование с собственником аэродрома, каковым старший авиационный начальник аэропорта «Ульяновск-Центральный» не является.

 Представитель администрации г.Ульяновска и КУГИЗРАГ (ранее КАиГ) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив следующее. Согласование с собственником аэродрома необходимо в данном случае в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ, а также в соответствии с разъяснениями Федеральной службы надзора в сфере транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ., т.к. земельный участок, арендуемый заявителем, находится в шумовой зоне аэродрома и зоне воздушного подхода к аэродрому. Отнесение данного участка к шумовой зоне подтверждается представленной в материалы дела выпиской из карты зон Правил землепользования и застройки. Кроме того в градостроительном плане на данный участок, выданном заявительнице, указано на нахождение участка в шумовой зоне аэродрома и необходимость согласования схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Цетральный». Указанный градплан заявитель не оспорил в установленном законом порядке.

 Представитель заинтересованного лица ОАО «Аэропорт Ульяновск» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, представил в суд заявление, в котором указал, что старшим авиационным начальником аэродрома Ульяновск (Баратаевка) является ректор УВАУ ГА К.С.И.

 Представитель заинтересованного лица ФГБОУВПО «УВАУ ГА (И)» и ректора К.С.И. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался, представил в суд письменный отзыв на заявление, указав следующее. В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома. Аэродромный комплекс, расположенный юго-западнее транспортной развязки автодорог «Саранск-Сурское-Ульяновск» и «Цивильск-Ульяновск-Сызрань» находится в оперативном управлении ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И). Соответственно, при обращении с вопросом о согласовании строительства в приаэродромной территории, ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) в комиссионном порядке рассматривает соответствующее обращение и принимает решение о согласовании (несогласовании) такого строительства. Поскольку микрорайон «Искра» относится к приаэродромной территории, то ФИО1 должна согласовать строительство с ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И). Однако ФИО1 с подобными вопросами в ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) не обращалась.

 Заинтересованное лицо ТИЗ «Искра-Полис» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне рассмотрения дела извещался.

 Выслушав представителей заявителя, представителя администрации г.Ульяновска и КУГИЗРАГ администрации г.Ульяновска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору о передаче прав и обязанностей от 12.06.2012г.

 ФИО1 обратилась в Администрацию г.Ульяновска с заявлением и приложенными к нему документами о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: г<адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.Ульяновска направила заявителю письменный отказ № в выдаче разрешения на строительство, в обоснование отказа указано следующее. Расположение на земельном участке объекта капитального строительства за границами зоны допустимого размещения объекта, а также указано, что данный земельный участок находится в шумовой зоне аэродрома и зоне воздушного подхода к аэродрому, в связи с чем необходимо согласования ФИО1 схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный».

 Заявитель ФИО1, обращаясь в суд с настоящим заявлением, оспаривает вышеназванный отказ только в части необходимости согласования схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный», который, по мнению заявителя, не является собственником аэродрома.

 В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Как разъяснено в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 По мнению суда, заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

 Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).

 Часть 4 данной статьи устанавливает что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 В соответствии с ч.9 указанной нормы в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Согласно ч.10 статьи не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

 Часть 13 ст.51 ГрК РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

 Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14).

 Так, согласно выданному заявителю градостроительному плату земельного участка земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, а также в шумовой зоне аэродрома и зоне воздушного подхода к аэродрому (п.2.2.4 градплана, раздел «расположение и характеристика участка»).

 В разделе «согласование проекта» градплана указано на необходимость согласования схемы планировочной организации земельного участка согласовать в КАиГ администрации г.Ульяновска и со старшим авиационным начальником аэродрома «Ульяновск-Центральный».

 Факт расположения земельного участка, арендуемого заявителем, в шумовой зоне аэродрома и зоне воздушного подхода к аэродрому подтверждается Правилами землепользования и застройки МО «Город Ульяновск».

 Выданный заявителю градплан с указанием на необходимые согласования заявителем не оспорен в установленном законом порядке.

 Более того, в соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

 Статьей 15 Воздушного кодекса РФ установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Исходя из положений ст. 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

 На основании п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, администрация г.Ульяновска при рассмотрении пакета документов заявителя на выдачу разрешения на строительство усмотрела несоответствие их градостроительному плану земельного участка в части отсутствия согласования схемы планировочной организации земельного участка со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный».

 При этом, по мнению суда, в данном случае необходимость согласования схемы планировочной организации земельного участка именно со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный» - ректором ФГБОУ ВПО «УВАУ ГА (И)», является законным по следующим основаниям.

 В ходе рассмотрения дела судом установлен факт принадлежности аэродромного комплекса площадью 8257,9 кв.м. на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.). Правообладателем является ФГБОУ ВПО «УВАУ ГА (И)» (на праве оперативного управления, свидетельство о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.).

 Согласно представленному в дело свидетельству № о государственной регистрации и годности аэродрома Ульяновск (Баратаевка) к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ. (продлено действием до ДД.ММ.ГГГГ.) держателем указанного свидетельства является именно ФГБОУ ВПО «УВАУ ГА (И)».

 В соответствии с п.п. I, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации.

 В целях выполнения указанной функции Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) 30.06.2014г. поручило руководителям межрегиональных территориальных управлений обеспечить согласование проектирования, строительства объектов в пределах приаэродромной территории на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольной территориальному органу Росавиации территории.

 В свою очередь, Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в соответствии с указанным распоряжением руководителя Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014г., согласно которому на территориальные органы Росавиации возложена функция согласования проектирования и строительства объектов различного назначения в пределах приаэродромной территории, разъяснило процедуру проведения согласования на подконтрольной Приволжскому МТУ ВТ Росавиации территории.

 Так, при обращении организаций за согласованием проектирования и строительства объектов различного назначения на приаэродромной территории документы на согласование выносятся на рассмотрение Комиссии по согласованию строительства, созданной на аэродроме. По результатам заседания Комиссии заявителю выдается заключение о возможности строительства, заключение о возможности строительства с наложением каких-либо условий (ограничений) на строительство или мотивированный отказ. При этом заявитель информируется, что для дальнейшего получения согласования необходимо обратиться в Приволжское МТУ ВТ Росавиации.

 В случае если строительство происходит в пределах границ района аэродрома, в том числе, промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районе аэродрома, согласование проводится старшим авиационным начальником аэродрома, согласно ст.60 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010г. №138.

     При таких обстоятельствах, заявитель должен согласовать схему планировочной организации земельного участка именно со старшим авиационным начальником аэропорта «Ульяновск-Центральный», являющимся в данном случае уполномоченным лицом на такое согласование в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ, т.е. представитель собственника аэродрома.

 Между тем, сведений о том, что заявитель предпринимал меры к согласованию схемы с собственником аэродрома, а именно с Российской Федерацией в лице уполномоченного лица - старший авиационный начальник аэропорта «Ульяновск-Центральный», суду представлено не было.

 В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Учитывая вышеизложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска в согласовании схемы планировочной организации земельного участка в части – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

 Судья И.И.Петрова