ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-702/2013 от 03.12.2013 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-702-2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск                                  3 декабря 2013 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи Седалищева Г.А.,

при секретаре: Цзю Э.Р.,

с участием и.о.прокурора Олёкминского района советника юстиции Лебедевой О.Н.,

представителя ответчика: администрации МР «Олёкминский район» ФИО1,

представителя заинтересованного лица: МКУ «Управление образования Олекминского района» ФИО2,

представителя заинтересованного лица: директора МБОУ «Жедайская СОШ» Олекминского района РС(Я) ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о.прокурора Олёкминского района к администрации МР «Олекминский район» РС(Я) о возложении обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам на территории МО «Чапаевский наслег» Олекминского района путём строительства нового здания МБОУ «Жедайская СОШ»,

у с т а н о в и л :

И.о.прокурора Олёкминского района обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МР «Олекминский район» РС(Я) о возложении обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории МО «Чапаевский наслег» Олекминского района путём строительства нового здания МБОУ «Жедайская СОШ».

Определением Олекминского районного суда от 4 октября 2013 года к участию в деле привлечено министерство образования Республики Саха (Якутия) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В ходе судебного разбирательства и.о.прокурора Олёкминского района Лебедева О.Н. исковое заявление поддержала в полном объёме. При этом пояснила, что 18 мая 2008 года в МОУ «Жедайская СОШ» сгорело деревянное типовое здание средней школы 1958 года постройки. В ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства об образовании в период подготовки образовательных учреждений Олёкминского района к новому 2013-2014 учебному году, установлено, что учебные занятия в МБОУ «Жедайская СОШ» будут проводиться в приспособленных зданиях. В 2013-2014 учебном году в школе будет работать 20 педагогов и обучаться 108 учеников. Обучение будет вестись в одну смену: 1-4 классы ( 42 обучающихся ) будут обучаться в переоборудованной половине здания детского сада площадью 205,6 м2.; 5-11 классы ( 66 обучающихся ) будут обучаться в реконструированном здании начальных классов, площадью 370 м2. Оборудованы 7 небольших классных комнат. В школе маленькие и узкие коридоры, нет актового зала для проведения массовых мероприятий, помещений для работы социального педагога, психолога, для оборудования медицинского кабинета и т.д. Согласно программы социально-экономического развития муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) на 2013-2016 годы, строительство здания МБОУ «Жедайская СОШ» на 165 мест планируется в 2014-2016 годах, общий объем финансирования из государственного бюджета РС(Я) составляет 185.000 рублей. Финансирование на 2013 год не предусмотрено. Как следует из информационного письма директора МБОУ «Жедайская СОШ» ФИО3 с вопросом о строительстве школы в селе Чапаево, она, как директор школы, родители и обучающиеся, администрация, депутаты наслега и района неоднократно обращались в различные инстанции, в том числе к главе района, но обращения положительных результатов не дали. Согласно Устава МБОУ «Жедайская СОШ», учредителем учреждения является администрация МР «Олекминский район», потому имущество учреждения является муниципальной собственностью МР «Олекминский район» РС(Я). Считает, что МР «Олекминский район», в силу требований закона обязан изыскать собственные средства, в том числе с последующей компенсацией за счет субсидий из республиканского бюджета. Бездействием МР «Олекминский район» нарушаются права обучающихся МБОУ «Жедайская СОШ» на образование, общедоступность основного общего образования в муниципальном образовательном учреждении, гарантированные Конституцией РФ. Потому просит обязать администрацию МР «Олекминский район» РС(Я) организовать предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории МО «Чапаевский наслег» Олекминского района путем строительства нового здания МБОУ «Жедайская СОШ». С учетом требований БК РФ согласна с установлением срока исполнения судебного решения до 1 сентября 2016 года.

Представитель ответчика администрации МР «Олёкминский район» ФИО4 с исковым требованием прокурора не согласна. Согласна с тем, что школу строить нужно. Но на это денег у администрации нет. Администрация приняла проект программы, по которой предусматривается строительство школы в срок до 2016 года. Программа находится на стадии согласования с министерствами и ориентировочно в середине декабря должны утвердить программу. При утверждении программы школу построят до 2016 года. Поэтому просит увеличить срок для исполнения судебного решения до 2016 года.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление образования Олекминского района» ФИО2 в ходе судебного разбирательства пояснил, что с 2008 года дети обучаются в приспособленных помещениях. Помещения не походят по санитарным правилам, чем нарушаются права и интересы обучающихся. В этом учебном году разрешение получено. Согласен с установлением срока окончания строительства до 1 сентября 2016 года.

В ходе судебного разбирательства директор МБОУ «Жедайская СОШ» Олекминского района РС(Я) ФИО3 пояснила, что в мае 2008 года огнем уничтожено здание Жедайской СОШ. Виновные лица не установлены. В настоящее время 108 детей учатся в приспособленных зданиях начальной школы и детского сада, от которых до зданий мастерских, спортивного зала и столовой 50-70 метров. Помещения и кабинеты маленькие, на одного ученика примерно приходится по 1 метру. В помещениях отсутствуют кабинеты психолога, социального педагога. Медицинский кабинет не соответствует по площади. Изоляции стен нет, все слышно через три кабинета, что сказывается на обучении детей. Отсутствует актовый зал. Качественное обучение в таких условиях, несмотря на все старания школы, предоставить обучающимся не могут.

Представитель МО Республики Саха ( Якутия ) на судебное заседание не явился, не известил суд об уважительности причин отсутствия в судебном заседании, не просил отложить судебное заседание. Поэтому в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ судебное заседание проводится без участия представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Части 1 и 2 ст.43 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на образование, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу ч.1 ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124 от 24 июля 1998 года при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года ( утратившим силу с 1 сентября 2013 года ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года ( в редакции от 2 ноября 2013 года ) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям ( за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения ) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального образования, в связи с чем исковые требования правильно предъявлены к администрации МР «Олекминский район» ( п/п.11 п.1 ст.5 Устава МР «Олекминский район» ).

При этом суд обращает внимание на то, что согласно п.1.8 Устава МБОУ «Жедайская СОШ», учредителем учреждения является администрация МР «Олекминский район». Имущество учреждения ( движимое и недвижимое ) является муниципальной собственностью МР «Олекминский район» РС(Я) ( п.7.1 Устава ).

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района в соответствие с требованиями п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно информации начальника МКУ «Управление образования Олёкминского района» РС(Я) ФИО5 от 13 августа 2013 года - 18 мая 2008 года в МОУ «Жедайская СОШ» сгорело деревянное типовое здание средней школы 1958 года постройки. Во время пожара удалось спасти техническое оснащение кабинетов информатики, географии, практически все номенклатурные документы, сохранить здание школьной мастерской, спортивного зала, столовой, интерната, начальных классов. Обучение будет вестись в одну смену: 1-4 классы ( 42 обучающихся ) будут обучаться в переоборудованной половине здания детского сада площадью 205,6 м2.; 5-11 классы ( 66 обучающихся ) будут обучаться в реконструированном здании начальных классов, площадью 370 м2. Оборудованы 7 небольших классных комнат. В школе маленькие и узкие коридоры, нет актового зала для проведения массовых мероприятий, помещений для работы социального педагога, психолога, для оборудования медицинского кабинета и т.д.

Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, при этом он несет ответственность по риску случайной гибели или случайного повреждения имущества ( ст.211 ГК РФ ).

Как следует из информационного письма директора МБОУ «Жедайская СОШ» ФИО3 от 20 августа 2013 года № 155, с вопросом о строительстве школы в селе Чапаево, она, как директор школы, родители и обучающиеся, администрация, депутаты наслега и района неоднократно обращались в различные инстанции, в том числе к главе района, но обращения положительных результатов не дали.

Согласно проекту программы социально-экономического развития муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) на 2013-2016 годы, утвержденного решением № 3 XXIX сессии районного Совета депутатов МР «Олекминский район РС(Я), строительство здания МБОУ «Жедайская СОШ» на 165 мест планируется в 2014-2016 годах, общий объем финансирования из государственного бюджета РС(Я) составляет 185.000.000 рублей. В ходе судебного разбирательства установлено, что указанная программа социально-экономического развития в настоящее время проходит согласование с различными министерствами Республики Саха ( Якутия ), в силу чего не получила окончательного утверждения.

Как установлено судом, в результате пожара 18 мая 2008 года в МОУ «Жедайская СОШ» сгорело деревянное типовое здание средней школы 1958 года постройки. В 2013-2014 учебном году в школе обучаются 108 учеников в одну смену: 1-4 классы ( 42 обучающихся ) обучаются в переоборудованной половине здания детского сада площадью 205,6 м2.; 5-11 классы ( 66 обучающихся ) обучаются в реконструированном здании начальных классов, площадью 370 м2. Оборудованы 7 небольших классных комнат. Поэтому в настоящее время нет возможности организовать кабинетную систему. В школе маленькие и узкие коридоры, нет актового зала для проведения массовых мероприятий. Отсутствуют помещения для работы социального педагога и психолога. Медицинский кабинет не соответствует по площади. Таким образом, учебные занятия в МБОУ «Жедайская СОШ» проводятся в приспособленных зданиях, чем нарушаются права обучающихся МБОУ «Жедайская СОШ» на образование, общедоступность основного общего образования в муниципальном образовательном учреждении, гарантированные ст.43 Конституции РФ.

Факт уничтожения огнем типового здания общеобразовательной школы в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение. Стороны в ходе судебного разбирательства согласились с тем, что в настоящее время 108 учеников Жедайской средней общеобразовательной школы обучаются в переоборудованных, реконструированных и приспособленных помещениях начальной школы и детского сада ( что в свою очередь повлекло за собой сокращение детей, получающих дошкольное образование ). Сохранены здания школьной мастерской, спортивного зала, столовой, интерната и начальных классов.

Таким образом, суд приходит к твердому выводу, что получение качественной образовательной программы, установленной федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования возможно только в специальных возведенных, оборудованных зданиях, что предусмотрено СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( вместе с СанПин 2.4.2.281-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» ). При этом размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно только на время проведения капитального ремонта ( реконструкции ) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений ( п.9.1 СанПин 2.4.2.2821-10 ).

В соответствие с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17 декабря 2010 года, здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса ( п.24 Приказа ). Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной ( в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ), административной и хозяйственной деятельности: учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории; помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством ( лаборатории и мастерские ), музыкой, хореографией и изобразительным искусством; лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков; информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой; актовые и хореографические залы, спортивные сооружения ( комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем ), автогородки; помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещения медицинского назначения; административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; гардеробы, санузлы, места личной гигиены; участок ( территорию ) с необходимым набором оборудованных зон; полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности ( бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма ( в тетрадях и на доске ), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации ); мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Таким образом, в нарушение федерального государственного образовательного стандарта и санитарных правил в настоящее время обучающиеся размещаются в 7 маленьких классных кабинетах в приспособленных зданиях, где отсутствуют административные помещения, помещения медицинского назначения, лингафонный кабинет, информационно-библиотечный центр, актовый зал. Следовательно, в данном случае невозможно обеспечить возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, как это предписано федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе судебного разбирательства доказательств невозможности строительства здания школы ответчиком не представлено. Доводы об отсутствии финансирования ( недостаточном финансировании ) не являются уважительной причиной нарушения требований федерального законодательства.

При таких обстоятельствах исковое заявление и.о.прокурора Олёкминского района подлежит безусловному удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание, что бюджет муниципального района на 2013 год уже утвержден и у ответчика денежные средства на указанные цели на 2013 год не заложены, в соответствии с требованиями БК РФ с учетом объема предстоящих работ ( с учетом проекта программы социально-экономического развития муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) на 2013-2016 годы ), необходимо установить срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2016 года, поскольку данный срок необходим для организации финансирования, разработки проектно-строительной документации и собственно строительства здания школы.

На основании изложенного, в соответствии со ст.5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление и.о.прокурора Олёкминского района удовлетворить:

обязать администрацию МР «Олёкминский район» РС(Я) организовать предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального образования «Чапаевский наслег» Олекминского района путём строительства нового здания МБОУ «Жедайская СОШ» в срок до 1 сентября 2016 года.

Копию судебного решения направить в Министерство образования Республики Саха (Якутия), чей представитель не участвовал в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Олёкминский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья:                                  п/п

Копия верна:

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия):                                                   Г.А.Седалищев