Дело № 2-702/2021 27RS0014-01-2021-000641-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 25 ноября 2021 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Вахрушевой Н.В.,
с участием Ответчика САЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» к САЕ о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, и встречному исковому заявлению о перерасчете стоимости услуг теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
АО «ХЭС» обратилось в суд с иском к САЕ в котором просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за теплоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 672,29 рублей, пени в размере 392,65 рублей, судебные расходы, мотивируя тем, что АО «Хабаровские энергетические системы» (далее также - АО «ХЭС», истец), согласно договоров с администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» о передаче в аренду муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, договора ответственного хранения имущества, закрепленного за краевым государственным учреждением на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче в аренду имущества, закрепленного за краевым государственным учреждением на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет на территории г. Советская Гавань деятельность по выработке и транспортировке тепловой энергии предприятиям и населению с ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ№.
Поскольку, в соответствии со ст. 548 ГК РФ отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, регулируются правилами о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ, факт подключения ответчика к сети теплоснабжения, согласно п. 3 ст. 438 и п. 1 ст. 540 ГК РФ признается акцептом. Дом, в котором проживает ответчик, на дату заключения договора аренды муниципального имущества (от ДД.ММ.ГГГГ№) был подключен к сети теплоснабжения, эксплуатируемой истцом, следовательно, в соответствии со ст. 433 ГК РФ, договор на теплоснабжение между АО «ХЭС» и ответчиком считается заключенным с ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 548 ГК РФ предусматривает, что положения статей 539-547 ГК РФ применяются также к отношениям, связанным со снабжением горячей водой, тепловой энергией через присоединенную сеть.
Истцом ответчику оказана услуга по отоплению его квартиры, однако в результате неисполнения надлежащим образом обязательств по оплате коммунальных услуг, за ответчиком образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за услугу теплоснабжения в размере 58 672,29 руб.
До судебного заседания ответчик САЕ иск не признал и заявил встречное исковое заявлению о перерасчете стоимости услуг теплоснабжения, указав, что у истца отсутствуют основания для взыскания вышеуказанной задолженности, так как он использует альтернативный способ получения тепловой энергии (отопления). О переходе на альтернативный источник отопления истец знал, так как данные об этом отражены в Техническом паспорте жилого помещения (квартиры). Переустройство системы отопления подтверждает технический паспорт жилого помещения (графа 8 «Вид отопления»), а также письмо Администрации городского поселении «Город Советская Гавань» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца АО «ХЭС» и третьего лица ООО «УК «Наша Гавань» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
До судебного заседания на иск САЕ АО «ХЭС» представило возражения, указав, что наличие у Ответчика собственной системы отопления жилого помещения не исключает использование внутридомовой системы отопления. Тепловая энергия поступает в жилое помещение в многоквартирном доме не только за счет принимающих устройств (радиаторов) но и за счет тепла от помещений имеющие общие стены с помещением потребителя. Отсутствие в индивидуальном жилом помещении радиаторов центрального отопления не является достаточным основанием для признания факта отсутствия поставки тепловой энергии на отопление жилого помещения в МКД через трубопровод теплосети и общедомовые стояки. Кроме того, достаточных доказательств того, что схема теплоснабжения указанного выше многоквартирного дома предусматривает возможность перехода на отопление жилых помещений в данном доме с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в материалы дела не представлено.
Для полного отказа от потребления ресурса поступающий в многоквартирный дом от центральной системы теплоснабжения, в связи с переходом на альтернативный источник тепла, возможен в случае перехода всего многоквартирного дома в целом, в порядке установленном действующим законодательством, в свою очередь действующим законодательством предусмотрено снижение объема поставляемого ресурса. Для определения объема фактического потребления поставляемой тепловой энергии необходимо установить базовый показатель тепловой нагрузки на помещения Ответчика.
Порядок взаимодействия между ресурснабжающей организацией и потребителем в части определения показателя нагрузки установлен Приказ Минрегиона РФ от 28.12.2009 N610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».
Пунктом 25 указанного Приказа установлено, что заявление потребителя о снижении тепловой нагрузки в случаях, предусмотренных пунктами 21.1 и 21.2 настоящих Правил, направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки теплопотребляющих установок и сохранение сниженной нагрузки при условии сохранения результатов проведенных потребителем мероприятий.
Такими документами могут являться:
- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза, если данная проектная документация подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в ней указана величина снижения тепловой нагрузки;
- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза, если в ней указывается величина снижения тепловой нагрузки;
- акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки;
- заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно-строительного проектирования, или являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обосновывающие снижение тепловой нагрузки;
- согласованные сторонами данные приборов коммерческого или технического учета тепловой энергии не менее чем за 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на изменение (пересмотр) тепловой нагрузки, свидетельствующие о фактическом снижении тепловой нагрузки, удовлетворяющие пунктам 11 - 16 настоящих Правил.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить базовый показатель тепловой нагрузки для определения фактического потребления ресурса, а также отсутствует согласие истца или иной ресурсноснабжающей организации на демонтаж принимающего оборудования или согласование снижения тепловой нагрузки на помещение путём подписания соглашения к договору теплоснабжения.
В судебном заседании ответчик САЕ иск не признал и пояснил, что квартира была переоборудована до него. Чугунные радиаторы отопления не являлись общим домовым имуществом, и поэтому собственник жилого помещения имел право переоборудовать систему отопления. Акт приемки переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает законность переустройства.
Изучив материалы дела, нахожу иск АО «ХЭС» подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что САЕ имеет в собственности <адрес>, расположенную в <адрес> года постройки, оборудован централизованным теплоснабжением. Данный вид деятельности до июня 2020 года осуществляло АО «ХЭС». В квартире в неустановленное время демонтированы радиаторы отопления, ДД.ММ.ГГГГ переустроена система электроснабжения для установки электроконветоров общей максимальной мощностью 15 кв.. Начисленную плату за отопление по нормативу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за услугу теплоснабжения в размере 93 339,44 руб. собственник не оплачивает. Акт о завершении переустройства и (или) перепланировки отвержден ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, счетом о задолженности, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Актом о завершении переустройства и (или) перепланировки отвержден ДД.ММ.ГГГГ, договором управления № № от ДД.ММ.ГГГГ МКД по <адрес>.
Ответчик не оспаривает, что плата за коммунальную услугу отопление начислялась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной» трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты на день фактической выплаты включительно.
Расчет задолженности и пени судом проверен и признан правильным.
Доводы ответчика о том, что жилищные услуги со стороны АО «ХЭС» не оказывались, о законности переустройства квартиры в многоквартирном доме, суд находит несостоятельными.
Отсутствие между участниками правоотношений в сфере коммунальных услуг каких-либо договорных отношений не влечет освобождение потребителей этих услуг от обязанности возместить ресурсоснабжающей организации фактически понесенные расходы на оказанные услуги. Кроме того, возмездное оказание жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 426 ГК РФ является публичным договором, который считается заключенным с момента начала пользования предоставленными жилищно-коммунальными услугами.
Доводы ответчика об отсутствии услуги по отоплению суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 290 ГК РФ и части 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также носить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального Закона РФ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ» тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени.
Таким образом, устройство нового вида отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома. Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П).
Между тем, ответчик не привел суду доказательств законности полного освобождения от оплаты коммунальной услуги по отоплению. Наличие у собственника собственной системы отопления жилых помещений электроконвекторами не исключает использование внутридомовой системы отопления. Собственнику жилого помещения решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с централизованного отопления на альтернативное отопление не выдавалось. Более того, квартира ответчика находится на втором этаже многоквартирного дома, и переоборудование централизованной системы отопления в автономную, невозможно без решения собрания собственников МКД, так как это является общедомовым имуществом, чего не было сделано.
Ответчиком не представлены в материалы дела разрешительные документы на демонтаж системы отопления, повлекший соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28 декабря 2009 г. N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), и технических документов, основанных на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке. Управляющая компания не подтверждает, что какие-либо изменения в технический паспорт дома вносились, и пересмотр тепловой нагрузки производился.
Согласно договора управления № Л-20 от 01.09.2018 (приложение №1), МКД по <адрес> имеет центральное отопление по всей площади дома. В графе 3 (характеристики жилых помещений) какие либо отклонения в части отсутствия центрального отопления не отражены.
Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления.
В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.
В резолютивной части Постановления от 20 декабря 2018 года N 46-П признан абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим.
Между тем, судом установлено, что система внутриквартирного отопления не переустроена, а просто демонтированы радиаторы отопления, предусмотренные схемой теплоснабжения дома, в нарушение раздела I Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170. Произведенное переоборудование электроснабжения и установка в квартире электроконвекторов предоставляет возможность собственнику жилого помещения поддерживать комфортную температуру при наличии устойчивого электроснабжений круглый год, но не является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по отоплению. Установка данных электроконвекторов не была произведена путем подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения многоквартирного дома.
Согласно Акту о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, было согласовано только устройство электроконвекторов.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Доводы встречного искового заявления о возможности перерасчета начислений за тепловую энергию судом отклоняются, поскольку отсутствует техническая документация, подтверждающая производство переустройства в установленном законодательством порядке в период начисления платежей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с САЕ в пользу Акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» задолженность по оплате за теплоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 672,29 рублей, пени в размере 392,65 рублей, судебные расходы в размере 1 972 рубля, а всего 61 036 (шестьдесят одна тысяча тридцать шесть) рублей 94 копейки.
В удовлетворении встречного искового заявления САЕ к Акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» о перерасчете стоимости услуг теплоснабжения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (26.11.2021).
Судья С.В. Шорохов