Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года <адрес>
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Магомедова Т.М.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – и.о. главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № по исковому заявлению депутата Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о взыскании с администрации МО «<адрес>» <адрес> РД в его пользу 174 700 рублей, составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и в дальнейшем на протяжении всего периода исполнения истцом обязанностей на постоянной основе,
У С Т А Н О В И Л:
Депутат Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о взыскании с администрации МО «<адрес>» <адрес> РД в его пользу 174 700 рублей, составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и в дальнейшем на протяжении всего периода исполнения истцом обязанностей на постоянной основе.
В обоснование своего иска указывает, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 17, п.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД от 19.03.2020г. № и ч. 2 ст. 53 ФЗ №, Устава МО «<адрес>» п.6 ст. 30, решением Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ его, депутата Собрания депутатов МО «<адрес>» ФИО1 избрали для работы на постоянной основе в Собрание депутатов МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для получения статуса депутата (равно как и денежного содержания и иных выплат) является избрание лица в установленном порядке на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах депутатом представительного органа.
У депутата представительного органа муниципального образования подчиненность кому-либо отсутствует. Председатель представительного органа не обладает распорядительными полномочиями по отношению к депутатам, поэтому заключение трудового договора с ним не предусмотрено.
Функция, выполняемая депутатом представительного органа местного самоуправления, не является трудовой. Средства, выплачиваемые депутату, являются денежным содержанием, а не платой за выполнение конкретной работы.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, соблюдая требования, установленные пунктом 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 6 ст.30 Устава МО «<адрес>» - осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат Собрания депутатов сельского поселения не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Поэтому в таких случаях депутатам положено денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными и региональным законодательством.
П.7. Депутат Собрания депутатов сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
П. 18. В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
5) получать возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов сельского поселения; П. 19 Гарантии осуществления полномочий депутата Собрания депутатов сельского поселения устанавливаются Уставом в соответствии с федеральными законами и законами РД.
Закон предусматривает для депутатов ежемесячную денежную выплату в соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ из средств местного бюджета. Ее размер и порядок начисления орган местной власти определяет сам и закрепляет в муниципальном правовом акте.
Вышеуказанное было сделано «Решением Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Депутатская деятельность - труд физического лица. Служебные функции, выполняемые в рамках депутатской деятельности - трудовые обязанности.
<адрес> рассмотрено его обращение от ДД.ММ.ГГГГ о не исполнении «Решения Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании для на постоянной основе в Собрание депутатов МО «<адрес>» его с ДД.ММ.ГГГГ, администрацией «<адрес>» <адрес> РД и вынесено представление о ее исполнении письмо №ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация СП МО «<адрес>» <адрес> РД, в нарушение утвержденного Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ года№ п.9 не привела структуру аппарата МО «<адрес>» в соответствии с нормативными требованиями по формированию структуры аппарата органа местного самоуправления муниципальных образований РД, с включением в штат -1 единицы депутата на постоянной основе, с денежным содержанием равным с денежным содержанием Главы администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД, равной 26 536 рублей.
Однако Администрация СП МО «<адрес>» <адрес> РД не исполнила следующее:
в соответствии с Решением Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании для работы на постоянной основе в Собрание депутатов МО «<адрес>» ФИО1 и включении в штат -1 единицу депутата на постоянной основе с денежным содержанием равным с денежным содержанием Главы администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД равной 26536 рублей; не привела структуру аппарата МО «<адрес>» в соответствие с нормативными требованиями по формированию структуры аппарата органов местного самоуправления муниципальных образований РД, утвержденный Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ п.9; не выплатила ему денежное содержание с ДД.ММ.ГГГГ по сей день; не исполнила досудебную претензию.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои исковые требования, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании и.о. главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, что она временно исполняет обязанности главы, у них в штатном расписании не предусмотрена должность депутата на постоянной основе, также у администрации не предусмотрено средств для оплаты труда такому депутату. ФИО1 обращался в администрацию с претензией, тому в устной форме было сказано, что у администрации нет возможности содержать депутата из собственных средств.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ответчиком не оспаривается и установлено материалами дела, что ФИО1 является избранным депутатом Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД текущего созыва.
Согласно Решению № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД депутат указанного Собрания ФИО1 избран для работы на постоянной основе в Собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД с включением в штатное расписание администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД с ДД.ММ.ГГГГ, с утверждением норматива формирования расходов на оплату труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе МО СП «<адрес>» по приложению № к Решению.
В приложении № к Решению, именуемом «Порядок формирования расходов на оплату труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе на территории МО СП «<адрес>» на 2021-2025гг.» указано о том, что при формировании фонда оплаты труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе сверх суммы средств, направляемых для выплаты, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): надбавка к должностному окладу, надбавка к должностному окладу за особые условия деятельности, ежемесячное денежное поощрение, премия по результатам работы, материальная помощь.
Также в приложении указано, что глава МО самостоятельно формирует предложения о премировании депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, руководитель органа МО СП «<адрес>» вправе перераспределять средства фонда оплаты труда депутата между вышеуказанными выплатами.
В самом Решении указано также о том, что оно вступает в силу с 12.04.2021г.
Из пункта 5 ст.30 Устава МО «<адрес>» <адрес> РД следует, что депутаты осуществляют свою деятельность на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Собрания депутатов сельского поселения.
Согласно п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 вышеназванного Федерального закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Согласно Нормативным требованиям по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований РД и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления РД, утвержденных Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.9) исходя из положений настоящих Нормативных требований примерная структура аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов с населением до 15 000 человек устанавливается в следующем виде: количество штатных единиц: глава муниципального образования - 1, депутат представительного органа - 1, и т.д., всего 38 штатных единиц.
Таким образом, исходя из установленных законодательно нормативов численности, в МО СП «<адрес>» <адрес> один депутат может осуществлять свою деятельность на постоянной основе.
Из материалов дела следует, что истец 19.08.2021г. обратился с претензией к ответчику о приведении структуры аппарата МО «<адрес>» в соответствие с нормативными требованиями по формированию структуры аппарата органа местного самоуправления муниципальных образований РД от 27.06.2014г. № п.9 с включением в штат 1 единицы депутата на постоянной основе с предоставлением служебного помещения в здании сельской администрации.
В ходе рассмотрения дела ответчик в лице и.о. главы администрации МО «<адрес>» ФИО5 пояснила, что ответ в надлежащей форме истцу направлен не был, претензия не удовлетворена.
Из обращения истца в прокуратуру <адрес> от 24.05.2021г. следует, что истец обращается с просьбой обязать администрацию МО «<адрес>» исполнить Решение Собрания депутатов МО «<адрес>» № от 09.04.2021г.
Согласно ответу прокуратуры <адрес> от 15.06.2021г. следует, что прокуратурой рассмотрено обращение ФИО1 о не исполнении Решения Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией «<адрес>» <адрес> РД и вынесено представление об исполнении (письмо №ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ).
Исходя из того, депутат, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе, не может заниматься предпринимательской деятельностью, занимать иную должность, кроме преподавательской деятельности, научной и иной творческой деятельности, то, не оплачивая денежное содержание ФИО1, являющемуся депутатом, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе, избранным для такой деятельности Решением представительного органа муниципального образования, администрация МО «<адрес>» нарушает ст.37 Конституции РФ, которой предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Кроме того, ответчиком нарушены положения части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, которой установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Вышеназванное Решение Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым депутат указанного Собрания ФИО1 избран для работы на постоянной основе в Собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД с включением в штатное расписание администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД с ДД.ММ.ГГГГ, с утверждением норматива формирования расходов на оплату труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе МО СП «<адрес>», никем не оспорено, не признано незаконным или недействительным, вступило в силу и подлежит исполнению на территории МО «<адрес>» <адрес> РД, в том числе администрацией указанного муниципального образования.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 суд считает обоснованными.
Суд при этом учитывает и расчет задолженности ответчика перед истцом, составивший 174 700 рублей, который учитывает размер ежемесячного денежного содержания депутата, осуществляющего деятельность на постоянной основе, период задолженности с определением рабочих дней: с ДД.ММ.ГГГГ (день вступления в силу Решения Собрания депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (день составления расчета, указанный истцом).
Указанный расчет суд считает арифметически правильным, своего контррасчета ответчик суду не представил.
Суд также учитывает, что в настоящее время ФИО1 продолжает деятельность депутата на постоянной основе, в связи с чем в дальнейшем на протяжении всего периода исполнения депутатом Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 обязанностей депутата на постоянной основе последнему подлежит оплата соответствующего содержания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление депутата Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о взыскании с администрации МО «<адрес>» <адрес> РД в его пользу 174 700 рублей, составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем на протяжении всего периода исполнения истцом обязанностей депутата на постоянной основе.
Взыскать с администрации МО «<адрес>» <адрес> РД в пользу депутата Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 174 700 рублей, составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем на протяжении всего периода исполнения депутатом Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО1 обязанностей депутата на постоянной основе.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме с мотивированной частью вынесено к 20 час 28.12.2021г.
Председательствующий Т.М. Магомедов