ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7028/2021 от 28.12.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0001-01-2021-007370-34

№ 2-7028/2021

Решение изготовлено в окончательной форме 28.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2021 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга

в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,

при секретаре судебного заседания Прокофьевой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Русаковой Татьяны Васильевны к открытому акционерному обществу «Объединенная теплоснабжающая компания», акционерному обществу «Региональный информационный центр» о признании отказа незаконным, обязании произвести ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, производить начисление за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

Истец Русакова Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснила, что является собственником <адрес>.

Многоквартирный жилой <адрес> Свердловской области состоит из двух отдельно стоящих домов, один из которых объединяет 1,2,3 подъезды (ввод №1), 4,5 подъезды (ввод №2).

Указанные части жилого дома имеют независимые системы теплоснабжения, разные вводы тепловой энергии. Ответчиком данный факт подтверждается выдачей технических условий на каждый ввод, осуществлением расчета максимальной нагрузки на каждый ввод. АО «Облкоммунэнерго» были выданы технические условия №5 от 09.02.2017 на 1,2,3 подъезды и №4 на 4,5 подъезды.

Собственниками данного дома было принято решение об установке приборов учета тепловой энергии за счет средств теплоснабжающей организации АО «Облкоммунэнерго» с последующей оплатой собственниками путем внесения в квитанции по оплате коммунальных услуг.

Вместе с тем, приборы учета не были установлены, не смотря на неоднократные обращения в управляющую организацию и в АО «Облкоммунэнерго», которые были оставлены без внимания.

В 2020 году собственниками подъездов №№4,5 принято решение об установке прибора учета тепловой энергии за свой счет без привлечения управляющей организации и теплоснабжающей организации. 09.01.2020 собственниками помещений подъездов №№4,5 проведено общее собрание и сбор денежных средств на установку узла учета тепловой энергии.

В июне 2020 истец обратилась в ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» Кировоградский РТС за выдачей новых Технических условий, поскольку срок действия ранее выданных истек. Постановлением Администрации Кировоградского городского округа № 525 от 15.05.2018 ОАО «Объединенной теплоснабжающей компании присвоен статус единой теплоснабжающей компании на территории Кировоградского городского округа. Технические условия ОАО «ОТСК» были выданы в январе 2021 года. В соответствии с данными техническими условиями разработан технический проект РД 012-20 АТХ Узел коммерческого учета расхода тепловой энергии. Объект – МКД по <адрес>.

Письмом № И- РИЦ – 2021 – 146855 от 23.06.2021 АО «Региональный информационный центр» технический проект был согласован с указанием на отказ на введение в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, установленный на вводе №2 (подъезды №№4,5) и допуску его к коммерческой эксплуатации, в связи с отсутствием прибора учета тепловой энергии на вводе 1 (подъезды №№1,2,3). Данный отказ истец считает незаконным, поскольку противоречит положениям действующего законодательства о стимулировании энергосбережения, повышении энергетической эффективности, исполнения собственниками обязанности по установке прибора учета тепловой энергии за счет собственных средств, нарушает право потребителей на оплату тепловой энергии в соответствии с данными фактического потребления, возлагая обязанность по оплате тепловой энергии, исходя из нормативов, что существенно превышает фактическое потребление.

Не согласившись с данным отказом, на основании решения общего собрания собственников помещений подъездов №№4,5 данного МКД, истцом заключен договор подряда на выполнение монтажных работ по установке узла учета тепловой энергии на вводе №2 в подъезды №№ 4,5 данного МКД.

На основании изложенного, ссылаясь на ст. ст. 12, 544, 548 ГК РФ, ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 – ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст. 153, 157 ЖК РФ, ст.ст. 1,3,11,13 Федерального закона от 23.11.2019 № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец, с учетом уточнения иска (л.д. 80 – 81) просит:

1. признать письмо исх. № от 23.06.2021 о согласовании технического проекта РД 012-20 АТХ узел коммерческого учета расхода тепловой энергии, объект – МКД в <адрес> (подъезд 4-5) в части отказа во вводе в коммерческую эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, установленный на вводе №2 жилого <адрес> в <адрес> Свердловской области незаконным;

2. возложить на ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» произвести ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного на вводе подъездов № 4, №5 данного МКД в установленные законом сроки;

3. возложить обязанность на ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» производить начисление платы за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета тепловой энергии, установленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, начиная с даты подачи тепловой энергии в отопительный период 2021 – 2022 годы, собственникам помещений в подъездах № 4, №5 <адрес> в <адрес>. Кировоградского городского округа Свердловской области.

Истец, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд представителя.

Представитель истца – <ФИО>6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в полном объеме, доводы, изложенные в иске, дополнениях к нему (л.д. 159 – 161, 170), поддержала, указав, что, не смотря на установленный прибор учета тепловой энергии, собственникам помещений подъездов №№4,5 производятся начисления по нормативному объему потребления, который практически в два раза превышает фактически потребленный объем, что следует из карточек учета.

Представитель ответчиков ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания», АО «Региональный информационный центр» - <ФИО>5, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Представители третьих лиц – ООО «УК «МЖД», Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 109, 149).

Заслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 19 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.

Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как следует из ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Согласно ч. 1 ст. 13 настоящего закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В силу ч. 2 указанной статьи настоящего закона, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. На источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети (п.п. 19, 20 Правил).

Данными Правилами регламентирован порядок ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п.п. 52 – 60 Правил), при этом, в указанном нормативном акте отсутствует требование о необходимости совокупности всех узлов учета тепловой энергии на объектах, имеющих несколько вводов от источника тепловой энергии.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил (абз. 2 п. 40 Правил).

Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

С учетом данных положений, в Правилах (приложении №2) отсутствуют требования о необходимости суммирования показаний приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, имеющих несколько вводов. Законодательством не предусмотрено осуществление расчетов за тепловую энергию, при наличии прибора учета тепловой энергии, по нормативам (расчетным способом).

Как следует из материалов дела, истец является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> в <адрес> (л.д. 72).

Судом установлено и не оспорено стороной ответчика, что многоквартирный <адрес> (далее по тексту – МКД) имеет две независимые системы теплоснабжения и, соответственно, два ввода тепловой энергии: ввод 1 обслуживает подъезды №№1,2,3; ввод 2 – подъезды 4,5, что подтверждается ответами организации, осуществляющей управление данным МКД – ООО «УК «МЖД» (л.д. 133, 162).

30.12.2020 ОАО «ОТСК» выданы технические условия на создание системы коммерческого учета тепловой энергии в данном МКД отдельно на каждый ввод: № 70 на подъезды №№1,2,3; № 71 – на подъезды №№4,5 (л.д. 12- 13).

09.01.2021 на внеочередном общем собрании собственников помещений подъездов №4, №5 в МКД (квартиры с 61 по 100) принято решение об установке в целях уменьшения платы за отопление узла учета тепловой энергии за счет собственников на 2 ввод, обеспечивающий подачу тепловой энергии в подъезды № 4 и № 5.

Также принято решение о наделении Русаковой Т.В. полномочиями от имени всех собственников помещений, расположенных в подъездах №№4,5 данного МКД на заключение договоров на проектирование узла учета тепловой энергии, приобретение и монтаж узла учета тепловой энергии, заключение договоров со специалистами в случае наличии необходимости с целью ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и начисления платы на основании его показаний (л.д. 17 – 29).

12.07.2021 истцом заключен договор на выполнение работ по монтажу узла учета тепловой энергии в данном МКД (л.д. 36).

Судом установлено, что в августе 2021 года на вводе №2 (подъезды №№4,5) данного МКД смонтирован прибор учета тепловой энергии, который фактически эксплуатируется, является работоспособным, прошел поверку, что подтверждается карточками учета, отметкой о поверке на паспорте (л.д. 82 – 88, 92, 163 - 168).

Истец обращалась к ответчику ОАО «ОТСК» с требованием о вводе в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного на вводе №2, на что был получен отказ со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по причине отсутствия либо неисправности узла учета тепловой энергии на вводе №1, поскольку данный узел учета (установленный на вводе №2) частично учитывает тепловую энергию, потребленную МКД. Для допуска в коммерческую эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии в МКД необходимо наличие работоспособных узлов учета тепловой энергии на вводе №1 и вводе №2 (л.д. 14, 66, 90, 91, 122).

Вместе с тем, ранее с учетом вышеизложенных положений действующего законодательства, регулирующего порядок учета тепловой энергии и порядок ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установлена обязанность теплоснабжающей организации осуществить ввод прибора учета тепловой энергии и использовать данный прибор при расчете платы за тепловую энергию, при этом, отсутствуют требования о необходимости суммирования показаний приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, имеющих несколько вводов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности отказа ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» во вводе в коммерческую эксплуатацию вышеуказанного прибора учета тепловой энергии, в связи с чем, находит требования Русаковой Татьяны Васильевны к данному ответчику о признании отказа во вводе в коммерческую эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, установленного на вводе 2 многоквартирного жилого <адрес> незаконным, обязании произвести ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного на 2 вводе подъездов 4 и 5 <адрес> в <адрес>, обязании производить начисление паты за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниям установленного прибора учета тепловой энергии с даты подачи тепловой энергии в отопительный период 2021 – 2022 годы, собственникам помещений, расположенных в подъездах №4, 5 многоквартирного <адрес> – подлежащими удовлетворению.

При этом, как следует из материалов дела, АО «Региональный информационный центр» направляло в адрес истца письмо исх. № от 23.06.2021 о согласовании технического проекта РД 012-20 АТХ узел коммерческого учета расхода тепловой энергии, объект – МКД в <адрес> (подъезд 4-5), действуя в интересах ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания», на основании доверенности от от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «ОТСК». В связи с этим, требования к АО «Региональный информационный центр» не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» в пользу истца Русаковой Т.В. подлежит взысканию государственная пошлина 900 рублей.

Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Русаковой Татьяны Васильевны к открытому акционерному обществу «Объединенная теплоснабжающая компания», акционерному обществу «Региональный информационный центр» о признании отказа незаконным, обязании произвести ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, производить начисление за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета – удовлетворить частично.

Признать отказ открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» во вводе в коммерческую эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, установленного на вводе 2 многоквартирного жилого <адрес> незаконным.

Обязать открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» произвести ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного на 2 вводе подъездов 4 и 5 <адрес>.

Обязать открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» производить начисление паты за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниям установленного прибора учета тепловой энергии с даты подачи тепловой энергии в отопительный период 2021 – 2022 годы, собственникам помещений, расположенных в подъездах №4, 5 многоквартирного <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Русаковой Татьяны Васильевны в остальной части - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» в пользу Русаковой Татьяны Васильевны государственную пошлину 900 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья