ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-702/14 от 06.02.2014 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

  Дело №2-702/14

Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 06 февраля 2014 года г. Барнаул

 Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Севостьяновой И.Б.

 при секретаре Бобылевой А.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Востокбурвод» об обязании совершить действия,

 У С Т А Н О В И Л:

 Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц об обязании совершить действие. В обоснование заявленных требований указывает, что Алтайской межрайонной придоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения. Установлено, что ООО «Востокбурвод» на основании лицензии БАР 02301 ВЭ предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Солнечном участке Барнаульского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>. Лицензия выдана Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ

 Добыча подземных вод осуществляется с использованием 2 эксплуатационных скважин проектная 1 р, проектная 2р, расположенных в 0,75 км. На восток от <адрес>.

 Установлены уровни добычи на ДД.ММ.ГГГГ года: всего – 650 м3/сут., 185 тыс. м3\год.

 В соответствии с п. 4.1.6 лицензии БАР 02301 ВЭ качество добываемой воды должно в основном соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода». Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзра.

 Недропользователь – ООО «Востокбурвод» - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений в втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

 В нарушение действующего законодательства ООО «Востокбурвод» проект зон санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды проект не представлен.

 Таким образом, ООО «Востокбурвод» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.

 Прокурор просил суд обязать ООО «Востокбурвод» разработать проект зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, указанных в лицензии на поьзование недрами БАР 02301 ВЭ, обязать ООО «Востокбурвод» получить в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, обязать ООО «Востокбурвод» представить на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, с ДД.ММ.ГГГГ в главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02301 ВЭ, подготовив документы в соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановление администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №233.

 В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Востокбурвод» представить на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, с ДД.ММ.ГГГГ в главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02301 ВЭ, подготовив документы в соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановление администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №233. На уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что на остальных требованиях не настаивает, поскольку ответчик добровольно их исполнил. Полагал достаточным и разумным трехмесячный срок для исполнения решения суда.

 Представители ответчика в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований, просили установить трехмесячный срок для исполнения решения суда.

 Представитель 3-го лица Управления Роспотребнадзора в судебном заседание оставила решение на усмотрение суда, пояснила, что заключение Роспотребнадзора на проект зоны санитарной защиты ответчиком получено.

 Представитель 3-го лица Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

 Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика. Представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

 Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

 Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

 В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» закреплено ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

 Согласно п. 1.6 Санитарных правил организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.

 Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 правил).

 Санитарно-эпидемиологическое заключение получено управлением Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ года.

 Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №233.

 Согласно п. 1.3.2, п. 1.3.4 Порядка управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены в п. 2.1-п.2.2 Порядка.

 В нарушении приведенных положений ООО «Востокбурвод» на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды проект не представил.

 Согласно лицензии, выданной Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ООО «Востокбурвод» осуществляет добычу вод с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

 Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ ООО «Востокбурвод» добыто 38,123 тыс.куб.м. воды

 Таким образом, ООО «Востокбурвод» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.

 Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

 Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения»).

 Таким образом, ООО «Востокбурвод» обязано представить на утверждение проект ЗСО.

 Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса ЗСО. И следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО – охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.

 В соответствии с Указом губернатора Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ Управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Алтайского края реорганизовано путем слияния с Управлением охотничьего хозяйства и Управления лесами Алтайского края в единое Главное управление Природных ресурсов и экологии Алтайского края, в связи с чем вышеуказанный проект ЗСО должен быть представлен ответчиком в Главное управление, в компетенцию которого входит утверждение таких проектов ( п.2.1.3. Положения «О главном управлении природных ресурсом и экологии Алтайского края», утвержденного названным Указом Губернатора Алтайского края.

 В силу вышеуказанных норм закона и представленных суду доказательств, оцененных в их совокупности, суд полагает уточненные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения об обязании совершить действия суд определяет срок для исполнения решения суда. Разрешая данный вопрос, суд учитывает мнения сторон, а также то, что для подготовки и представления соответствующих документов в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края необходимо определенное время, в том числе для получения согласований заинтересованных организаций, в связи с чем полагает разумным установление трехмесячного срока для исполнения решения суда.

 В силу вышеуказанных норм закона и представленных суду доказательств, оцененных в их совокупности, суд полагает уточненные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Востокбурвод» об обязании совершить действия удовлетворить.

 Обязать ООО «Востокбурвод» представить на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02301 ВЭ, подготовив документы в соответствии с п.2.1.,2.2. Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий И.Б. Севостьянова